Курсовая с практикой на тему Стратегия организационного развития образовательного учреждения: содержание, главные сценарии, их выбор
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегии развития образовательной организации 5
1.1. Сущность стратегического подхода к управлению и технология разработки эффективной стратегии образовательного учреждения 5
1.2. Методические аспекты стратегии развития и особенности планирования образовательного учреждения 11
1.3. Программное управление развитием МКОУ «Оверинская ООШ» 13
2. Анализ эффективности стратегии развития школы на примере МКОУ «Оверинская ООШ» 18
2.1 Характеристика образовательного учреждения МКОУ «Оверинская ООШ» 18
2.2 Оценка стратегических тактик в организации деятельности МКОУ «Оверинская ООШ» 24
2.3 Влияние факторов вешней и внутренней среды на развитие МКОУ «Оверинская ООШ» 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение:
Российское образование в последние годы претерпевает многочисленные изменения и модернизации, при этом речь идёт не только о среднем образовании, но также и о начальным, и об основном. С нашей точки зрения, остро стоит вопрос реформации именно для школ, поскольку они выступают в качестве базиса всей системы образования для современного человека. Образовательная ситуация меняется достаточно быстро, имеются новые тенденции и направления развития, а потому, каждый руководитель школы должен решать вопросы, касающиеся поиска собственной ниши, её занятия, выработки стратегии развития учреждения.
Результаты различных исследований свидетельствует о том, что далеко не всегда руководство образовательного учреждения задумывается о том, что их роль и роль механизма управления данным учреждением весьма существенны, поскольку создают направления развития образовательного учреждения, формируют его положение в окружающем мире, позволяют выстраивать стратегию долгосрочного развития и определяют перспективы [В. Белова, И. Корнеева, с. 9]
Для того, чтобы организации, предприятия или учреждения работали эффективно в долгосрочной перспективе, необходимо правильно подобрать стратегические ориентиры, которые позволят реализовать потенциал, имеющийся у данной организации или учреждения, наилучшим образом. В условиях растущей конкуренции, образовательные учреждения должны не только концентрироваться на внутреннем положении, но также и следить за происходящими во внешней среде изменениями, основываясь на совокупности факторов разрабатывать долгосрочную стратегию. Всем вышеперечисленным обуславливается актуальность темы данной работы.
Теме данного исследования сегодня уделяется достаточно большое внимание, множество исследователей концентрировались на данном вопросе. Однако, несмотря на то что данная тема получила достаточную разработку как со стороны отечественных исследователей, так и со стороны зарубежных авторов, тем не менее она всё ещё является актуальной для исследований в области образования [Г. А. Балыхин, с.7]
В качестве объекта исследования выступает механизм управления образовательным учреждением.
Предметом исследования является стратегия развития МКОУ «Оверинская ООШ».
Цель работы – исследование эффективности стратегии учреждения образования на примере
В рамках данной цели был поставлен ряд задач:
– изучить управление развитием образовательного учреждения и дать его характеристику;
– провести анализ влияния факторов внутренней и внешней среды на развитие учреждений образования;
– определить возможность и целесообразность внедрения в программу развития рассматриваемого образовательного учреждения проект стратегии развития.
В рамках данной работы были применены такие методы как: SWOT-анализ, анализ, работа с документами, синтез, дерево целей.
В качестве информационной базы выступили различные исследования, в том числе монографии А. А. Вербицкого, а также были изучены отчётность образовательного учреждения, электронные ресурсы МКОУ «Оверинская ООШ» и результаты мониторинга качества образования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что благодаря возможности реализации стратегии развития школа сможет повысить свою конкурентоспособность, улучшить показатели качества предлагаемых услуг и образовательной деятельности, сможет выйти на новый уровень собственного развития.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
На основе рассмотренных определений понятий «стратегия» и «развитие» в работе дано обобщенное понятие, которое наиболее полно соответствует деятельности образовательного учреждения. Под стратегией развития следует понимать такую систему мер в области управления, которая имеет вектор на развитие, опираясь при этом на долгосрочную перспективу и приоритеты и, ориентирована не только на определённые образовательные процессы, но и на развитие учреждения как такового.
Изучена модель развития образовательного учреждения, технология разработки стратегии, структура и схема разработки стратегической цели, а также рассмотрена схема оценки эффективности стратегии образовательного учреждения.
Изучены методические аспекты стратегии развития и организационной структуры, детально рассмотрена пошаговая методика разработки стратегии и структуры, которая в итоге приводит к формированию дерева стратегии учреждения – цели и стратегии руководителя, всех его заместителей и руководителей структурных подразделений всех уровней иерархии, всех педагогических работников.
Главная цель — обеспечение качественного образования на основе модернизации в соответствии с ФГОС через создание необходимых условий для реализации основной образовательной программы МКОУ «Оверинская ООШ» и получения заданных результатов ее освоения, совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности педагогов. Любой процесс развития должен обеспечиваться финансовыми ресурсами.
Выбор стратегии и её реализация являются основными факторами развития МКОУ «Оверинская ООШ»
Фрагмент текста работы:
организации
1.1. Сущность стратегического подхода к управлению и технология разработки эффективной стратегии образовательного учреждения
Стратегия представляет собой определённую комбинацию запланированных действий, позволяющих образовательному учреждению быстро адаптироваться к новой ситуации, получить конкурентные преимущества за счёт использования новых возможностей и нивелировать угрозы ослабления конкурентной позиции.
В связи с тем, что внешние условия характеризуется высокой степенью нестабильности, любая организация, в том числе и работающая в сфере образования, должна ориентироваться на стратегическое управление [Г. Серебряков, В. Антонов, с. 6]. Отметим, что под управлением образовательным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, позволяющую создать благоприятные внутренние и внешние условия для организации совместной деятельности различных людей в данной организации. Для этого должна быть обеспечена организованность, включающая в себя факторы интеграции, сплочённости, консолидации и скоординированности, а также должен быть приведён импульс целенаправленности осуществления данной совместной деятельности. Если говорить о стратегическом управлении, то оно представляет собой деятельность, направленную на разработку стратегии и её последующую реализацию. В рамках данной деятельности устанавливаются цели развития организации, выявляются основные задачи, выстраивается система взаимоотношений между внешним окружением и самой организацией. Для осуществления стратегического управления необходимы такие умения как:
– умение смоделировать ситуацию;
– умение выявить необходимость проведения изменений в организации;
– навыки разработки стратегии;
– применение в рамках реализации стратегии изменений различных групп методов с наибольшей эффективностью;
– осуществление стратегической инициативы.
Все данные направления должны быть в полной мере реализованы при разработке программы развития учреждений образования.
Ниже на рисунке 1.1 отображены различные виды управленческих документов.
Под программой развития понимается управленческий инструмент, ориентированный на будущие периоды, и позволяющий установить основные стратегические цели, выстроить в рамках установленных целей соответствующие задачи, определить способы реализации установленных целей в определённые сроки.
Вне зависимости от структуры программы, она должна обеспечить реализацию ряда преимуществ, отраженных ниже на рисунке 1.2.
В качестве одного из наиболее важных понятий в области стратегического управления выступает миссия учреждения образования. Под миссией понимается официально принятое и декларируемое сообществом решение о том, каким будет назначение данного учреждения образования в ближайшем будущем, какие обязанности оно на себя принимает по наиболее актуальным вопросам.
Обязательным является требование установления измеримых целей в рамках принятых документов на всех уровнях – от плана до федеральных программ. Требование об измеримости целей пришло из менеджмента качества. Важность создания измеримости заключается в том, что показатели, который можно измерить, будут более достижимыми вследствие того, что на исполнителя налагается определённая ответственность за реализацию данной цели. Ввиду этого в прошлое должны уйти такие расплывчатые цели, как «всестороннее развитие», «развитие творческих способностей» и т.д. [В. Антонов, Г. Серебрякова, с. 6).
Программа развития представляет собой своего рода бизнес-план образовательного учреждения, основанный на стратегии, имеющий цели, которые подкрепляются установленными индикаторами и измеримыми показателями с плановыми значениями.
Отметим, что понятие развития, как и развития организации достаточно многопланово, существует большое количество подходов к его определению. Ниже в таблице 1.1 представлены наиболее распространённые из них.