Клиническая психология (Нейропсихология) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Стратегии, используемые при запоминании в норме и при речевых нарушениях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Научные представления о стратегиях запоминания в различных условиях 5
1.1 Характеристика стратегий запоминания в норме 5
1.1.1 Механизм запоминания в норме 5
1.1.2. Стратегии запоминания в норме 8
1.1.3. Возрастные изменения памяти 11
1.1.4 Механизмы компенсации нарушений памяти 15
1.2 Особенности стратегий запоминания, используемых при речевых нарушениях 16
2. Опытно-экспериментальное исследование стратегий запоминания в норме и при речевых нарушениях 28
2.1 Организация исследования: методики, выборка 28
2.2 Анализ результатов исследования 32
Заключение 40
Список литературы 41

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблемы функционирования когнитивных функций в пожилом возрасте, механизмы их угасания и возможности их восстановления представляют большой интерес для исследования нейропсихологов.
Исследователи отмечают, что старение сопровождается снижением эффективности функционирования всех психических процессов, однако, в первую очередь, начинают страдать процессы памяти. Пожилому человеку становится значительно сложнее припоминать уже известную информацию, а также запоминать новую. Это приводит к тому, что люди в данном возрасте начинают прибегать к различным стратегиям, позволяющим им облегчить и повысить продуктивность данного процесса, например, выписывание необходимой информации, применение различных ассоциаций и др.
Помимо естественных процессов, характерных для старения, пожилые люди часто сталкиваются с патологическими воздействиями. В качестве достаточно частой патологии для данной категории людей можно рассматривать такое нарушение речи, как разнообразные афазии, возникающие вследствие инсультов, травм, опухолей и др. Наличие подобных нарушений также сопровождается снижением продуктивности процессов запоминания, однако патологический процесс, которым обусловлено их возникновение, делает обычные стратегии запоминания неэффективными. Это приводит к необходимости выработки специфических стратегий запоминания, оптимальных для лиц с такими речевыми нарушениями. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что имеется практическая необходимость в изучении и понимании стратегий запоминания, эффективных для лиц пожилого возраста с нарушениями речи.
Цель исследования: исследовать особенности стратегий запоминания лиц пожилого возраста, имеющих нарушения речи.
Объект исследования: память людей пожилого возраста с нарушениями речи (афазиями).
Предмет исследования: специфика стратегий запоминания лиц пожилого возраста, имеющих нарушения речи (афазии).
Гипотеза: лица пожилого возраста, имеющие нарушения речи, используют специфические стратегии, которые в большей степени опираются на внешние стимулы (привязка к обстановке, объектам), запоминания по сравнению с людьми, не имеющими речевых нарушений
Задачи исследования:
1. Проанализировать представления ученых о стратегиях запоминания, типичных для лиц пожилого возраста в норме;
2. Изучить стратегии запоминания, которые используют лица пожилого возраста с нарушениями речи (афазиями);
3. Описать методику эмпирического исследования особенностей памяти и запоминания в пожилом возрасте;
4. Реализовать эмпирическое исследование стратегий запоминания пожилых лиц с нарушениями речи;
5. Проанализировать результаты проведенного эмпирического исследования стратегий запоминания, характерных ля лиц пожилого возраста с нарушениями речи.
Методы и методики исследования: анализ научной литературы, нейропсихологическое обследование, методика «Образная память», методика «Исследование кратковременной памяти», методика «Узелок на память», методика «Заучивание 10 слов», качественный и количественный анализ полученных данных.
Научная новизна: анализ научной литературы показывает, что исследований по выбранной теме недостаточно, что обуславливает необходимость исследовании особенностей стратегий запоминания лиц пожилого возраста с афазиями.
Теоретическая значимость: данное исследование позволяет получить новые сведения об эффективных стратегиях запоминания, используемых лицами пожилого возраста с афазиями.
Практическая значимость: представленная схема исследования может быть использована в дальнейших исследованиях практикующими нейропсихологами, логопедами. Результаты исследования могут быть полезными для практикующих специалистов, так как понимание эффективных стратегий запоминания, которые используются пожилыми лицами с афазиями, позволит выстраивать с их помощью эффективную стратегию коррекционной деятельности, направленную на восстановление памяти и речи.
Теоретико-методологическая основа исследования: основной данного исследования стали концепции А.Р. Лурии, А.П Анохина, Л.С. Цветковой о функциональной организации мозга, а также теория памяти, разработанная А. Р. Лурией.
Структура работы: …..

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ научной литературы показал следуюшее.
Процессы запоминания и припоминания в нейропсихологии рассматриваются как весьма сложные и многоаспектные процессы, которые обеспечиваются взаимодействием разных зон головного мозга и не могут быть сведены к элементарному «всплыванию» в память требуемой информации. С возрастом по мере старения уровень мнестической деятельности человека, как и всей психической деятельности в целом ослабевает, вынуждая субъекта вырабатывать определенные оптимальные для себя стратегии припоминания, основанные на собственном индивидуальном опыте.
Однако лица, страдающие от речевых нарушений в пожилом возрасте (как правило, это афазии), не способны самостоятельно выработать оптимальные стратегии припоминания. Стратегии припоминания, используемые здоровыми людьми, зачастую для них оказываются неэффективными. Соответственно, специалисты, работающие с данной категорией лиц, формируют у них новые стратегии запоминания, позволяющие компенсировать имеющиеся у них нарушения психической деятельности. Более всего нарушения мнестической деятельности выражены при акустико-мнестической форме афазии.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило выводы, сделанные на основе анализа научных источников. Участники экспериментальной группы продемонстрировали значительно более низкий уровень всех показателей мнестической деятельности по сравнению с участниками контрольной группы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Научные представления о стратегиях запоминания в различных условиях
1.1 Характеристика стратегий запоминания в норме
1.1.1 Механизм запоминания в норме

С точки зрения значительного количества исследователей, процесс запоминания, который на начальных стадиях представляет собой непосредственной продолжение процесса восприятия, начинается с того, что из воспринимаемой информации дифференцируется группа четких характеристик, часть которых обладает элементарной, сенсорной направленностью, часть же — обладает более сложными комплексными характеристиками(А. Р. Лурия, 1976, Н. Н.Корж, 1990, Л. С. Цветкова, 1988).
На начальных стадиях, которые продолжаются доли секунды, преобладающее значение могут иметь условно элементарные, сенсорные характеристики, которые оставляют определенный след, фиксирующийся на весьма непродолжительный промежуток времени составляющий содержание ультракороткой памяти (Сперлинг, 1960; Викельгрен, 1970; Дж. Миллер, 1970 и др.); данный этап запоминания характеризуется весьма незначительным объемом и возможностями запоминания, а также непродолжительностью фиксации данного материала в памяти (приведено по А. Р. Лурия, 1976).
Данная стадия представляется начальной и быстро сменяется последующими стадиями — синтетическими ступенями фиксации материала.
Первый из этих стадий многими исследователями обозначается как кратковременная или оперативная память; с ее помощью фиксируется относительно более узкое количество следов, отобранных вниманием; данные следы сохраняются незначительное время, пока они имеют значение для выполняемой операции, после чего исчезают.
Интеграция конкретных впечатлений в комплексные образы, осуществляющаяся как в восприятии, так и в запечатлении, представляет собой только первичный этап запоминания, однако данный процесс продолжается, стремительно преобразуясь в «кодирование» фиксируемой информации, ил, другими словами, в его встраивание в определенную систему познавательных связей. Посредством подобного «кодирования» и происходит переход от быстрой, имеющей небольшой потенциал, кратковременной памяти в широкую по своему объему долговременную память, которая психологически должна интерпретироваться как сложный когнитивный процесс, выполняющийся на высоком уровне и содержащий в своей структуре несколько логических операций [А. Р. Лурия, 1976].
Реализация подобного сложного процесса кодирования материала, который большое количество исследователей считает основным параметром человеческой памяти, фиксируется особенно отчетливо при изучении процесса запоминания бессмысленных слогов или слов и дает возможность трактовать запоминание как процесс, который основывается на многомерной системе связей, которая содержит в своей структуре как элементарные (сенсорные), так и более сложные (перцептивные) и, наконец, максимально сложные (понятийные) элементы. Какие пропорции составляют рассматриваемые элементы многомерной системы связей и до каких уровней организации доходит процесс запоминания материала, обусловлено теми задачами, которые решает субъект, особенностями запоминаемой информации и от того промежутка времени, который имеется у субъекта для фиксации данной информации.
Тезис о запоминании как о запечатлении многомерной системы связей, противостоящий упрощенной интерпретации запоминания как прямой фиксации, воспринимаемой субъектом информации, представляется базовым для современной психологии. Данный тезис обуславливает представление о человеческой памяти как о сложной когнитивной деятельности, подразумевающей несколько последовательных стадий и заключающейся в постепенном включении предложенного материала в сложную систему связей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы