Курсовая с практикой Экономические науки Стратегический менеджмент

Курсовая с практикой на тему Стратегический потенциал развития региона.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические основы оценки стратегического потенциала развития региона  5

1.1.
Стратегическое планирование в системе развития региона. 5

1.2.
Кластерная и инновационная политика как инструмент развития региона  8

2.
Анализ стратегического развития Тюменской области. 15

2.1.
Социально-экономическое развитие Тюменской области. 15

2.2.
Прогноз роста потенциала Тюменской области. 20

3.
Пути стратегического развития Тюменской области. 25

3.1.
Инновационная политика в управлении стратегическим потенциалом развития
Тюменской области. 25

3.2.
Направления роста инновационного потенциала Тюменской области. 27

Заключение. 31

Список
использованных источников. 33

  

Введение:

 

Стратегическое планирование,
основной целью которого является моделирование будущей успешной деятельности не
только предприятий, но и страны в целом, и ее отдельных регионов, в современных
условиях становится одним из важнейших методологических приемов анализа,
обоснования и принятия решений.

Актуальность данной работы
заключается в том, что инновационный и научный потенциал региона занимает
значимое место в экономической системе страны и регионов. Так, в Стратегии
инновационного развития РФ на период до 2020 года говорится о том, что
необходимо, в первую очередь, ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы
в сфере инновационного раз- вития, определить цели, приоритеты и инструменты
государственной инновационной политики [12,
с. 19-23].

Стратегия задает долгосрочные
ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры
финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки
коммерциализации разработок. В настоящее время, в постпандемический период,
принципы и направления инновационно-научного потенциала в развитии региональной
экономики требуют корректировки. Необходимы новые подходы его воспроизводства.

Целью исследования является
определение направлений улучшения стратегического потенциала развития региона.

Задачи исследования:

— рассмотреть стратегическое планирование в
системе развития региона;

— изучить кластерную и инновационную политику как
инструмент развития региона;

— изучить социально-экономическое развитие
Тюменской области;

— охарактеризовать прогноз роста потенциала
Тюменской области;

— рассмотреть инновационную политику в управлении
стратегическим потенциалом развития Тюменской области;

— обозначить направления роста инновационного
потенциала Тюменской области.

Объект исследования – стратегический
потенциал развития Тюменской области.

Предмет исследования – управление
развитием экономики региона.

Теоретическая база исследования
представлена книгами, статьями и интернет-ресурсами.

При написании работы
использовались методы систематизации и обобщения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Стратегическое планирование, его
роль в региональном управлении сводится к тому, что в его рамках должна быть
решена основная задача – формирование образа будущего состояния региона. Само
движение к образу будущего, ставит перед субъектами хозяйственной деятельности
конкретные цели, способствует определению его приоритетных направлений и
разработке путей достижения поставленных целей. В рамках формирования
региональных программ акцент следует делать на:

— формирование оптимальной территориальной и
отраслевой структуры экономики;

— выравнивание межрайонных различий по показателям
экономического, социального и научно-технического развития;

— рациональное использование имеющихся природных,
материальных и трудовых ресурсов региона;

— бережное отношение к окружающей среде;

— преодоление последствий стихийных бедствий и
техногенных аварий;

— духовно-нравственное возрождение регионов,
сохранение своего исторического наследия, укрепление и рост культурного
потенциала, стабилизацию общественно-политической и правовой обстановки.

При реализации инновационной
политики особое внимание необходимо уделять научно-образовательному комплексу
регионов. Основные приоритеты для Ивановской области станут исследования в
области материального производства в текстильной и легкой промышленности. Чтобы
повысить энергоэффективность необходимо активно применять современные методики
интеллектуальных систем мониторинга, диагностики и автоматического управления
оборудованием.

К основным направлениям
инновационно-научного процесса в постпандемический период развития региональной
экономики следует отнести:

— разработку базовых систем инновационной
экономики, которые трансформируют средства получения обработки передачи и
производства информации и технологизируют интеллектуальную деятельность;

— создание эффективного механизма инновационных
проектов в регионах; — формирование комплекса научных и
организационно-технических мер по формированию региональной инновационной
экономики, в котором отношение к главной производственной силе общества –
человеку должно полностью измениться;

— формирование инновационной модели экономического
развития местных производителей, позволяющей отечественным предприятиям активно
конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

— диагностику основных причин, препятствующих
инновационной деятельности в регионах и разработку мер по устранению данных
причин;

— формирование инновационной стратегии
предприятий;

— развитие инвестиционной деятельности по созданию
новой или улучшенной продукции в Тюменской области;

— разработку инновационных подходов поддержки
конкурентоспособности предприятий, обеспечивающих импортозамещение на
региональном рынке.

Таким образом, перед регионом
стоит задача перевода науки и инноваций на инновационно-практическую основу с
учетом последствий пандемии. Одним из важнейших приоритетов развития экономики
регионов в постпандемический период является применение
информационно-коммуникационных технологий, на основе которых отрасли и сектора
экономики региона значительно улучшают технико-экономические параметры и
качество продукции. Также в качестве перспектив развития следует выделить
применение производственных технологий, которые основаны на нанотехнологиях и
новых знаниях. Это касается создания новых материалов, развития
интеллектуальных, ресурсосберегающих способов производства.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы оценки стратегического потенциала
развития региона

1.1. Стратегическое планирование в
системе развития региона

Стратегическое планирование, его
концепция возникла в конце 60-х – начале 70-х г.г. ХХ века в ответ на
возрастание динамизма и неопределенности внешней среды. Американские корпорации
столкнулись с необходимостью разделить текущее планирование, осуществляемое на
производственном уровне и на уровне топ-менеджмента, и перехода к новой модели
развития компаний с целью обеспечения их эффективного функционирования.

2014 год ознаменован тем, что был
принят Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1],
содержащий в себе организационные основы стратегического планирования,
полномочия и формы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных
органов власти. Этот закон предусматривает разработку 16 видов документов
стратегического планирования федерального и отраслевого уровней и 12 видов
документов стратегического планирования регионального и муниципального уровней.

В соответствии с законом «О
стратегическом планировании в Российской Федерации», «стратегическое
планирование – деятельность участников стратегического планирования по
целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социальноэкономического
развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального
управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации,
направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» [10,
с. 178-193].

Как отмечают некоторые авторы,
«обеспечение экономического и социального процветания населения на определенной
территории в различные периоды развития экономики было главной целью стратегии
развития регионов. За долгий период цель стратегии была неизменной, в то время
как факторы внешней среды и пути достижения желаемого существенно
преобразовывались. К выбору направлений стратегического развития регионов
целесообразно подходить с применением дифференцированного подхода,
обусловленным высокой дифференциацией регионов по существующему уровню развития
и потенциалу» [17].

Обратим внимание, что в качестве
оптимальной стратегии развития региона принята стратегия, в результате
реализации которой укрепляется потенциал территории, положение региона на
межрегиональном и международном рынке. Альтернативный выбор наиболее
эффективной стратегии развития региона предопределен комплексом сильных и
слабых сторон, характеризующих показатели социально-экономического состояния
региона. Важно при этом определить возможность и рациональность конъюгации
применяемого в исследовании инструментария, от характеристики объекта как
единого целого посредством детерминирования системообразующих связей к
выделению и изучению его элементов. С точки зрения системной методологии,
устойчивость комплексной системы (народное хозяйство России, отраслевые
комплексы регионов и пр.) определяется наличием определенного числа
взаимосвязей, их особенностями, тенденциями развития [6].

Для эффективности
разработанной стратегии развития региона необходимо исходить из преимуществ
инструментария, которым обладает субъект, что позволяет идентифицировать
сигналы инновационных трансформаций и использовать их для реализации
поставленных целей и прогрессирования инновационной деятельности территории.
Разработанный план инновационного развития субъекта должен обеспечивать
выработку единой позиции для всех систем и органов управления, следующих по
пути реализации данной стратегии; формирование единой формы регулирования и
поддержки развития органами местного самоуправления инновационной деятельности;
разработка направлений прогрессивного развития

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы