Курсовая с практикой на тему Стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5
1.1.Понятие и
сущность инновационной деятельности в системе образования ……………………………………………………………………………..5
1.2. Основные нормативно-правовые аспекты развития
современной инновационной деятельности в образовательных учреждениях в
Российской Федерации. 10
1.3 Механизмы стимулирования инновационной
деятельности в образовательных учреждениях. 14
1.4. Основные подходы к планированию и организации
инновационной деятельности в образовательных учреждениях. 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ ШКОЛА №1151) 27
2.1. Общая характеристика деятельности
образовательного учреждения. 27
2.2. Анализ механизмов стимулирования
инновационной деятельности в образовательном учреждении. 30
2.3. Организация и финансирование дополнительного
образования в ГБОУ Школа №1151. 32
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 39
3.1. Факторы, препятствующие нововведениям в системе
образования. 39
3.2. Перспективы
развития инновационной деятельности образовательных учреждениях. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58
Введение:
Стратегической целью функционирования Российской Федерации является
достижение уровня социального и экономического развития, соответствующего
статусу страны как ведущей мировой державы 21 века. Для достижения поставленной
цели необходимо осуществить переход экономики на инновационную социально
ориентированную модель развития.
Термин инновация в общем смысле – это произведенные изменения,
позволяющие вносить существенные нововведения в процесс мышления и действий.
Инновация в бизнесе – это изобретение, новшество, доведенное до стадии
коммерческого или иного нового продукта, которое способно существенно изменить
расстановку сил на рынке за счет очевидных преимуществ перед конкурентами.
В международной практике управления под инновацией понимается итоговый
результат творческой деятельности, реализованное в виде совершенно новой или
модифицированной продукции, имеющейся на рынке, либо нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности.[1]
В нормативно-правовых документах РФ под инновациями принято понимать
конечный результат деятельности, реализованный в виде нового и улучшенного
продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого на практике.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что человеческий потенциал
выступает основным источником обеспечения устойчивого экономического роста
страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Развитая система образования
— это главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны.
Объектом исследования является деятельность образовательных учреждений в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность экономических и
технологических составляющих, формирующих инновационную деятельность
образовательных учреждений.
Целью данной работы является особенности стимулирования инновационной
деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, задачами работы являются:
— раскрыть понятие и сущность инновационной деятельности в системе образования
— изучить основные нормативно-правовые аспекты развития инновационной
деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации
— провести анализ механизмов стимулирования инновационной деятельности
в образовательном учреждении
— определить основные направления совершенствования инновационной
деятельности в образовательных учреждениях
Структура работы соответствует очередности поставленных задач. Курсовая
работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной
литературы. [1] Управление инновационными
проектами: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Л. Попова –2-е изд. — М.: ИНФРА-М,
2014. – С.11
Заключение:
Модернизация образования проводится
с целью обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации на мировом
уровне. Для совершенствования системы образования необходимо вводить новые
организационно-экономические механизмы, которые обеспечат эффективное
использование имеющихся ресурсов, повышение качества образования, привлечение в
сферу образования квалифицированных специалистов, повышение инвестиционной
привлекательности.
Федеральная целевая программа – это
документ, в котором содержится определенный по содержанию, ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на
достижение единой цели. Федеральные целевые программы формируются на
долгосрочный период и предназначены для решения важных отраслевых и
межрегиональных проблем. Целевые программы классифицируются по различным
признакам, таким как сфера охвата, функциональная ориентация, источники
финансирования, срокам реализации, и др.
Целевая программа представляет собой
совокупность мер, которые выстроены в конкретной последовательности и
согласованы по срокам, финансовым ресурсам, ответственным исполнителям, а также
направлены на достижение цели и задачи. На основе социально-экономических
приоритетов страны формируются проекты федеральных целевых программ.
Федеральные целевые программы
выступает в роли эффективного инструмента реализации политики в
социально-экономической сфере. Система контроля за реализацией программ
позволяет повысит эффективность использования средств из федерального,
регионального, местного бюджетов, а также обеспечивает обоснованность процедур
проверок.
Программы направлены на решение
социальных и экономических проблем Российской Федерации. В настоящее время
приоритетными направлениями являются развитие высоких технологий, безопасность
общества, социальная инфраструктура, развитие регионов и государственных
институтов.
Федеральная целевая программа
развития образования (ФЦПРО) необходима для совершенствования и модернизации
образования, поскольку развитая система образования выступает главным
конкурентным преимуществом высокоразвитой страны.
ФЦПРО проводится на протяжении
многих лет. Последние программы проводились на временные промежутки 2006 – 2010
гг., 2011 – 2015 гг., 2016 – 2020 гг. Для успешного проведения мероприятий по
федеральной целевой программе, срок ее реализации разбивается на 2-3 этапа.
Школа № 1151 является городской
экспериментальной площадкой: это эксперимент по раздельному обучению мальчиков
и девочек, эксперимент по допрофильной и профильной подготовке и обучению детей
на старшей ступени образования, эксперимент по реализации компетентного подхода
в образовании; эксперименты, связанные с управленческими аспектами, с проектом
информатизации школы. Это проект создания воспитательной системы (например,
подростковые движения), проект создания социальных карт, включающий в себя не только
возможность учета посещения занятий в школе, но и безналичных расчетов в
столовой; масса других экспериментов и небольших проектов, например, создание
танцевальной школы. Школа занимается ранней профилизацией с 5 класса, вводя
элективные курсы по таким предметам, как математика и физика, химия и биология,
по гуманитарным предметам (русский язык, литература, история, право).
В настоящее время действует
программа развития образования на 2016 – 2020 гг., у которой целью является
обеспечение доступности качественного образования и совершенствование системы
образования с учетом современных инновационных тенденций развития Российской
Федерации. ФЦПРО на 2016-2020 годы выступает в качестве важнейшего инструмента
для совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы
образования в условиях изменяющегося нормативно-правового базиса экономики и
социальной сферы.
В процентном соотношении объемы
финансирования примерно составляют:
· доля средств из федерального бюджета – от 40% до 78 %;
· доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации –
от 12 % до 47%;
· доля внебюджетных источников – от 7% до 13%.
Основным координатором программы
выступает Министерство образования и науки Российской Федерации. Для успешной
реализации механизма программы, координатор создаёт научно-координационный
совет Федеральной целевой программы развития образования. Мероприятия последних
программ ФЦПРО были успешно реализованы и поставленные показатели превосходят
свои плановые значения, поэтому федеральная программа была продлена на
2016-2017 гг.
Для совершенствования экономических
механизмов в сфере образования необходимо обеспечить реализацию программных
мероприятий по следующим направлениям:
1. внедрение новых моделей финансирования образовательных
организаций всех уровней образования;
2. внедрение механизмов, способствующих развитию
экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
3. реализация комплекса мероприятий по повышению
инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку
инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов
в систему образования.
Итак, Федеральная целевая программа
развития образования (ФЦПРО) реализуется с целью обеспечения
конкурентоспособности Российской Федерации на мировом уровне. Разработана
программа Министерством образования и науки Российской Федерации. Механизм
реализации федеральной целевой программы необходимо совершенствовать за счет
внедрения новых моделей финансирования, механизмов, способствующих развитию
экономической самостоятельности учреждений и реализовывать комплекс мероприятий
по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих
притоку инвестиций в систему образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1.Понятие
и сущность инновационной деятельности в системе образования Впервые слово «инновация» появилось в XVI веке и означало внедрение некоторых элементов одной культуры в
другую. Термин «инновация», что в переводе с английского означает
«нововведение», часто по-разному понимается разными авторами.
Наиболее весомый вклад в развитие теории
инновации внес австрийский экономист Й. Шумпетер. Он в своей работе «Теория
экономического развития» доказал, что именно предприниматель является движущей
силой экономического развития и благодаря его организаторским способностям,
интуиции, риску экономика получает стимул к дальнейшему улучшению. Основным и
самым важным стимулом предпринимательской деятельности является прибыль, а её
получение становится возможным благодаря поставке на рынок нового продукта,
производимого с наименьшими затратами. В соответствии с классификацией Й.
Шумпетера понятие «нововведение» рассматривается как: реорганизация
производства и его материально-технического обеспечение; использование нового
сырья; освоение новых рынков сбыта. В зарубежной и отечественной экономической
литературе приводятся различные объяснения понятий: «новшество», «нововведение»
и «инновация». Например, А. Б. Титов, Д. В. Соколов, М. М. Шабанова под
инновацией понимают результат внедрения новшества, дающее ряд возможных
эффектов: экономический, социальный, научно-технический, экологический.[1]
По мнению А. П. Пригожина, нововведение
(инновация) сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их
зарождения, освоения и т.п.[2]
В. С. Рубашный считает, что инновации
зарождаются при использовании результатов научных исследований и разработок
(НИОКР), направленных на совершенствование процесса производственной
деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки,
культуры и других сферах деятельности общества. По его мнению, нововведение –
это такой товар, которым невозможно воспользоваться без определенных научных
знаний, профессиональной подготовки.[3]
Р. Б. Такер рассматривает инновацию как
выдвижение новых идей и воплощение их в жизнь. Ее креативный аспект — инкубация
новых идей; это самое главное. Часто слова «креативность» и «инновация»
используются как синонимы. По словам Такера это неверно, потому что
креативность подразумевает выдвижение новых идей, но именно воплощение идей на
практике является отличительным признаком инновации.
Питер Друкер определяет инновацию как
«действие, которое наделяет ресурсы новой способностью производить материальные
ценности». Он признает, что инновация — это не управление изменениями, а
целенаправленный поиск изменений, которые может использовать
предпринимательство. Друкер связывает инновацию с предпринимателем — человеком,
ищущим изменения и использующего предоставляемые ими возможности.
В зависимости от предмета и объекта
исследования инновации рассматриваются как результат, как изменение, как
процесс.
Термин инновация в общем смысле – это
произведенные изменения, позволяющие вносить существенные нововведения в
процесс мышления и действий. Инновация в бизнесе – это изобретение, новшество,
доведенное до стадии коммерческого или иного нового продукта, которое способно существенно изменить расстановку сил на рынке
за счет очевидных преимуществ перед конкурентами.
Таблица 1. Классификация
определений инноваций Признак Примеры
определений Факт и
масштаб новшества Инновация
— важное изменение в status quo социальной системы, опирающееся на новые
знания социальных отношений, новые материалы и машины и имеющее целью прямое
или косвенное улучшение внутри и (или) вне системы Восприятие
новизны Инновацией
является то, что предлагается или может быть представлено как новшество для
предприятия. (Важны не научно-технические новшества, а изменения в сознании.)
Под инновацией следует понимать все изменения процессов, которые происходят
на предприятии впервые Новая комбинация
целей и средств Инновация
представляется результатом двух процессов: с одной стороны, возникают
предложения по решению проблем с помощью новых идей, открытий и изобретений,
а с другой стороны, спрос на решение проблем, который постоянно меняется.
Если обе стороны накладываются и при этом хотя бы с одной стороны
используется что-то новое, то имеет место инновация Реализуемость Если
имеется изобретение, обещающее экономический эффект, то необходимы инвестиции
для подготовки производства и вхождения на рынок. Если при этом достигается
внедрение на рынке новых продуктов или появляется новая технология, то
говорят об осуществлении продуктовой или технологической инновации Новшество
как процесс Инновация
представляет собой совокупный процесс исследования, разработок и применения
технологии. Этот процесс, как следует из определения, состоит из нескольких
логически следующих друг за другом фаз (субпроцессов), различающихся по
содержанию В международной практике управления под
инновацией понимается итоговый результат творческой деятельности, реализованное
в виде совершенно новой или модифицированной продукции, имеющейся на рынке,
либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в
практической деятельности.[4] [1] Рубашный, В. С. Инновационный
менеджмент и интеллектуальная собственность / В. С. Рубашный. – Минск:
ФУАинформ, 2015. —С.13 [2] Инновационное развитие и
структурные преобразования в экономике [Электронный ресурс]. — URL:
http://lib.psunbrb.by/bitstream/112/756/3/6.pdf [3] Рубашный, В. С. Инновационный
менеджмент и интеллектуальная собственность. — С.14 [4] Управление инновационными
проектами: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Л. Попова –2-е изд. — М.: ИНФРА-М,
2014. – С.11