Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Стресс и психологическое здоровье педагога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ 4
1.1. Понятие о стрессе и стрессоустойчивости 4
1.2. Стрессоустойчивость учителя в профессиональной деятельности 9
1.3 Влияние стресса на психологическое здоровье учителя 13
ВЫВОД 1 ГЛАВЫ 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЕЕ ПОВЫШЕНИЕ У ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ 19
2.1.Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 22
ВЫВОД 2 ГЛАВЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

  

Введение:

 

Современное общество характеризуется систематическими социально-экономическими преобразованиями, быстрым темпом жизни, разнообразием информации, что приводит к увеличению нагрузки на психоэмоциональную сферу личности. Во многих случаях нагрузка на психику достигает такого уровня, что они повышают адаптационные возможности организма. В результате такого чрезмерного эмоционального напряжения возникают нервные срывы и психосоматические заболевания, которые напрямую влияют на качество работы. Иногда это приводит к временному или полному прекращению работы по специальности.
Сегодня в современном мире понятие стресса все шире используется. В изучении проблемы стресса наибольший вклад внес Г. Селье. Он считал, что стресс — это реакция организма на определенный эффект. В практическом плане стресс относится к состоянию психофизиологического стресса. [2]
Сегодня одной из самых стрессовых является профессия учителя. Исследователи, в том числе толерантность, самоконтроль, уравновешенность в профессиограмме личных качеств учителя, также отмечают важность такого важного качества, как устойчивость к стрессу.
В отечественных исследованиях по психологии стрессоустойчивости педагогов труд ученых А.А. Баранова и А.А. Реана. На уровень профессионального мастерства большое влияние оказывает индикатор стрессоустойчивости с точки зрения А.А. Барановой. С. В. Субботин, в свою очередь, считает, что уровень стрессоустойчивости учителя оказывает влияние на личностные характеристики каждого ученика. Авторы также отметили, что в педагогической деятельности на уровень стрессоустойчивости влияют свойства темперамента, характера, нервной системы и педагогических способностей.
В исследованиях ученых Е.П. Ильина, А.А. Коротаева отметила, что некоторые свойства нервной системы являются ведущим фактором при выборе профессии, поскольку они участвуют в формировании индивидуального стиля деятельности учителя и закреплении определенных стереотипов. Эти факторы также могут влиять на уровень стрессоустойчивости учителя и его профессиональной деятельности.
Объект исследования — стрессоустойчивость учителей.
Предметом исследования являются особенности стрессоустойчивости учителей с различными личностными ориентациями.
Гипотеза исследования была основана на предположении, что стрессоустойчивость учителей с разными личностными ориентациями имеет специфическое проявление, определяемое выраженностью и доминированием отдельных уровней и типов этой характеристики;
Научно-исследовательские цели:
— Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы стрессоустойчивости учителей.
— Определить тип личной ориентации учителей.
— Выявить конкретные проявления стрессоустойчивости учителей с разными личностными ориентациями.
В качестве методов исследования были использованы следующие методы: теоретический — анализ психолого-педагогической литературы; эмпирический — тестирование (опросник «Ориентация на личность» Б. Басса; тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (по Н.П. Фетискину); «Тест на стрессоустойчивость» (Ю.В. Щербатых), нкета «Какова ваша устойчивость к стрессу?» (Ф.-Т. Готвальд, В. Ховальд).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ Коломна, Московская область, Россия. В эксперименте приняли участие 30 учителей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности психологических служб образовательных учреждений, направленных на повышение стрессоустойчивости и поддержание психологического здоровья педагогов.
Структура работы: работа состоит из 2 глав, заключение, библиография, приложения, содержит иллюстративный материал (таблицы и рисунки).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ различных подходов к проблеме стрессоустойчивости позволил нам дать обобщенное описание непосредственно понятия «стресс», с помощью которого мы понимаем состояние психологического стресса, возникающего у человека при перегрузке нервной системы. , Стресс влияет на каждого человека по-разному, так как каждый человек уникален по своей природе. Стресс неразрывно связан со стрессоустойчивостью человека — это было необходимым условием для изучения стрессоустойчивости.
Важным психологическим фактором в преодолении стресса является стабильное поведение человека в стрессовых ситуациях. Индивидуальная стрессоустойчивость является важной чертой личности, которая помогает человеку действовать в трудных жизненных ситуациях. Таким образом, стрессоустойчивость является особым психологическим фактором, обеспечивающим мобилизацию жизненных сил в трудных ситуациях.
Стрессоустойчивость — это взаимосвязь личностных качеств, которые помогают человеку переносить для него травмирующие состояния, связанные с интеллектуальным, эмоциональным и физическим стрессом. Такие стрессы в повседневной жизни переживает учитель. Он тратит огромную часть своей энергии на работу, как с детьми и родителями, так и с администрацией школы. Отсюда следует, что в профессиональной деятельности учителя возникает множество психологических проблем, таких как возникновение чувства напряжения, снижение концентрации внимания, памяти, работоспособности и т. Д.
Ориентация на личность — это совокупность устойчивых взглядов, мотивов, потребностей, убеждений, которые ориентируют человека на определенное поведение, но существует прямая связь с понятием стрессоустойчивости. Ориентация учителя в большей степени влияет на изменение потребностей и мотивов в результате воздействия стрессовых ситуаций.
Кроме того, уровень стрессоустойчивости оказывает огромное влияние на всю атмосферу школы. Из нашего анализа теоретических данных мы видим, что для большинства преподавателей они характеризуются тревогой, дисбалансом и состоянием напряжения.
Для повышения уровня стрессоустойчивости необходима рабочая форма. Многие методы и приемы в сочетании с системами упражнений дадут наиболее эффективный результат. Поэтому выбор технологии и методов снижения уровня стрессоустойчивости зависит от характеристик деятельности тех, кому необходимо оказывать такую помощь.
Целью исследования было изучение специфических проявлений стрессоустойчивости учителей с разными личностными ориентациями.
Результаты экспериментального исследования подтвердили наше предположение, что стрессоустойчивость учителей с различными личностными ориентациями имеет специфичность проявления, определяемую тяжестью и доминированием отдельных уровней и типов этой характеристики.[32]

 

Фрагмент текста работы:

 

Сегодня в современном мире понятие стресса используется все чаще и чаще. В практической жизни под стрессом мы понимаем состояние психофизиологического стресса. Внешне стресс может выражаться в изменении цвета лица: покраснение или побледнение, вялость или чрезмерная активность.
В изучении проблемы стресса Г. Селье внес наибольший вклад; он был первым, кто ввел понятие стресса. Под стрессом он понимал, что это реакция организма. Г. Селье предположил, что «даже спящий человек в состоянии расслабления способен испытывать стресс, и он приравнивает отсутствие стресса к смерти. У человека, испытывающего стресс, можно наблюдать изменения в электрической активности организма. Также происходят изменения: кровеносная и дыхательная системы, а также деятельность мозга. Если человек испытывает состояние страха и страха, то его пульс может превышать 40-60 ударов от нормы. [14] Когда человек испытывает стресс, происходят изменения соматических показателей, в этом случае принимают участие соматические системы организма. Такие изменения оказывают непосредственное влияние на поведение, восприятие и память человека и могут сопровождаться такими расстройствами, как психические и соматические. Независимо от того, испытывает ли человек стресс: сильный или менее выраженный, он всегда вызывает физиологические «изменения» в организме человека, такие изменения нельзя игнорировать. Человек, испытывающий состояние тревоги, гнева, опасности или депрессии в течение длительного времени, подвержен многим заболеваниям, таким как ОРВИ, кишечные инфекции. [15]
Стресс — это состояние психологического стресса, которое возникает у человека, когда нервная система перегружена. В состоянии стресса человек с трудом может выполнять целенаправленные действия, его внимание становится рассеянным, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, а в некоторых случаях происходит торможение. В этом случае некоторые навыки могут оставаться неизменными и заменять другие виды деятельности. При стрессовом состоянии наблюдаются изменения в восприятии, памяти и проявлении неадекватной реакции на внешние раздражители. [13] Поведение в стрессовой ситуации зависит от личностных характеристик человека: от имеющегося опыта, от определенной решимости, от самоконтроля, особенно от волевого поведения. Человек уникален по своей природе, поэтому у разных людей стрессовое состояние вызывает активацию активности, у других — торможение активности. В этом случае невозможно заранее определить, вызовет ли стресс конкретную реакцию у человека. Поведение в стрессовой ситуации во многом зависит от способности человека мгновенно оценивать ситуацию и ориентироваться в ней. Стресс является риском многих соматических заболеваний. Распределение и переключение внимания имеет большое значение, в этом состоянии может произойти дезорганизация деятельности или общее торможение. [16]
Дальнейшая работа по психологии стресса пытается ограничить эту концепцию. Понятие психологического стресса было введено Р. Лазаром. Под стрессом он понимал, что это определенная реакция, о чем свидетельствуют защитные процессы и оценка угроз. Следуя С. Селцу, Дж. Эверилл утверждает, что стрессовой ситуацией является потеря некоторого контроля, что проявляется в отсутствии адекватной реакции. По мнению П. Фресса, стресс считается особой эмоциональной ситуацией. И использование этого термина возможно только в ситуациях, в которых могут возникнуть адаптивные нарушения. Ю.С. Савенко определяет психологический стресс, это определенное состояние, когда человек находится в условиях и существует препятствие для его самореализации. [12]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы