Язык и стиль СМИ Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Стратегия речевой провокации в публичном диалоге(на примере ток шоу Владимира Соловьева выпуск 23.11.17)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Речевое воздействие в телевизионном дискурсе 6
1.1 Телевизионный дискурс как особый тип дискурса 6
1.2 Ток-шоу как составляющая часть телевизионного дискурса 11
1.3 Стратегии и тактики речевого воздействия 16
Выводы по главе 26
Глава 2 Анализ актуализации речевой стратегии провокации в ток-шоу 28
2.1 Характеристика материала исследования 28
2.2 Дискурсивные особенности речевого поведения участников ток шоу 28
2.3 Средства реализации речевой стратегии провокации 32
Выводы по главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36

 

  

Введение:

 

Данная работа выполнена в русле лингвистических исследований и посвящена анализу реализации стратегии провокации в публичном диалоге на примере ток-шоу В. Соловьева.
Настоящее время характеризуется расцветом развлекательного телевидения и массовой культуры. Оба эти феномена зародились в разноплановых сферах – материальной и духовной жизни человека, тем не менее они тесно слиты и являются мощным способом воздействия на разум, чувства, поведение, общекультурные нормы и мораль значительного количества людей. В современном мире массовая культура проникла во все пласты жизни общества, в первую очередь благодаря телевизионным развлекательным программам, к которым относятся и ток-шоу.
Актуальность исследования объясняется тем, что на сегодняшний день исследование масс-медийного дискурса находится в центре внимания лингвистов. Такая тенденция объясняется тем, что данный тип дискурса способен в значительной степени оказывать влияние на сознание общественности в целом и отдельных людей в частности. Жанр ток-шоу является уникальным явлением, который с одной стороны сочетает в себе формальные признаки телевизионного дискурса, а с другой характеризуется чертами разговорного стиля, поскольку речь участников ток-шоу носит, как правило, неподготовленный характер. В связи с этим представляется актуальным и перспективным исследователь лингвостилистические особенности жанра ток-шоу и проследить, каким образом, в рамках этого жанра актуализируются признаки разных типов дискурса.
Вопросами изучения телевизионного дискурса занимались такие исследователи, как А. А. Агуреев, И. П. Хутыз, А. А. Кибрик, J. Storney и др. Тем не менее, на сегодняшний день в лингвистической науке нет исследования, которое представляло бы комплексное описание лингвостилистических параметров англоязычного ток-шоу.
Лингвистическая актуальность предопределила выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – выпуск ток-шоу В. Соловьева от 23.11.2017.
Предмет исследования – реализация стратегии провокации в выпуске ток-шоу В. Соловьева от 23.11.2017.
Цель работы – анализ средств реализации стратегии провокации в выпуске ток-шоу В. Соловьева от 23.11.2017.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения следующего ряда задач теоретического и практического характера:
— охарактеризовать телевизионный дискурс как особый тип дискурса;
— рассмотреть ток-шоу как составляющую телевизионного дискурса;
— рассмотреть стратегии и тактики речевого воздействия;
— проанализировать дискурсивные особенности речевого поведения участников ток-шоу;
— провести анализ средств реализации стратегии провокации в ток-шоу В Соловьева в выпуске от 23.11.2017.
Научно-теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как А.А. Агуреев, В.В. Алпатов, Н. Д. Арутюнова, Н. Ф. Алефиренко, Л. С. Бейлинсон и др.
Достижение поставленных задач решалось с привлечением следующих методов и приемов:
— при помощи общенаучного метода была отобрана литература по теме исследования;
— метод систематизации и обобщения использовался для формулирования основных понятий исследования;
— метод дискурсивного анализа использовался для исследования типологических характеристик ток-шоу;
— метод сплошной выборки примеров;
— метод лингвостилистического анализа.
Материал исследования составляет выпуск ток-шоу В. Соловьева от 23.11.2017.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность работы, определяется объект и предмет исследования, ставится цель и задачи, указывается научно-методологическая база работы.
Первая глава носит теоретический характер и раскрывает основные положения исследования.
Вторая глава носит практический характер и содержит анализ средств реализации стратегии провокации в выпуске ток-шоу В. Соловьева от 23.11.2017.
В заключении подводятся основные итоги работы.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в работе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Отдельный вид дискурса – это телевизионный дискурс, который вызывает значительный интерес как исследователей, так и самих зрителей, т.к. становится бесспорным значение средств массовой коммуникации для приобретения взглядов, навыков, умений и опыта. Исходя из этого возникает вопрос о том, как именно функционируют те или иные программы. Желание постигнуть актуальные социокультурные процессы вынуждает заострить внимание на повседневную практику медиа.
В широком смысле любой публичный дискурс ориентирован на массового адресата и включает в себя массовое, публичное общение.
Современный телевизуальный поток обладает рядом специфических характеристик, позволяющих признать особую природу телевизионного дискурса.
В результате анализа мы обнаружили определенные особенности, свойственные преимущественно жанру ток-шоу. Структура передач подобного формата четкая, заранее определенна и, как правило, включает в себя несколько компонентов (ведущий, гости, независимые эксперты, зрители, телезрители, пульты для голосования и т.д.). Соблюдается равный баланс между типами участников и их ролью в ток-шоу. Тема и цели каждого выпуска сообщаются сразу же после характерных ритуальных формул (приветствия). Контекстуальным свойством данного жанра выступает студия с фирменной символикой организаторов, тематикой, образами. Символично декорированная студия выполняет единый посыл пропагандистского характера. Зачастую демонстрируются виде-/аудиозаписи, подкрепляющие слова гостей или ведущего.
Организуя поток информации и регулируя коммуникативное взаимодействие, Владимир Соловьев настраивает участников на ведение конструктивной кооперативной беседы, облегчает телезрителям восприятие информации. Тактики кооперации, солидаризации помогают ведущему укрепить свой авторитет, войти в сферу доверия как зрителей, так и участников передачи. Конфронтационные тактики нацелены на реакцию неодобрения телезрителями речевого поведения участников-соперников, что, в свою очередь, закрепляет за ведущим позицию коммуникативного лидера.
Такой набор тактик, как использование негативной оценки, тактика прерывания дискуссии, тактика смены темы, тактика противопоставления своего мнения мнению собеседника реализует стратегию провокации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Речевое воздействие в телевизионном дискурсе
1.1 Телевизионный дискурс как особый тип дискурса
Телевидение сегодня является неотъемлемой частью жизни социума и важнейшим средством воздействия на современное общество. Ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт человека и не оказало на его развитие столь существенного влияния, как телевидение – «самая популярная форма проведения свободного времени во всем мире» . Данный социальный феномен вызвал интерес и у лингвистов. Изучению информационно-массового дискурса посвящены многие лингвистические исследования последних десятилетий (работы И.В. Алещановой, О.В. Гусевой, А.В. Капишниковой, А.А. Котова, Е.А. Курченковой, О.Ю. Найденова и др.). Так как они носят в основном экспериментальный характер и посвящены незначительному количеству телевизионных жанров, до сих пор сохраняется перспектива изучения данного типа дискурса .
Важно отметить, что само понятие «медийный дискурс», на наш взгляд, довольно неточно, поскольку количество жанров и функциональных стилей в СМИ столь велико, что трудно определить свойства конкретно взятого дискурса. Более того, дискурс СМИ крайне чувствителен к изменениям, происхолящим в обществе, часто преобразуется для расширения свох коммуникативных возможностей и эффективной передачи информации . Именно поэтому мы согласны с А.А. Кибриком относительно употребления термина «медийный дискурс», который полагает, что необходимо точно обозначить хотя бы некоторые универсальные или прототипические свойства, характерные для медийного дискурса .
Очевидно, что дискурсы различных СМИ неоднородны с точки зрения модуса, т.е. письменный дискурс (газеты), устный (радио). Тем более неоднородны дискурсы в контексте СМИ, использующих разнообразие жанров, которые далеко не все принадлежат информационно-массовому дискурсу. Например, человек, вернувшийся из длительной поездки, будет рассказывать о своих впечатлениях примерно так, как это делает телеведущий, а защита диссертации схожа с таким телевизионным жанром, как дебаты.
В этой связи А.А. Кибрик считает целесообразным выделить дискурс СМИ как особый функциональный стиль. Однако «в современном глобальном мире публицистический, или медийный, функциональный стиль определен меньше, чем научный, официальный или художественный»5. Согласимся, что медийный дискурс многообразен. Трудно представить, что существует какой-либо инвариант, способный объединить «Новости», статьи из жёлтой прессы, рекламу и при этом отличающийся от других функциональных стилей.
Вслед за Е.Г. Лариной мы понимаем медийный дискурс как телевизионную речь в ситуации социального взаимодействия телекоммуникатора и телеаудитории6. Причем данная речь представляет собой макросистему, в которой реализуется коммуникация еще большего круга людей, обладающих различными социальными, возрастными, профессиональными и культурными характеристиками. Одним словом, происходит особая репрезентация социальных практик, воплощающих в себе связь между дискурсивным событием и ситуацией, институтом общества и социальными структурами .
Изучение речевых жанров медийного дискурса сегодня – это не только лингвистическое описание структуры жанров или лексическое описание семантики имен речевых жанров, но и диалогический фактор общения людей. Поэтому важно понимать и исследовать жанры медийного дискурса в диалогическом контексте коммуникативной ситуации, а еще шире – в контексте социальной, речевой и духовной культуры народа.
В рамках медийного дискурса, по нашему мнению, можно говорить лишь о некоторой относительности выделения разговорных жанров, к которым относится жанр ток-шоу. Телевизионная речь несет в себе некоторые элементы разговорности, однако не ограничивается разговорной речью, но по структуре представляет собой публичную разновидность устной литературной речи.
Анализируя телевизионные программы в контексте нынешних культурных процессов, мы обращаем внимание на то, как их форма и содержание приспосабливаются к переменам. «Инновации в медиа объясняются тем, что средства коммуникации вышли на глобальный уровень и образуют сплошное пространство, в которое погружен человек» . Его повседневная жизнь на сегодняшний день модифицируется под влиянием Интернета и телевидения. Давний потребитель информации сейчас принимается и за ее создание. Возрастание популярности телепрограмм напрямую зависит от того, каким образом они отзываются на происходящие культурные процессы.
Современное телевидение как важное, неотъемлемое звено СМК демонстрирует устойчивую ситуацию, когда деятельность журналиста, непосредственно работающего в этой сфере, сводится к набору средств и приемов, позволяющих интерпретировать любую информацию, предоставляя ее под определенным углом – выгодным с точки зрения экономических, рейтинговых стратегий. В результате аудитория имеет дело не с программой в привычном понимании этого слова, а прежде всего с продуктом телебизнеса. Более того, стоит говорить о том, что сегодня успешно функционирует особая коммуникационная среда – публичный телевизионный дискурс, участники которой – все мы без исключения.
Поскольку реальная практика функционирования отечественного телевизионного контента связана с процессом «виртуализации реальности» , творческий потенциал телевизионного журналиста, являющийся априори необходимой составляющей журналистской деятельности прошлого столетия, сегодня перестает быть актуальной профессиональной характеристикой. На смену творчеству приходят технологии, владению словом – так называемое креативное мышление, которое направлено на создание такого контента, чья воздействующая на аудиторию сила будет максимальна. «Креативная деятельность» современного тележурналиста не столько воспроизводит реальное событие, сколько преобразует его в соответствии с законами бизнеса. Являясь важным звеном, непосредственно формирующим публичный теледискурс, журналист предлагает аудитории различные формы общения, втягивая телезрителя в коммуникативный процесс — звонки в студию, участие в многочисленных конкурсах, викторинах, акциях, «мобильный репортер», интерактивное онлайн-общение и т.п. Теледискурс, конечно, приобретает особый статус и особый размах, поскольку предполагает сотворчество.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы