Курсовая с практикой на тему Стилистика публикаций на темы искусства в современных СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Журналистский текст и его особенности. 4
1.1 Понятие журналистского текста. 4
1.2 Языково-стилистические особенности журналистского
текста. 17
Глава 2.
Способы и приемы выражения эффекта искусства в текстах современных СМИ.. 21
2.1 Понятие
искусства как стилистической категории. 21
2.2 Приемы и
средства эффекта искусства на разных уровнях текста. 24
Заключение. 30
Список
литературы и источников. 33
Введение:
Введение
Актуальность темы. Средства
массовой информации имеют важное значение не только для политической,
экономической, социальной жизни общества, но и такой чувствительной и сложной
среды как сфера культуры. Информируя о событиях и процессах, происходящих в
культурно-художественной сфере, медиа создают толчок для развития культуры,
становятся своеобразной площадкой для общественного обсуждения этой
проблематики, развивают интеллектуальное пространство, мировоззренческие
ориентации и культурные запросы аудитории.
Исследователи отмечают,
что в современной социокультурной системе журналистская деятельность
предопределяет динамику культуры и одновременно является ее продуктом. Сегодня
СМИ как источник формирования культуры – мощный агент социализации. И для этого
важно, чтобы российские медиа активно работали в культурологической сфере:
«Культуру своей страны нужно всегда расшифровывать, кто должен быть ее
терпеливым хроникером. А быть такими наблюдателями и рассказывать миру о том,
что происходит в культуре, лучше всего смогут журналисты» [11].
В то же время на практике
часто наблюдаем ситуацию, когда средства массовой информации отводят
приоритетное место не публикациям культурного толка, а другим явлениям, автоматически
считая культуру «немодной», «неформатной», «несерьезной». Медиа-материалы о
вопросах искусства, о культурных событиях и явлениях нередко теряются в
водовороте информации, занимая в ней далеко не ведущие позиции. Эту проблему
констатируют многочисленные встречи, дебаты, круглые столы, которые проводят
журналисты и редакторы отделов культуры российских и зарубежных медиа
(«Культурная журналистика: как встроиться в формат») [6], «Культура и
журналистика» [9], «Есть ли искусство место в СМИ» [17] и другие). Сегодня
презентации аспектов искусства в медиа – не только ниша, которую следует
заполнить, это пространство для выбора многочисленных тем, которые положены в
основу обеспечения общества информацией в целом.
Объект исследования –
журналистский текст и его особенности.
Предмет исследования –
способы и приемы выражения эффекта искусства в текстах современных СМИ.
Цель курсовой работы –
исследовать стилистику публикаций на темы искусства в современных СМИ.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие журналистского
текста.
2. Рассмотреть языково-стилистические
особенности журналистского текста.
3. Определить понятие
искусства как стилистической категории.
4. Исследовать приемы и
средства эффекта искусства на разных уровнях текста.
Заключение:
Освещение культурной тематики
органично связано с культурно-историческим процессом – и эта связь более
тесная, чем может показаться на первый взгляд. Сегодня, когда медиаконтент
переполнен политическими и экономическими новостями, область культуры остается
важной территорией общественной консолидации, интеллектуальным пространством
для развития личности. Культурологическая журналистика призвана информировать о
культурно-художественной жизни и формировать мировоззрение и духовную культуру
аудитории, прививать понимание происходящих в обществе культурных процессов.
Однако эффективность
этого сегмента журналистики недостаточна. Сегодня культурная проблематика, к
сожалению, остается без должного внимания российских СМИ. Нехватка обращения к
вопросам культуры ощущается в теле- и радиосюжетах. В новостных выпусках их
количество является минимальным, целостным и качественным программам, которые
касались исключительно культурной сферы, тоже немного.
В российском медиапространстве
наблюдается такая ситуация: материалы по теме культуры не имеют столько
просмотров, как те, в которых речь идет о политике или чрезвычайных событиях.
Несколько лучше ситуация с представлением культурной тематики в печатных и
интернет-СМИ России. Во многих печатных и интернет-СМИ культуре отведен раздел,
который часто так и называется – «Культура». И даже если такой рубрики нет, о важнейших
событиях культурного характера можно узнать в разделах «Общество», «Актуально»,
«Взгляд» и т.д. Но у них роль культуры может быть сужена к развлекательной, а
сама тема становится прибежищем и стартовой площадкой для многих начинающих,
которые впоследствии планируют заняться «серьезной журналистикой».
Тенденция российских
изданий заключается в том, что журналисты больше тяготеют к новостным
материалам, где проще найти «сенсацию». А современная культорологическая
журналистика нуждается в основательных материалах, объективном и тщательном
рассмотрении, с оценками и прогнозами. Для ценителей культурной тематики на
рынке масс-медиа предлагают специализированные издания, которые исключительно
освещают проблемы культурной среды. Изучение деятельности СМИ по освещению
указанной проблематики показывает, что такие медиа обладают значительным
коммуникативным потенциалом и могут служить эффективным носителем
культуроведческой информации.
Тем не менее,
узкоспециализированных СМИ о культуре у нас очень мало, что свидетельствует о
низком запросе потребителя и профессиональной среды на подобные издания. В то
же время, утверждать о крахе культурологической журналистики не стоит. В
медийной среде функционируют издания, которые, несмотря на «незначительность»
культурной проблематики, все же плодотворно работают в этой области. Так, в
газете «Российская газета» и в интернет-издании «Комсомольская правда»
культурная тематика реализуется сквозь призму актуальных событий в мире
культуры, проблем и вопросов в аналитических и информационных материалах.
Обращение к актуальным
проблемам культурной практики, их всесторонний анализ, привлечение комментариев
специалистов, оценок экспертов, дополнение текстовой информации
изобразительными элементами – мощные средства воздействия на целевую аудиторию.
Специализированные культуроведческие издания представлены в медиапространстве
прежде всего журнальной периодикой. Кроме журнальных, популярность приобретают
интернет-сайты о культуре, в частности «NARGIS». Среди специализированных газет следует отметить «Диалог
искусств», но в целом печатных версий таких изданий мало.
Обязательна в
культурологической журналистике деятельность «в ногу со временем». Изучать и
выбирать важные советы культурных экспертов, вектор которых направлен на
создание качественного контента, – основания вывести культурную тематику в СМИ
на высокий уровень. изучение опыта зарубежных коллег в освещении культурной
проблематики, их принципов и аспектов представления такой информации; анализ
данной проблемы в структуре других видов медиа (радио и телевидения) с учетом
специфики их функционирования. Целесообразно отследить новые трансформации
культурологической проблематики в печатных и интернет-СМИ, а также их стратегии
развития на российском масс-медийном рынке.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Журналистский текст и его особенности
1.1 Понятие журналистского
текста
«Журналистское мастерство
– это умение оперативно отзываться на актуальные вопросы, глубоко и компетентно
проникать в суть общественных явлений, правдиво обобщать их с общечеловеческих
позиций, смело, аргументированно, интересно и убедительно воплощать мысли,
факты в краткую и совершенную литературную форму, конкретные» [8]. Поэтому
исследователь В. Здоровега кроме вышеназванных особенностей выделяет еще и практическую
направленность, а социальную остроту сводит к политической. «И это объясняется
характером творческого труда именно в СМИ. Она требует прежде всего
оперативности, максимальной собранности, сосредоточенности, умения искать
информацию и ее самые разные источники, способности наводить контакты с людьми.
Журналист должен быть всесторонне знающим человеком, быть в какой-то степени
универсалом, видеть связи между разными явлениями. Он должен уметь быстро
схватывать сущность событий и явлений. Ученый, говорят, видит глубже, журналист
– шире. Из сказанного следует, что журналистское произведение, в отличие от
научного или художественного, характеризуется рядом специфических признаков.
Сюда следует отнести, прежде всего, актуальность, оперативность, политическую
остроту, практическую направленность, постоянную циклическую повторяемость тем,
строгий документализм и др.» [6].
Актуальность (от лат. –
означает важный в определенное время, злободневный, назревший) является важной
приметой именно журналистики. Она прежде всего посвящена злобе дня, потому что
волнует публику в определенный момент. Эту злобу дня СМИ подслушивают,
улавливают и выносят на суд общины. Актуальность является одной из основ такого
важного феномена журналистики, как любопытство. У журналиста должен быть
выработан постоянный интерес к тому, что, прежде всего, болит людям.