Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Стратегии самоутверждения подростков и старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы исследования стратегий самоутверждения подростков 6
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 10
1.3 Особенности самоутверждения в подростковом возрасте 19
Выводы по первой главе 26
2 Эмпирическое исследование особенностей стратегии самоутверждения и самооценки подростков 28
2.1 Организация исследования, методики 28
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 32
2.3. Психологические рекомендации по формированию адекватной самооценки и конструктивных стратегий самоутверждения 36
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 45

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Подростковый возраст – это период бурного развития всех сфер ребенка, бурных эмоциональных переживаний. Особенностью данного этапа развития выступает с одной стороны, формирование такого новообразования, как чувство взрослости, с другой, поиск социального признания, желание занять определенное положение в социуме.
Наличие подобных особенностей предполагает необходимость подростка самоутвердиться определенным образом.
Кроме того, следует отметить, что в данном возрасте также происходит активное формирование Я-концепции и самосознания, одним из значимых компонентов которой является самооценка. Довольно часто формирование самооценки подростка сопряжено с различными трудностями: ребенок бурно переживает собственное отличие от группы подростков, например, во внешности, социальном статусе семьи, одежде и др. Все эти факторы влияют на самооценку негативным образом. Можно предположить, что снижение самооценки будет усиливать желание подростка самоутвердиться, причем, как правило, проявляется тенденция к деструктивным типам самоутверждения, в процессе которых подросток принижает достоинство и самооценку окружающих, повышая тем самым свою.
Однако, следует отметить наличие определенной проблемы: несмотря на то, что проблемой самооценки и самоутверждения подростков интересовалось достаточно большое количество ученых, исследований, в которых бы рассматривалась взаимосвязь данных аспектов существует достаточно мало, что указывает на актуальность изучения данной проблемы.
Объект исследования: стратегии самоутверждения подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и стратегий самоутверждения подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и стратегий самоутверждения подростков.
Гипотеза: между уровнем самооценки и стратегией самоутверждения в подростковом возрасте прослеживается прямая взаимосвязь (высокому уровню самооценки соответствует конструктивная стратегия самоутверждения и наоборот).
Задачи:
1) Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
2) Проанализировать представления исследователей об особенностях самоутверждения в подростковом возрасте;
3) Изучить с помощью эмпирического исследования особенности самооценки и стратегии самоутверждения в подростковом возрасте.
Методы исследования: анализ научных источников, систематизация полученной информации, методика Дембо-Рубинштейна (модификация А.М.Прихожан) для исследования самооценки, методика исследования стратегии самоутверждения подростков, разработанная Киреевой Е.А., Дубовицкой Т.Д., качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Ола.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 человек, обучающихся в 9 классе, в возрасте 14-15 лет, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек.
Теоретические основы исследования составляют работы ряда ученых. Исследованием проблемы самооценки занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.С. Шорохова, JI.B. Бороздина, А.К. Болотовая, А.В. Захарова, У. Джемс, С. Куперсмит, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Рождерс, Р. Бернс и др.
Особенности самоутверждения в подростковом возрасте активно исследовались Киреевой Е.А., Дубовицкой Т.Д., которыми также была разработана методика исследования самоутверждения, направленная специально на исследование лиц подросткового возраста.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в своей деятельности, например, явное использование деструктивных стратегий самоутверждения может стать косвенным признаком низкой самооценки и признаком того, что специалистам необходимо обратить внимание на данного ребенка.
Структура работы: данная работа содержит введение, две главы – теоретическую и эмпирическую, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение, список литературы, который включает 30 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Темой данного исследования является «Стратегии самоутверждения подростков и старших школьников».
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и стратегий самоутверждения подростков.
Задачи:
4) Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
5) Проанализировать представления исследователей об особенностях самоутверждения в подростковом возрасте;
6) Изучить с помощью экспериментального исследования особенности самооценки и стратегии самоутверждения в подростковом возрасте.
Гипотеза: между уровнем самооценки и стратегией самоутверждения в подростковом возрасте прослеживается прямая взаимосвязь (высокому уровню самооценки соответствует конструктивная стратегия самоутверждения и наоборот).
Методы исследования: анализ научных источников, систематизация полученной информации, методика Дембо-Рубинштейна (модификация А.М.Прихожан) для исследования самооценки, методика исследования стратегии самоутверждения подростков, разработанная Киреевой Е.А., Дубовицкой Т.Д., качественный и количественный анализ полученных данных.
Подростковый возраст является возрастом бурного развития субъекта. Происходят значительные изменения в физиологическом развитии организма, происходит бурное развитие эмоционально-волевой сферы подростка, кроме того формируются новые формы общения, а также значительные преобразования касаются Я-концепции подростка, его самосознания и самооценки. Наиболее значимым изменением в данном возрасте является формирование чувства взрослости и автономии от окружающих взрослых. Подросток испытывает желание доказать собственному окружению, что он является взрослым человеком, способным к самостоятельной деятельности, однако не обладает пока соответствующими способами действия. В данном случае он прибегает к различным стратегиям самоутверждения.
Авторы выделяют интерпретации и формы самоутверждения, однако в рамках нашего исследования мы придерживались концепции Киреевой Е.А., которая обозначила конструктивную, деструктивную стратегии и отказ от самоутверждения. Мы предположили, что выбор той или иной стратегии самоутверждения подростком связан с уровнем его самооценки.
Для проверки предложенной гипотезы было проведено эмпирическое исследование с помощью методик Дембо-Рубинштейн, направленной на исследование самооценки, и Киреевой Е.А, Дубовицкой Т.Д., целью которой является выявление предпочитаемой стратегии самоутверждения подростков.
В рамках данного исследования действительно было установлено, что подростки, у которых отмечена высокая самооценка склонны к выбору конструктивной стратегии самоутверждения, что подтверждено коэффициентом корреляции Спирмена, однако взаимосвязь между тогда низкой самооценкой подростков и выбором деструктивных стратегий не подтвердилась.
Подобные результаты позволяют говорить о том, что гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтверждена частично.

   

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы исследования стратегий самоутверждения подростков
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии

В самых общих чертах термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
Самооценка представляет собой структурный элемент самосознания, в который входит одновременно с представлениями о себе, оценка индивидом собственных физических параметров, способностей, моральных характеристик и действий [1].
С. Куперсмит под термином «самооценка» подразумевает «отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей ценности, значимости» [1].
Самооценка включает в себя три взаимодействующих элемента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. А. В. Захарова и Б. Ю. Худобина говорили о том, что когнитивный элемент демонстрирует представления субъекта о самом себе. Критериями когнитивного элемента самооценки выступают: степень реалистичности; разнообразие и широта самооценочных суждений; форма (проблематичная или категоричная) формулировки высказывания о себе.
Эмоциональный компонент – это эмоциональное отношение к системе представлений (оценочные параметры фрагментов когнитивной самооценки и соотносящиеся с ними переживания), сила и напряженность которого связаны с важностью для субъекта оцениваемого содержания. Базой для эмоционального элемента самооценки являются реакции или обратная связь, демонстрируемая окружающими людьми.
Поведенческий элемент, по мнению А.В. Захаровой, является производным от первых двух; это предполагаемая поведенческая реакция, проявляющаяся как итог постоянного взаимодействия первых двух элементов. Это желание обрести взаимопонимания, вызвать симпатии, уважение, укрепить свое положение в социуме или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д. Данный элемент детерминируется саморегуляцией и самоконтролем [1].
В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития.
Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения:
В трудах исследователей советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [3].
А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект. Данную связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует И.И. Чеснокова, раскрывая самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности.
В работах И.И. Чесноковой (1978), В.В. Столина (1983), С.Р. Пантилеева (1993) и ряда других авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение. По мнению большинства авторов (Захарова, 1989; Столин, 1983; Берне, 1986 и др.), действенная природа самооценки проявляется в единстве двух ее компонентов – когнитивного и эмоционального.
М.И. Лисина (1983) и другие исследователи отмечают, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических образований. Когнитивная часть образа (как и представление о своих возможностях) возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности ребенка, аффективная – благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа) [1].
Наиболее продуктивная позиция в изучении развития самосознания детей представлена в исследованиях М.И. Лисиной и ее учеников. Характеризуя структуру самосознания ребенка, М.И. Лисина подчеркивала, что отражение отдельных качеств находится на периферии образа Я, а место его центрального, ядерного образования, называемого «общей самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку.
Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [12].
В современной концепции О.А. Белобрыкиной, автор выделяет общую самооценку – как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей личностью [3].
Еще одной современной концепцией самооценки является теория Р. Азимовой, где самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности [2].
Зарубежные психологи Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам [5] и определяют ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
В рамках ценностной организации личности рассматривает самооценку Т. Шибутани. Автор данного термина У. Джемс понимает самооценку как оценку своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. Также Джемс выделяет самоуважение как более кратковременный аспект самооценки, связывая его с уровнем притязаний личности.
Представители символического интеракционизма Д. Мид и Ч. Кули рассматривают самооценку как результат взаимодействия индивида и группы.
Традиционно в западной литературе выделяются пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения) и ее структуры.
1. Самоотношение – как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
2. Самоотношение – как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку.
3. Самоотношение – как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии (Р. Щавельзон)
4. Самоуважение понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу (С. Куперсмит, М. Розенберг).
5. Самоотношение – как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.) (Л. Уэлс, Дж. Марвелл).
Обзор выделенных подходов в определении природы самооценки позволяет определить сложность данной проблемы, ее многоплановость и противоречивость

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы