Курсовая с практикой на тему Стратегический аудит: особенности организации и проведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического аудита 6
1.1 Сущность стратегического аудита 6
1.2 Последовательность использования организационных процедур стратегического аудита 10
Глава 2. Практические аспекты стратегического аудита 15
2.1 Переход на стратегический аудит контрольно-счетных органов 15
2.2 Практика применения стратегического аудита Счетной палатой Российской Федерации 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение:
Трансформация характера социально-экономических отношений, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджетов субъектов муниципального управления, требует применения новых способов мониторинга эффективности реализации тех или иных проектов. Большое значение в данном вопросе приобретает информационное обеспечение деятельности контрольных органов, в частности – Контрольно-счетной палаты. На сегодняшний день традиционные способы мониторинга возможных нарушений со стороны распорядителей бюджетных ресурсов по праву признаны устаревшими, поскольку не отвечают новым целям деятельности соответствующих органов, состоящим уже не в выявлении фактов нарушений и дальнейшей передаче информации о них в администрации, а в недопущении нарушений и повышении эффективности бюджетного процесса. На первый план в этой ситуации выходят аудит эффективности расходования бюджетных средств и стратегический аудит.
20 июня 2014 года Государственной Думой был принят федеральный закон № 172 – ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в рамках которого были подробно описаны этапы и возможности стратегического планирования развития муниципальных образований, регионов и страны в целом. Из определения, приведенного в законе, следует, что стратегическое планирование – это деятельность его участников по целеполаганию, планированию, прогнозированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации как на федеральном и региональном, так и на местном, уровнях. В п. 8 ст. 3 данного закона сказано о мониторинге и контроле реализации стратегических целей, представляющем собой деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов исполнения стратегических документов. Необходимость создания эффективной системы контроля исполнения стратегических целей привела к модернизации системного аудита, инструментарий которого в наше время активно внедряется в деятельность контрольно-счетных органов. При этом следует отметить, что законодательно определение стратегического аудита еще не закреплено.
Действующая в России система финансирования программ социально-экономического развития в региональном разрезе характеризуется наличием ряда серьезных недостатков. В частности, существующий порядок практически не дает региональным властям стимулов для самостоятельных поисков направлений развития. Некоторые регионы функционируют, многие годы являясь «дотационными» — тогда как масса возможностей совершенствования остается нереализованной. В этой ситуации возникает необходимость формирования на территории регионов институтов стратегического развития, а также упора контрольно-счетных органов на совершенствование системы стратегического аудита.
Сегодня стратегический аудит активно внедряется в деятельность контрольно-счетных органов, о чем свидетельствует, в частности, создание в структуре Счетной палаты Российской Федерации особого подразделения, ответственного за реализацию контрольных мероприятий в области оценки реализации федеральных проектов социально-экономического развития.
Таким образом, стратегический аудит постепенно вытесняет традиционные виды муниципального и регионального финансового контроля, однако, на пути к эффективному функционированию его инструментов все еще имеется масса трудностей. В этой связи следует отметить, что для построения системы стратегического аудита на современном этапе необходимо, во-первых, обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения, возникающие в данной области, а также создание информационных систем, отвечающих мировым требованиям контроля реализации приоритетных проектов развития.
Присутствует огромное количество научных работ, посвященных истории, теории и анализу правового статуса стратегического аудита в РФ. Можно выделить работы следующих авторов: Р.Б. Осокин, О.Ш Петросян, В.К. Старостенко, Е.В. Таровник, В.О. Лапин, Ю.В. Трунцевской, Е.Н. Кондрат, Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева, Р.Р., Яруллин, Ю.А, Калимуллина, И.А. Сергеев, А.Ю. Сергеев, К.С. Пономаренко, Л.Н. Смирнова, Л.В. Колиева, О.Г. Геймур. Отдельно можно отметить авторов, освятивших нормативно-правовые основы реализации стратегического аудита: С.М. Шахрай, А.А. Клишас, Н.Д. Погосян.
Объектом исследования является стратегический аудит, а его предметом – особенности организации и проведения стратегического аудита.
Цель исследования – проанализировать особенности организации и проведения стратегического аудита.
Задачи исследования:
— изучить сущность стратегического аудита;
— рассмотреть последовательность использования организационных процедур стратегического аудита;
— проанализировать переход на стратегический аудит контрольно-счетных органов;
— проанализировать практику применения стратегического аудита Счетной палатой Российской Федерации.
Методы исследования: компаративный анализ, анализ нормативно-правовых документов, а также общенаучные методы как индукция и дедукция.
Заключение:
В условиях, когда в стране принимается курс на реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов, существенно возрастает и потребность в качественном развитии системы государственного стратегического аудита. Несмотря на наличие системных преград, потребность в таком развитии очень велика: как со стороны государственного управления, так и со стороны общества.
Целями стратегического аудита должны являться не только оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств, но также и глубокий анализ стратегической компоненты (соответствие региональных и федеральных стратегических программ реальным потребностям страны и регионов, их согласованность и сбалансированность), последующий сквозной контроль за ходом реализации стратегически значимых проектов. Это, в свою очередь, требует пропорционального развития нормативно-правовой базы и институциональной основы этой деятельности. При этом контрольно-счетные органы помимо своих контрольно-ревизионных и экс-пертно-аналитических функций должны выполнять и консультативные функции, сосредотачиваясь не только на выявлении нарушений и недостатков, но также и разрабатывая пути совершенствования процессов и систем стратегического планирования.
Комплексность реализуемых проектов, увеличение сроков бюджетного планирования, а также усиление макроэкономического регулирования со стороны государства являются новыми, серьезными вызовами в том числе и по отношению к системе аудита. Государственные контрольные органы сегодня объективно нуждаются в инструментарии, который дал бы им возможность отслеживать эффективность реализации документов стратегического планирования не только на макро-, но также на мезо- и микроуровне. Внедрение автоматизированных процессов контроля и специализированного программного обеспечения, несомненно, будет способствовать оптимизации деятельности всей системы стратегического аудита в стране. Дальнейшее развитие системы стратегического аудита, вероятнее всего, будет происходить в направлении совершенствования электронных форм отчетности, а также более широкого использования возможностей дистанционной проверки организаций с применением цифровых технологий.
Применение стратегического аудита обусловлено относительно новыми тенденциями в государственном управлении, развитием стратегического планирования и управления. Являясь стратегическим партнером органов власти, государственных и общественных организаций, Счетная палата Российской Федерации помогает социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.
Одним из результатов реализации стратегического аудита может стать сокращение дотаций из федерального бюджета регионам, а в перспективе – снижение числа бюджетных реципиентов, что значительно ускорит развитие экономики России.
Форсайт может стать основным инструментом стратегического аудита, помогающим достичь результата не только на бумаге, но и на деле.
В конце 2020 г. появился стандарт внешнего государственного аудита (контроля) «Стратегический аудит», что подтверждает важность данного инструмента для социально-экономического развития государства. Счетная палата Российской Федерации в своей стратегии на 2018–2024 гг. особое внимание уделяет именно этому виду аудита.
Анализ особенностей развития стратегического аудита России и развитых стран мира показал, что стратегический аудит продолжает активно развиваться и совершенствоваться.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА
1.1 Сущность стратегического аудита
Стратегический аудит имеет свою историю. Появился он не в системе государственного управления, а из недр бизнес-менеджмента. Финансовый кризис (который принято еще называть рецессией, экономическим спадом или просто периодом турбулентности) заставил многие компании вспомнить о вопросах стратегии. Многие специалисты признают: одной из причин кризиса как раз и стало то, что компании часто принимали решения с целью максимизировать текущую прибыль в ущерб долгосрочным интересам, устойчивому развитию, собственно стратегии, а система управления компаниями эти негативные тенденции вовремя отследить и предотвратить не сумела, иначе говоря, пренебрегла стратегическим аудитом.
Важную роль в становлении и развитии стратегического аудита сыграла Счетная палата Российской Федерации. В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» стратегический аудит закреплен как особый вид деятельности Счетной палаты, которому была предписана задача обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время в России, в связи с ростом развития рыночных отношений, предъявляются новые требования к уровню управления предприятием, методам и характеру решаемых при этом задач. В данных условиях возникает необходимость в создании концепции управления, которая должным образом адекватно отразит перемены в экономике. Такой концепцией становится стратегический аудит.
Стратегический аудит является относительно новой категорией, областью научных знаний, императивно предопределенной потребностями современного этапа развития мировой и национальной экономики. В современной экономической литературе ученые уделяют большое внимание развитию данного вида аудита, но при этом каждый из них выдвигает свою точку зрения в определении сущности стратегического аудита.
В основном они делятся на две категории: первые определяют стратегический аудит как тип управленческого аудита, который обеспечивает комплексную оценку ситуации в организации, а вторые расширяют понятие стратегического аудита.
Например, И. Ансофф считает, что стратегический аудит — это степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим внешним климатом и позициями предприятия . Н. Хахонова предлагает рассматривать под стратегическим аудитом оценку степени адекватности стратегии, разработка и реализация которой осуществляется на основе данных, сформированных в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации с учетом условий макро и микросреды и ресурсного обеспечения .
И.Н. Богатая рассматривает стратегический аудит как оценку стратегических условий функционирования коммерческой организации, ее бизнес-идей и их реализацию с использованием стратегического анализа . Многие экономисты рассматривают стратегический аудит только как сопутствующую аудиту услугу.
На основании мнений ученых и экономистов можно сделать общий вывод, что стратегический аудит – это составная частью аудита, призванная обеспечить реализацию основных стратегических решений и общую стратегию развития.
Нам представляется возможным применительно к системе государственного управления определить стратегический аудит как экономическую категорию для обозначения такого типа контроля, с помощью которого можно получить объективную оценку располагаемых материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов, необходимую для принятия оптимальных стратегических решений, а также оценить эффективность управления общественными ресурсами в интересах реализации стратегии социально-экономического развития страны и ее территорий.
Таким образом, стратегический аудит, рассматриваемый в органическом единстве с традиционным финансовым аудитом и аудитом эффективности использования общественных (государственных и муниципальных) ресурсов, позволяет обеспечить системный подход к организации независимого государственного аудита, а в конечном счете – высокую результативность деятельности органов государственного и муниципального контроля.
В настоящее время многие крупные аудиторские и консалтинговые фирмы, как в нашей стране, так и на международном уровне, стремятся расширить и диверсифицировать свою деятельность, выйти за рамки оказания традиционных видов услуг. Представители отрасли аудита все чаще отмечают, что будущее аудита — это переход от подтверждения соответствия финансовой отчетности во всех существенных аспектах определенным правилам к обеспечению гарантий полноты, точности и понятности отчетных данных как для заказчиков, так и для других заинтересованных сторон . На основании этого практика проведения стратегического аудита становится все более распространенной на крупных предприятиях.
Главной отличительной особенностью стратегического аудита является не просто его обращенность в будущее, а такая постановка работы аудитора, когда оцениваются причины изменений в деятельности проверяемой организации и их обусловленность целенаправленными действиями по управлению организацией. Аудитор оценивает, насколько данные действия и их последствия соответствуют стратегии развития предприятия и на сколько они зависят от изменения внешней среды и изменения самой фирмы [4, с. 218].