Курсовая с практикой на тему Стратегия. Сущность и история развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СТРАТЕГИЯ» И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Основные подходы к понятию «стратегия» 5
1.2 История развития стратегии как управленческой категории 10
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 14
2.1 История и состояние стратегического планирования в России 14
2.2 Реализация стратегического подхода в решении государством проблем, вызванных пандемией Covid-19 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Данная работа посвящена изучению понятия стратегия, рассмотрению сущности и истории развития стратегического подхода в управлении.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что критики стратегии видят в ней талмуд, который компания разрабатывает, кладет в ящик стола и после этого забывает о нем. Основное возражение против разработки стратегии – «быстро меняющийся мир». Считается, что тренды меняются быстрее, чем стратегия создается. А наличие плана делает компанию неповоротливой.
Если задуматься, много ли трендов можно назвать, которые меняют мир со скоростью большей, чем нужно бизнесу для перестройки? Другое дело, что мы обычно ничего не делаем, пока ситуация не станет критической. Считаем, что хорошо будет всегда, и каждый раз, когда это «хорошо» предсказуемо заканчивается, причину видим в изменчивом мире.
Разве до коронавируса мы не понимали, что мир уходит в онлайн и нужно развивать интернет-торговлю, доставку и т.п.? А ведь как раз этим планово занимались многие предприятия, которые уделяют достаточно времени стратегическому планированию. Им коронакризис нанес гораздо меньший урон. Никто не планировал закрытие границ и локдауны, но есть те, кто выстраивал бизнес-модель и цепочки потребительской ценности с учетом трендов и анализа рынка. И именно они оказались более подготовленными к вызовам 2020 года.
Хороший предприниматель и государственный управленец мыслит стратегически. Он думает не только о сегодняшних задачах и о текущей прибыли, но и о долгосрочных вещах. Он не только реагирует на изменения во внешней среде, но и пытается их предугадать.
Стимулирующим фактором исследований по методологии и периодизации теории стратегического управления выступает необходимость систематизации ее результатов для разработки новых подходов и методических рекомендаций по формированию эффективных стратегий компаний в динамично меняющихся условиях внешней среды бизнеса.
Цель работы – изучить подходы к исследованию понятия стратегия, рассмотреть сущность и историю развития стратегического подхода в управлении.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные подходы к понятию «стратегия»;
2) изучить историю развития стратегии как управленческой категории;
3) изучить историю и состояние стратегического планирования в России;
4) провести анализ реализации стратегического подхода в решении государством проблем, вызванных пандемией Covid-19.
Объект исследования – стратегия как управленческое понятие.
Предмет исследования – организационно-методические условия применения стратегического подхода к управлению.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению теоретических подходов к изучению понятия «стратегия» и стратегического управления. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты развития и реализации стратегического подхода.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам стратегического управления, опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) в первоначальном значении понятие «стратегия» употреблялось как «искусство полководца», изучению стратегии как планирования посвящены труды Генри Минцберга и Хенрика фон Шеель. Разработки этих ученых были продолжены и дополнены их последователями, в частности, такими, как Макс Маккеун, Альфред Чандлер, М. Портер и другими. В настоящее время особое внимание уделяется стратегическому подходу в управлении, который применяется как на уровне государственного управления, так и на уровне управления отдельными организациями и коллективами.
2) Концепция традиционного стратегического управления в экономике возникла в 1960-1970-х гг. на основе развития методов стратегического менеджмента и стратегического планирования для обеспечения конкурентного преимущества в рыночных условиях. В отличие от стратегического менеджмента, традиционное стратегическое управление позволяет выйти за пределы управляемого процесса или подсистемы, предвидеть результаты и факторы функционирования, предотвратить неблагоприятные события и негативные рисковые ситуации. Стратегическое управление использует модель долгосрочного планирования — «от образа будущего — к настоящему».
3) Рассмотрена история и состояние стратегического планирования в России. В условиях возросшего количества угроз одним из действенных инструментов повышения эффективности управления имеющимися ресурсами остается стратегическое планирование. В настоящее время Россия находится на седьмом этапе истории становления стратегического планирования, которая берет свое начало с момента образования современного российского государства. Каждый из этапов развития является закономерным следствием учета критики и опыта стратегического планирования, его документального сопровождения, выстраивания системы документов стратегического планирования, их мониторинга и исполнения. На основании проведенного исследования современного состояния стратегического планирования в России делается вывод о ближайших перспективах его развития и проблемах, которые необходимо будет разрешить на этом пути.
4) Рассмотрены особенности реализации стратегического подхода в решении государством проблем, вызванных пандемией Covid-19. COVID-19 представляет собой серьезную глобальную проблему для общественного здравоохранения и во многих странах вызвал разветвляющийся кризис. Пандемия Covid-19 показывает, что государственный сектор сталкивается не только с простыми и сложными проблемами, но и с непредсказуемым возникновением противоречивых, непоследовательных, неопределенных событий, характеризующихся серьезными проблемами. Нестабильные проблемы требуют надежных управленческих решений, которые являются адаптируемыми, гибкими и достаточно прагматичными, чтобы поддерживать конкретную цель или функцию в условиях постоянных сбоев. Проанализированы примеры надежных стратегий управления, проиллюстрированных текущей реакцией на COVID-19. Проведен анализ необходимости различных преобразований в государственном секторе и проанализированы новые разработки надежных стратегий управления для решение кризисных ситуация на примере пандемии COVID-19. Пандемия COVID-19, несомненно, вызвала организационные изменения, вынудила пересмотреть бизнес-стратегии и послужила катализатором цифровой трансформации во многих секторах экономики, здравоохранения и образования. Кризис COVID-19 продемонстрировал необходимость по-новому воспринимать вызовы государственному сектору и выявил необходимость, готовность и способность изменить план действий в поисках надежных решений насущных проблем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СТРАТЕГИЯ» И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные подходы к понятию «стратегия»
Стратегия (от греческого στρατηγία stratēgia, «искусство командования войсками; должность генерала, командование, командование») — это общий план для достижения одной или нескольких долгосрочных или общих целей в условиях неопределенности.
В значении «искусство полководца», которое включало в себя несколько подмножеств навыков, включая военную тактику, осадное дело, логистику и т.д., термин вошел в употребление в 6 веке н.э. в терминологии восточноримской империи и был переведен на западные языки только в 18 веке [6, c. 19].
С тех пор и до 20-го века слово «стратегия» стало обозначать «всеобъемлющий способ достижения политических целей, включая угрозу или фактическое применение силы, в диалектике воли» в военном конфликте, в котором взаимодействуют оба противника.
Генри Минцберг из Университета Макгилла определил стратегию как образец в потоке решений, контрастирующий с представлением о стратегии как планировании, в то время как Хенрик фон Шеель определяет суть стратегии как деятельность по обеспечению уникального сочетания ценностей – выбор для выполнения действий по-другому или для выполнения действий, отличных от конкурентов.
В то время как Макс Маккеун (2011) утверждает, что «стратегия заключается в формировании будущего» и является попыткой человека достичь «желаемых целей доступными средствами» [7, c. 93].
Владимир Квинт определяет стратегию как «систему поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при условии добросовестного следования» [10, c. 201].
Теоретики сложности определяют стратегию как раскрытие внутренних и внешних аспектов организации, результатом которых являются действия в социально-экономическом контексте.
Профессор Ричард П. Румелт описал стратегию как тип решения проблем в 2011 году. Он писал, что хорошая стратегия имеет базовую структуру, которую он назвал ядром.
Ядро состоит из трех частей [11, c. 19]:
1) Диагностика, которая определяет или объясняет природу проблемы;
2) Руководящая политика для решения проблемы; и
3) Согласованные действия, направленные на выполнение руководящей политики.
Президент Кеннеди проиллюстрировал эти три элемента стратегии в своем обращении к нации в связи с карибским кризисом от 22 октября 1962 года [8, c. 24]:
— Диагноз: «Это правительство, как и обещало, поддерживало самое пристальное наблюдение за наращиванием советской военной мощи на острове Куба. В течение прошлой недели неопровержимые доказательства подтвердили тот факт, что в настоящее время на этом захваченном острове готовится ряд наступательных ракетных объектов. Целью этих баз не может быть ничего иного, кроме обеспечения возможности нанесения ядерного удара по Западному полушарию».
— Руководящая политика: «Следовательно, нашей непоколебимой целью должно быть предотвращение использования этих ракет против этой или любой другой страны и обеспечение их вывода или ликвидации из Западного полушария».
— Планы действий: Первым из семи пронумерованных шагов было следующее: «Чтобы остановить это наступательное наращивание, вводится строгий карантин на всю наступательную военную технику, отправляемую на Кубу. Все суда любого типа, направляющиеся на Кубу из любой страны или порта, если будет обнаружено, что они содержат грузы наступательного оружия, будут возвращены».
Румельт писал в 2011 году, что три важных аспекта стратегии включают «преднамеренность, предвосхищение поведения других и целенаправленный дизайн скоординированных действий». Он описал стратегию как решение проблемы проектирования с компромиссами между различными элементами, которые должны быть упорядочены, скорректированы и скоординированы, а не как план или выбор.
Брюс Хендерсон писал в 1981 году, что: «Стратегия зависит от способности предвидеть будущие последствия текущих инициатив». Он писал, что основные требования к разработке стратегии включают, среди прочих факторов [9, c. 42]:
1) обширные знания об окружающей среде, рынке и конкурентах;
2) способность рассматривать эти знания как интерактивную динамическую систему; и
3) воображение и логику для выбора между конкретными альтернативами.
Хендерсон писал, что стратегия ценна из-за: «ограниченности ресурсов, неопределенности в отношении возможностей и намерений противника; необратимого расходования ресурсов; необходимости координации действий во времени и на расстоянии; неопределенности в отношении контроля инициативы; и характера взаимного восприятия противников друг друга».
Современная бизнес-стратегия появилась как область изучения и практики в 1960-х годах; до этого времени слова «стратегия» и «конкуренция» редко появлялись в самой известной литературе по менеджменту.
Альфред Чандлер писал в 1962 году, что: «Стратегия — это определение основных долгосрочных целей предприятия, а также принятие плана действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [12, c. 6].