Курсовая с практикой на тему Страхование как средство социальной защиты населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические аспекты социального страхования. 5
1.1.
Сущность и значение социального страхования. 5
1.2.
Система социального страхования в России. 8
2.
Анализ и перспективы развития социального страхования в России. 17
2.1.
Анализ современного состояния социального страхования в России. 17
2.2.
Перспективы развития социального страхования. 22
Заключение. 27
Список
использованных источников. 29
Введение:
Социальное
страхование – специально созданная система защиты граждан, цель которой
заключается в обеспечении выполнения конституционного права работающих граждан
и находящихся на их иждивении членов семьи. Социальное страхование помогает
сохранить финансовую устойчивость при таких ситуациях, как потеря дохода при
наступлении нетрудоспособности вследствие болезни, старости, смерти кормильца, утраты
работы.
Основные
функции текущей модели социальной защиты заключаются в соблюдении принципов солидарности
общества и социальной справедливости. К одним из основных задач социального
страхования относится воссоздание фондов, обязанные покрывать издержки на
содержание нетрудоспособных и не участвующих в трудовом процессе граждан.
Актуальность работы и определяется неэффективностью
российской системы социального страхования. Эта проблема легко выявляется при
сравнении систем социального страхования разных государств. Обусловлено это
такими особенностями российского соцстрахования, как высоким размером
социальных выплат – 30%, – которые ложатся на единственного плательщика –
работодателя; реформы определенных сегментов страхования, усложняющие расчет
размера социального обеспечения –низкие размеры выплат; сложность в получении и
распоряжении социальных пособий – материнский капитал. Чтобы устранить или же
смягчить данные проблемы, важно понимать, как
функционирует и из каких элементов состоит данная система, напрямую влияющая на
жизнь каждого гражданина.
Цель работы заключается в исследовании
системы социального страхования в России и перспективах ее развития.
Во время написания курсовой стояли следующие задачи
Заключение:
Экономическая
сущность социального страхования заключается в распределения отрицательных
результатов страховых случаев в периоде или среди максимального количества
участников, сокращении потенциальных рисков, компенсации материальных издержек
в случае наступления страхового случая. Для обеспечения этих целей
вырабатываются средства для целевого применения при наступлении страховых
ситуации.
Социальное страхование представлено двумя формами:
добровольной и обязательной. Соотношение данных форм в разных государствах
является разным на различных этапах развития.
Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2019 году
составили 134% относительно доходов фонда в 2015 году. В этой связи,
соответственно, доходы Пенсионного фонда РФ увеличились на 34 %, в том числе
поступления налогов и страховых взносов – на 33%.
Аналогичный анализ можно провести и в отношении иных фондов.
В частности, темп роста доходов Фонда обязательного медицинского страхования
составил 152%. Следовательно, за 5 лет доходы фонда увеличились на 52%, в том
числе страховые взносы – на 53%. Динамика расходов данного фонда отличается
нестабильностью: в 2016 по сравнению с 2015 имелась тенденция к увеличению,
однако в 2017 году отмечено сокращение на 3%, затем вновь увеличение.
Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования не
отражает четкой тенденции к росту или сокращению. Однако, темп роста доходов
Фонда социального страхования в 2019 году составил 58%, что позволяет судить о
сокращении доходов фонда за анализируемый период на 42%, в том числе страховые
взносы – на 27%.
Кроме того, российская система обязательного социального
страхования содержит много нерешенных проблем: дефицит средств Фондов,
несоблюдение страховых принципов, что объясняется рядом внешних факторов:
неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация
доходов населения.
Среди общих проблем системы обязательного социального
страхования можно выделить такие, как:
— дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с
социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
— отсутствие единой законодательной базы для всех видов
систем обязательного социального страхования;
— отсутствие актуарных расчетов для определения размера
страховых тарифов;
— применение заниженного по сравнению с социальными
стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного
минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для
неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных
гарантий;
— применение неэффективного и неадаптированного
к современной реальности механизма перерасчета (индексации
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 1.1. Сущность и значение
социального страхования Согласно Конституции РФ, Россия – социально-правовое
государство, политика которого в первую очередь направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека[1].
Таким образом, каждому члену общества в случае необходимости гарантируются:
‒ социальное
обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
‒ государственная
пенсия;
‒ социальное
пособие.
Помимо прямого воздействия, государство благоволит
воссозданию других форм социального обеспечения, благотворительности и
добровольному социальному страхованию.
В области социального страхования столь известная фигура, как
Н.А. Вигдорчик[2] определил
основные аспекты социального страхования: организованная взаимопомощь, несчастье
известно, риск предусматривается заранее, материальная тяжесть распределяется
заблаговременно между всеми участниками организации[3].
Часто встречающиеся риски в жизни человека называются
социальными. Соответственно, основанием для поддержания системы социального
страхования является защита граждан от этих самых рисков, которые носят
вероятность снижения жизненного и материального уровня, а также изменение
социального положения людей. Защищать граждан от социальных рисков, из-за
наступления которых ухудшается материальное положение – вот призвание
социального страхования. Это справедливо, как для обязательной, так и для
добровольной формы социального страхования.
Социальное страхование подразумевает условно безвозмездное участие
в процессе всех заинтересованных лиц. Финансовая нагрузка распределяется между
всеми «участниками системы». Этим определяется особенность социального
страхования.
Такой
известный специалист, как В.Д.Роик[4],
дал определение, которое точно выражает многогранность рассматриваемого тезиса.
Главными особенностями социального страхования, согласно Роику, являются
следующие предположения:
· взаимопереплетение
социальных, экономических и правовых отношений;
формирование и распределение финансовых средств [1]Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7-ФКЗ) // "Собрание
законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445. [2] Натан Абрамович Вигдорчик
(1874—1954) – деятель российского революционного движения, врач, автор ряда
работ по вопросам социального страхования и профессиональным заболеваниям. В
1924-1951 гг. – профессор Ленинградского университета усовершенствования
врачей. [3]Вигдорчик
Н.А. Теория и практика социального страхования (Теоретические основы
социального страхования). -П.-М., 2005 [4] Роик Валентин Дементьевич — доктор
экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Нучно-исследовательского института труда и социального страхования Минтруда
России.
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Мировые
модели социальной политики
1.2
Организационная структура, задачи и функции фонда социального страхования
ГЛАВА 2.
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
2.1 Динамика
и структура доходов и расходов Фонда социального страхования
2.2
Совершенствование организации социального страхования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность темы исследования. Складывающаяся в
обществе ситуация, обусловленная вхождением России в рыночные экономические
отношения и возникновением сложного комплекса социальных проблем,
свидетельствует о настоятельной потребности дальнейшего развития и
совершенствования всех частей и механизмов социальной защиты на основе научных
знаний, в том числе правовых. В осуществлении мер социальной защиты
определяющая роль принадлежит государству. Воплощение в жизнь конституционных
положений об охране труда и здоровья людей, о государственной поддержке семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, гарантированном
социальном обеспечении и т.п., безусловно, требует эффективного правового
регулирования.
Социальное обеспечение — это форма распределения
материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных
потребностей всех членов общества за счет специальных фондов, создаваемых в
обществе на страховой основе. Оно непосредственно зависит от развития экономики
и теснейшим образом связано с политикой и социальным
благополучием населения.
В Российской
Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу
определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской
Федерации.
Генеральная цель обязательного
страхования состоит в обеспечении защиты от случайных опасностей законных
имущественных (страховых) интересов физических и юридических лиц, самой
Российской Федерации, ее субъектов — и муниципальных образований, а страховые
организации в добровольном страховании преследуют основную цель коммерческого
предпринимательства
Развитие видов
обязательного страхования как ниши рынка страховых услуг призвано решать вопрос
дополнительного финансирования социальной защиты населения, и выступает в
качестве важного стабилизующего фактора экономики.
Объектом исследования выступает совокупность
социально-экономических отношений, складывающих форму государственного
социального обеспечения граждан, нуждающихся в помощи и поддержке по
объективным социально-экономическим причинам временного или постоянного
характера.
Предметом исследования являются анализ деятельности
Фонда социального страхования.
Целью исследования является анализ теории и практики о
форме государственного социального обеспечения и разработка мер по
совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в
Российской Федерации.
Указанное направление исследований предопределило
необходимость решения целого ряда конкретных задач, а именно:
— изучить сущность Фонда социального страхования;
— рассмотреть общее понятие и основные задачи Фонда
социального страхования;
— провести анализ доходов и расходов Фонда социального
страхования;
— представить перспективы развития Фонда социального
страхования.
Структура курсовой
работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Система социального страхования – это ряд
законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов
между разными слоями трудоспособного населения.
Зарубежная практика свидетельствует, что формирование
и функции государственных внебюджетных фондов являются эффективными инструментами
оперативного применения финансовых ресурсов, предначертанных для обеспечения
гарантированных социальных и экономических интересов общества.
Важной функцией государственных внебюджетных фондов
является формирование доходных источников, и целевое расходование. Исходя из
этого главным финансовым институтом по обеспечению социальными выплатами стали
внебюджетные фонды, а их финансовой базой являются страховые взносы. Поэтому
актуальность темы определена, большим вниманием к страховым взносам во
внебюджетные фонды в современной науке и беспомощностью в решении основных
проблем дефицита бюджета.
В настоящее время в России действует три федеральных
внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования, имеющий территориальные
подразделения, основным источником формирования доходов, которых, являются
страховые взносы. Тарифы ежегодно определяются федеральным законом.
Система социального страхования на данном этапе
развития страны в первую очередь осуществляется для достижения двух наиболее
важных целей:
1.Стабилизация бюджета Фонда социального страхования
Российской Федерации;
2.Выявление проблем системы социального страхования
Российской Федерации и нахождение методов её совершенствования.
Немаловажную роль в достижении данных поставленных
целей играет Фонд социального страхования Российской Федерации, который
выполняет ряд функций, таких как:
—
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
—
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Эти и другие функции Фонда социального страхования
Российской Федерации позволяют ему совершенствовать систему социального
страхования.
В результате проведенного анализа наблюдается
увеличение дефицита бюджета Пенсионного фонда, бюджета фонда социального
страхования и профицит фонда обязательного медицинского страхования. Данные
показатели говорят о несбалансированности бюджетов.
Подводя итог всему
вышерассмотренному, можно сделать вывод, о том, что приоритетными направлениями
деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации являются:
снижение дефицита средств бюджета данного Фонда и совершенствование социальной
помощи гражданам Российской Федерации. В свою очередь, система социального
страхования Российской Федерации в целом позволяет определить проблемы и найти
методы их решения на современном этапе развития страны.
Фрагмент текста работы:
Современный подход к социальному государству
заключается в его понимании как правового, демократического государства с
развитым гражданским обществом и социально ориентированной экономикой.
Экономикой, которая создает условия для реализации основных прав человека,
самостоятельного обеспечения необходимого уровня материального благосостояния
себе и членам своей семьи, создает условия для саморазвития личности,
инвестирует в человеческий и социальный капитал, гарантирует каждому
прожиточный минимум существования. Способствует укреплению социального согласия
в обществе, утверждает принципы социального партнерства, гарантирует
экологическую безопасность. Такой подход является результатом
переосмысления роли государства в социальной защите, усиление глобализационных
тенденций, обусловило перспективность модели социального государства, которая
активизирует, которая приходит на смену классическим моделям[1].
Очерченное понимание социального государства отражает
мировую тенденцию к отказу от идеи государства всеобщего благосостояния, когда
утверждается европейская тенденция к формированию сервисного государства,
которое гарантирует самые необходимые социальные права. Ведь в условиях
экономического кризиса, глобальных вызовов XXI века государство не в
состоянии брать на себя полную ответственность за благосостояние лица, а в
пределах принципа субсидиарности переводит часть функций на бизнес, институты
гражданского общества. Современное понимание и определение социального
государства должно наполняться новыми элементами (обеспечение экологической
безопасности, обеспечение конкуренции и развития личной инициативности граждан
по обеспечению собственного благополучия, развитие социального партнерства,
активное взаимодействие с институтами гражданского общества и т.п.), а главной
задачей современного социального государства становится обеспечение максимально
благоприятных условий для самореализации личности.
Вопрос о модели
социальной политики достаточно сложный и дискуссионный. Ведь каждая из
стран отличается спецификой построения социальной политики, системой принципов
и целями управления, проводит собственную политику и имеет собственную систему
реализации функций государства. Рассмотрим их более подробно.
Характеристика моделей социальной политики стран представлена в таблице 1.
[1]Каловых, С.
А. Особенности реализации моделей социальной политики / С. А. каловые, Ф.
М. Куршаева, Л. В. Хациева. — Ч. 1 // Современные проблемы науки и
образования. — 2016. — № 2. — С. 106-108