Курсовая с практикой на тему «Стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание на примере Организации общественного питания кофейни «Шоколадница» в г. Москве»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретический обзор понятий стрессоустойчивости и эмоционального
выгорания. 6
1.1Стрессоустойчивость как вид психологической устойчивости личности. 6
1.2 Профессиональное выгорание, особенности, этапы.. 9
1.3. Особенности профессиональных деформаций. 12
Глава 2.
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости
и эмоционального выгорания на примере Организации общественного питания кофейни
«Шоколадница» в г. Москве. 16
2.1. Материалы и методы исследования. 16
2.2. Анализ результатов исследования. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 30
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35
Введение:
Проблема исследования и ее
актуальность. Динамичные миграционные
процессы в современном обществе значительно модифицируют систему отношений в
этническом аспекте. Обнаруженные многочисленные
проблемы межэтнических отношений находятся на переднем крае и требуют ответа по
практическим вопросам конфликтов, напряженности, этнической нетерпимости. В связи с этим одним из важных вопросов
является проблема позитивного межэтнического взаимодействия.
Актуальность изучения особенностей
эмоционального выгорания во многом обусловлена политическими,
социально-экономическими условиями, которые предъявляют особые требования к
личности в ситуациях дефицита времени и информации, способности брать на себя
ответственность и управлять собой и другими в мультикультурной среде.
Уровень стрессогенной управленческой
деятельности постоянно растет. Причинами
этого являются как объективные показатели осложнений и улучшения содержания и
функциональности деятельности, так и субъективные причины, связанные с
социально-психологическими условиями, ожиданиями и требованиями идентичности
группы, а также условиями и динамикой межэтнического взаимодействия. Все эти
обстоятельства заставляют говорить о необходимости изучения характеристик
эмоционального выгорания, предотвращения выгорания, обеспечения и поддержания
эффективности.
Степень научной разработанности проблемы. Эмоциональное выгорание является одной из
актуальных проблем психологической науки на протяжении десятилетий. Начиная с 70-х годов XX века ведутся дискуссии
о толковании понятия «эмоциональное выгорание», его генезисе, закономерностях
развития симптомов, влиянии этого явления на эффективность профессиональной
деятельности (Перлман Б., Хартман Е. .,
Бойко В.В., Рукавишников А.А., Форманюк Т.В., Водопьянова Н.Е., Старченков
Е.С., Орловский В.Е.).
На
современном этапе изучения синдрома эмоционального выгорания большинство
авторов рассматривают его либо как долговременную реакцию на стресс, либо как
синдром, вызванный длительным профессиональным стрессом. Другие исследователи интерпретируют феномен с
позиции механизма психологической защиты до вашего любимого стрессового
воздействия. В целом ученые пришли к
общему толкованию термина, рассматривая эмоциональное выгорание как результат
конкретных личностных изменений, связанных с деформацией эмоционально-мотивационной
сферы.
С
развитием представлений о характере и признаках выгорания был расширен ряд
профессий, специалисты склонны к эмоциональному выгоранию. В этот список занятий вошли не только специалисты
вспомогательных профессий, субъект-субъект, но и специалисты субъект-объект
типа (Форманюк Т. В. Рогинский, Т. Н. и др.).Этот факт объясняется лучшим
пониманием социально-психологических факторов эмоционального выгорания, которые
влияют на специалиста при осуществлении совместной деятельности. Остается неисследованным влияние этнической
принадлежности, характера социально-экономического статуса работника, типа
организационной среды, участия человека в моно- и многоэтнических группах в
развитии выгорания.
В
связи с этим актуальность изучения особенностей эмоционального выгорания
личности, стрессоустойчивости и определения цели, выбора объекта и предмета
исследования.
Заключение:
Анализ
литературных источников позволил выявить:
Понятие «эмоциональное выгорание» в психологии появилось недавно приблизительно 30 лет назад,
является сложным многокомпонентным феноменом
и, отметим, в настоящее время нет четкого толкования его сущности. В
современной психологии можем наблюдать разные подходы к определению
профессионального выгорания.
Подчеркнем,
что синдром эмоционального выгорания широко изучается в зарубежной психологии,
где данный синдром называется английским словом burnout, который, может быть,
сопоставим с такими русскими эквивалентами, как прекращение горения, сгорание,
выгорание и т. д.
Качеством, которое обеспечивает коммуникабельность
является эмоциональная стабильность, уравновешенность и отсутствие
импульсивности. Она обеспечивает работнику в процессе общения с посетителями не
сорваться.
По
результатам проведенного эмпирического исследования были разработаны
практические рекомендации для работников кофейни по повышению уровня коммуникативной
компетентности и избеганию профессиональных деформаций.
В результате статистической обработки данных, было
обнаружено наличие положительных и отрицательных взаимосвязей феноменов
коммуникативной установки с «эмоциональным выгоранием» у работников кофейни.
Что позволило доказать выдвигаемые предположения о том, что существует взаимосвязь стрессоустойчивости и
профессиональных деформаций :
1) высокий уровень стрессоустойчивости связан с низким
уровнем профессиональных деформаций ;
2) средняя степень выраженности стрессоустойчивости
детерминирована средним уровнем профессиональных деформаций;
3) низкий уровень обусловлен высоким уровнем
профессиональных деформаций.
Подтвердилась
гипотеза о том, что существует взаимосвязь стрессоустойчивости и
профессиональных деформаций:
— высокий уровень связан с низким уровнем
профессиональных деформаций ;
— средняя степень выраженности детерминирована средним
уровнем профессиональных деформаций;
— низкий уровень обусловлен высоким уровнем
профессиональных деформаций .
Проведённый нами корреляционный анализ позволил
выявить наличие корреляционных связей между характеристиками «завуалированная
жестокость» с «эмоциональным истощение» (Rs = 0,66, при p ≤ 0,01),
«низким уровнем удовлетворительности работой» (Rs = 0,67, при p ≤
0,01) и «эмоциональной отстраненностью от работы» (Rs = 0,73, при p
≤ 0,05). Была обнаружена взаимосвязь одного из феноменов коммуникативной
установки с феноменами профессиональной деформации .
В группе респондентов наблюдается устойчивая
положительная связь «обоснованного негативизма» с низким показателем «удовлетворенности
работой» (Rs = 0,66, при p ≤ 0,01) и показателями
эмоциональной сферы личности – «эмоциональный дефицит» (Rs = 0,76, при p ≤ 0,01) и «уровнем
редукции» (Rs = 0,74, при p ≤ 0,01.
В группе респондентов была выявлена отрицательная
взаимосвязь «некоммуникабельностью» с «удовлетворенностью работой» (Rs =
-0,66, при p ≤ 0,01) и устойчивая отрицательная взаимосвязь «брюзжания» с
«умением управлять собственными эмоциями» (Rs = -0,79, при p ≤
0,01).
Кроме того, выявлена положительная корреляционная
взаимосвязь «негативного личного опыта» с феноменом эмоциональной сферы
личности – «Эмоционально-нравственная дезориентация» (Rs = 0,79, при
p ≤ 0,05).
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретический обзор понятий стрессоустойчивости и эмоционального
выгорания
1.1Стрессоустойчивость
как вид психологической устойчивости личности Стресс в
нашей жизни играет довольно заметное место.
Даже в состоянии полного расслабления человек испытывает стресс,
связанный с приятными и неприятными ощущениями.
Поэтому важным этапом в жизни человека является способность
самостоятельно формировать стрессоустойчивость.
Стресс (англ. Stress — напряжение) — состояние
напряжения — комплекс защитных психологических реакций, возникающих в организме
животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов
(стрессоров) — холода, голодания, психическая и физическая травма, радиация,
кровопотеря, инфекция и т. д.
Стрессор является неблагоприятным фактором,
вызывающим у животного или человека состояние напряженности — стресс. Жизнь может быть очень суровой и безжалостной
для людей. Трудности, возникающие в
путешествии человека (от небольших проблем до трагической ситуации), дают ей
негативную эмоциональную реакцию, сопровождаемую физиологическими и
психологическими расстройствами.
Дистресс (англ. Distress — горе, дистресс,
истощение) — стресс, который негативно влияет на организм и может полностью
расстроить поведение и деятельность человека.
Хроническое переживание дистресса является причиной серьезных
дисфункциональных и патологических нарушений в организме [1,87].
Часто стрессы вызывают конфликтную
ситуацию. Конфликт сложен для человека в
ситуации социального взаимодействия.
Оптимальное поведение участников конфликта способствует умению
справляться со стрессорами, организовывать их поведение в трудных ситуациях
социального взаимодействия, без конфликта разрешать проблемы в отношениях с
другими людьми, то есть конфликтом.
Основным элементом конфликтолога является стресс.
Устойчивость к
стрессу — это общее качество личности, которое характеризуется способностью
противостоять стрессовым факторам в течение определенного периода времени, что
необходимо для организации новых условий, при которых стрессор не будет
угрожать. Стрессоустойчивость
обеспечивает высокую работоспособность и поддерживает здоровье молодого
человека. В ситуациях возможного стресса
появление должно определяться дополнительными