Курсовая с практикой Иностранные языки Стилистика

Курсовая с практикой на тему Стилистические средства реализации экспрессивности в научном тексте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Роль экспрессивности в научном тексте 5
1.1 Понятие «экспрессивность» 5
1.2 Особенности научного текста 8
1.3 Средства реализации экспрессивности в научном тексте 12
Глава 2. Практическое исследование стилистических средств реализации экспрессивности в научном тексте 17
2.1 Метафора в научном тексте 17
2.2 Оценочная лексика в научном тексте 20
2.3 Фразеологизмы в научном тексте 22
2.4 Синтаксические средства реализации экспрессивности 26
Заключение 30
Список использованных источников 33

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что в современной стилистике значительное внимание уделяется вопросу стилистических средств реализации экспрессивности в различных видах текста. Научные тексты заметно отличаются от всех других видов текста по своему назначению. Поэтому и типы стилистических средств реализации экспрессивности в научных текстах не такие, как в художественных или публицистических текстах. Иногда даже считается, что в научном стиле вообще нет места для экспрессии. Но, так как научный текст написан для человеческой аудитории, то он не может быть совсем лишен экспрессивности. Просто стилистические средства реализации экспрессивности в научных текстах особенные. А так как в современном мире роль науки является высокой, а тексты данного стиля можно встретить везде, то вопрос стилистических средств реализации экспрессивности в научных текстах не может не быть актуальным.
Цель исследования – рассмотреть стилистические средства реализации экспрессивности в научном тексте.
Объект исследования – стилистические средства реализации экспрессивности.
Предмет исследования – стилистические средства реализации экспрессивности в научном тексте.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «экспрессивность»;
2) изучить особенности научного текста;
3) изучить средства реализации экспрессивности в научном тексте;
4) провести практическое исследование стилистических средств реализации экспрессивности в научном тексте.
Вопросом изучения стилистических средств реализации экспрессивности в тексте занимались такие ученые, как Е.И. Галкина-Федорук, Е.В. Скворецкая и многие другие. Экспрессивность в научном тексте изучали Т.Р. Ванько, Н.Я. Милованова и др. Их работы использовались при написании курсовой работы.
Материал исследования. Статья доктора экономических наук Осипенко О. В. под названием «Гринмейл в призме теории и практики недобросовестной конкуренции». Статья напечатана в научно-практическом журнале «Современная конкуренция» в 2009 году. Данная статья была выбрана потому, что экономика в настоящее время является актуальной и развивающейся наукой. Поэтому интересно было проследить, с помощью каких стилистических средств реализации экспрессивности автор обосновывает свои взгляды на проблему недобросовестной конкуренции в современном российском бизнесе.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экспрессивность давно является предметом изучения в лингвистике и стилистике. В целом, экспрессивность связывается с воздействием на адресата речи. Она основана на том, что каждое явление состоит из ряда признаков, а эти признаки можно подчеркнуть, усилить. Так можно изменить восприятие читателей (слушателей).
Научный стиль отличается консервативностью и устойчивостью. Цель ученого состоит в изложении фактов и мыслей, а не в изобразительности или развлекательности. Основная функция научной речи – информативная. В данном стиле речи есть много стандартных форм для выражения тех или иных понятий. Научный текст наполнен терминами, понятными только специалисту. Выразительные стилистические средства языка, такие, как эпитеты, сравнения, риторические вопросы, парцелляция и многие другие, нетипичны для научных текстов, так как их цель состоит в усилении изобразительности, а в научных текстах это не требуется.
Но некоторые другие стилистические средства языка могут использоваться в научном тексте. Это средства, которые связаны с образностью и выражением оценки (метафоры, фразеологизмы, оценочная лексика). Также ученый может использовать экспрессивный синтаксис, например, риторические восклицания или синтаксические повторы. Научный стиль допускает элементы экспрессивности, хотя бы потому, что научный текст предназначен для оказания воздействия на читателей. Ученый должен убедить читателей в своей объективности и правоте, не ожидая, что они просто ему поверят. Главным способом убеждения является логическая аргументация, но восприятие любого человека связано с эмоциями. Так что экспрессивные средства уместны в научном тексте для оказания эмоционального воздействия на читателей, просто ученый не может ограничиваться только ими, а обязан приводить и логические аргументы. Кроме того, использование экспрессивных средств зависит от научного направления. В гуманитарных науках экспрессивность вполне допустима. В точных науках она встречается реже, но не потому, что считается недопустимой, просто в точных науках убеждение адресата проводится за счет логической аргументации.
Проанализировав пример научного текста, можно сделать вывод, что в научном стиле используются стилистические средства реализации экспрессивности. Среди них можно назвать оценочную лексику, метафоры, синтаксические средства и фразеологизмы. Все эти средства усиливают воздействие на адресата.
Метафоры больше характерны для художественного текста, где важнее эстетическое впечатление от текста, а не его понимание. Для научного текста важно именно понимание. Научный стиль отличается прозрачностью языка, экономичностью стилистических средств, доступностью для понимания специалистов. В научном тексте могут широко использоваться метафоры, но только с целью усиления мысли, а не ее объяснения.
Оценочная лексика используется редко. Но если автор доказал, что какое-либо явление требует негативной оценки, то он может дополнительно усилить свою аргументацию, применив оценочную лексику.
Фразеологические единицы могут широко использоваться в научном тексте. Фразеологизмы могут употребляться автором научного текста для того, чтобы кратко и образно описать некоторую сложную ситуацию. Но в научном тексте можно ожидать встретить только хорошо известные фразеологизмы с однозначным смыслом, так как основная цель научного текста состоит в сообщении информации.
Синтаксические средства могут широко использоваться в научном тексте, хотя в анализированной статье их немного. В основном, автор прибегает к однородным членам предложения. Это помогает ему подчеркивать ключевые идеи своей статьи.
Таким образом, в научных текстах могут встречаться многие средства реализации экспрессивности. Ученый с их помощью подчеркивает свои ключевые мысли, привлекает внимание читателей к важным фактам, выражает свою оценку явлениям.
Но основой научного текста являются факты и логическая аргументация. Стилистические средства используются только для усиления, подчеркивания идей и фактов, они не вводятся в текст для изобразительности. Таким образом, стилистические средства реализации экспрессивности в научном тексте применяются для объяснения сложных явлений, для выражения рациональной оценки, для усиления и подчеркивания аргументации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Изучение категории экспрессивности имеет в языке длительную традицию. В современной лингвистической литературе многими учеными отмечается неоднозначность толкования понятия «экспрессивность».
Прежде всего, это связано с тем, что данная категория выражает субъективное начало в языке и отражает особенности индивидуального сознания носителей того или иного языка [28, с. 104].
Некоторые исследователи относят экспрессивность к стилистическим категориям. Этой точки зрения придерживался, например, известный швейцарский лингвист Ш. Балли, заложивший основы систематического изучения экспрессивных средств, который определял предмет стилистики как «эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию системы выразительных средств того или другого языка» [3, с. 17].
Под экспрессивностью слова мы понимаем его свойство увеличивать изобразительность текста, взаимодействовать в основном на сферу чувств адресата. Экспрессивность как семантический признак слова актуализирует качественно-количественные характеристики названного явления (например, интенсивность, неожиданность, резкость действия), эмоциональную оценку его говорящим, восприятие данного явления через призму другого, т. е. образность [25, с. 42].
Е.М. Галкина-Федорук в статье «Об экспрессивности и эмоциональности в языке», ставшей знаковой в изучении понятия экспрессивности, дает следующее определение: «Экспрессия — это усиление выразительности, изобразительности, увеличение воздействующей силы сказанного. И все, что делает речь более яркой, сильно действующей, глубоко впечатляющей, является экспрессией» [8, с. 107].
Под экспрессивностью можно понимать любое усиление содержания текста, выделение и акцентирование информации, которую он передает, осуществляемое самыми разнообразными способами и средствами. Экспрессивная функция текста реализуется лишь при включении текста в процесс общения, т. е. при наличии реципиента, способного воспринять сообщение в текстовой форме [6, с. 7].
В словаре представлено такое определение: «Экспрессивность — совокупность семантико-стилистических признаков единиц языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к адресату или содержанию речи» [31, с. 591].
В лингвистике и стилистике терминами: выразительные средства языка, экспрессивные средства языка, стилистические средства, стилистические приемы пользуются как синонимами. Все стилистические приемы принадлежат к выразительным средствам, но не все выразительные средства – это стилистические приемы. Выразительные средства языка имеют потенциал превращать простое высказывание в экспрессивное высказывание. Это могут быть пауза, повтор, уменьшительные суффиксы и т.д.
Стилистический прием – это намеренное и сознательное усиление какой-либо типической структурной и/или семантической черты языковой единицы (нейтральной или экспрессивной). Синтаксис, строй предложений, можно назвать главным, основным образующим началом любого речевого произведения или высказывания. Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Значение синтаксиса для любого типа высказывания трудно переоценить.
Предложение может быть коротким, длинным, законченным или сознательно незавершенным. В зависимости от его структуры, длины и завершенности, можно увидеть и выделить синтаксические приемы, способствующие дополнительной выразительности, образности, изобразительности, и, следовательно, усилению влияния высказывания на читателя.
Выразительность речи заметно усиливают риторические фигуры. Это, прежде всего, риторические восклицания. Этот прием сразу же привлекает внимание читателя и помогает автору высказывания передать эмоции.
К риторическим восклицаниям близки и риторические вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, как правило, не требующие ответа. После риторического вопроса обычно ставится вопросительный знак, но иногда к вопросительному знаку добавляется восклицательный. Данный прием позволяет автору показать, что это именно риторический вопрос, а также дает возможность усилить эмоциональную окрашенность высказывания, точнее выразить свои мысли.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы