Курсовая с практикой на тему Стилистические особенности языковых средств выражения обращенности внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты
исследования внутренней речи. 5
1.1 Понятие «внутренняя речь». 5
1.2 Языковые
нормы внутренней речи. 9
Выводы
по первой главе. 14
Глава II. Обращенность к внутренней
речи в художественных произведениях 15
2.1 Функции внутренней речи. 15
2.2 Способы
передачи внутренней речи персонажей в художественном произведении. 18
Выводы
по второй главе. 30
Заключение. 31
Список
использованных источников. 33
Введение:
Особое внимание в
лингвистике уделяется изучению речевого поведения говорящего, а также
внутренней речи в художественных текстах. Термин «внутренняя речь» используется
также в таких разделах языкознания, как психолингвистика, когнитивная
лингвистика, лингвистика текста и другие. Проблема внутренней речи рассмотрена
в трудах А.В. Логинова, Н. Д. Арутюновой,
Б.Ф. Баева, Н.Г. Кравченко, Г.М.
Кучинского, Т. М. Надеиной, О. Я. Гойхмана, Н. Б. Федорцовой
и др. Они рассматривают внутреннюю речь в виде элемента порождения речевого
внешнего высказывания.
При всем разнообразии
трудов и научных подходов к вопросу внутренней речи, необходимо подчеркнуть,
что внутренняя речь – это внутренняя проекция внешней речи, что отображается в
сознании говорящего. Во внутренней речи действует сложный механизм
абстрактно-логических операций, связанный с речью и мышлением в их непрерывном
движении, в диалектическом развитии и изменениях, в соответствии с законами
диалектики природы, которая «находится в вечном непрерывном течении, в непрестанном
движении и переменах» [11, с. 42-43].
Внутреннюю речь следует
рассмотреть не только с позиции его лингво-психологической природы, поскольку
внутренняя речь – явление не только психическое, но и лингвистическое. Правы те
исследователи, которые связывают психологические процессы внутренней речи с
социальными и идеологическими. В связи с этим актуальное значение приобретает
изучение стилистических особенностей языковых средств выражения обращенности
внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах.
Цель исследования —
изучения стилистических особенностей языковых средств выражения обращенности
внутренней речи в современных немецкоязычных художественных текстах. Данная
цель предполагает решение следующих задач:
Дать определение понятию
«внутренняя речь».
Выявить языковые
особенности внутренней речи.
Определить особенность выражения обращенности внутренней прямой речи в художественном
тексте на немецком языке.
Рассмотреть семантические
разновидности внутренней косвенной и пересказанной речи в немецком художественном
тексте.
Объектом
исследования была выбрана обращенность, адресованность внутренней речи в
немецком языке на материале художественного повествования.
Предметом
исследования стал механизм отражения обращенности внутренней речи в
художественном повествовании в немецком языке.
Практическая
значимость данного исследования в выяснении языковых средств выражения
обращенности внутренней речи, в современных художественных текстах с учетом
семантической разновидности передаваемой речевой информации.
Теоретическая
значимость работы состоит в изучении обращенности внутренней речи в
художественных текстах и в рассмотрении проблемы семантико-синтаксической
репрезентации размышлений автора и персонажей художественного повествования от
третьего лица.
В процессе работы
нами использовались следующие методы: структурно-семантический и анализ. С
помощью структурно-семантического анализа была изучена содержательная сторона
видов обращенности внутренней речи в немецком языке.
Работа включает в
свой состав 2 главы. Помимо этого, в исследование входят введение, краткое
заключение и библиографический список.
Заключение:
Выготский характеризует
синтаксис внутренней речи «закономерным
опущением субъекта и связанных с ним
слов с сохранением сказуемого и связанных с ним слов. Этот тезис предикативности
Выготского составляет суть о его структурном описании внутренней речи. Предикативность
— единственная базовая форма внутренней речи.
На фонетическом
уровне внутренней речи происходит редукция, которая, как следствие, также должна
привести к временной редукции. Внутренняя речь оперирует преимущественно
семантикой, а не фонетикой языка. Относительная независимость значения слова от
его звуковой стороны очень четко проявляется во внутренней речи.
Выготский в своем
исследовании внутренней речи описывает три основные свойства, формирующие их
смысловую структуру:
а) доминирование смысла слова над
значением слова;
б) лингвистическое различие от
обычных значении и оттенок. Смысл слова состоит из совокупности всех
психологических фактов, которое наше сознание порождает, таким образом, смысл
слова является динамичным, текучим и сложным образованием с несколькими
областями различной стабильности. Смысл, напротив, неизменен при всех
изменениях смысла слова остается в разных контекстах стабильным.
Агглютинации также характерны для
внутренней речи взрослого человека.
в) слово как смысловой концентрат,
происходит дифференциация между значением и смыслом. В качестве пояснительного
примера можно назвать название романа Гоголя «Мертвые души». Изначально
означает это выражение «умершее, но еще как живут зарегистрированных крепостных»,
но на протяжении романа, но по определению Выготского название романа
совершенно имеет иной смысл «герои романа, которые живут, но душевно мертвы».
Таким образом,
протагонисты малой и большой эпической жанровой формы австрийской и немецкой
литературы XX века продуцирование внутренней речи происходит с помощью аффективного
внутреннего монолога и диалога.
В новелле А. Шницлера
«Барышня Эльза» экспрессивность лингво –стилистических средств в самые
употребляемые эллиптические структуры, и экспрессивным потенциалом речево — стилистических
средств (употребления эллипсиса).
Внутренние прямая,
несобственно-прямая и косвенная речь в произведении П. Зюскинда органично
дополняют друг друга и способствуют более точной и глубокой характеристике
персонажей и их поступков. Обилие способов передачи внутренней речи персонажей
и их объем в рамках всего произведения позволяет говорить о принадлежности
романа «Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders» к психологической прозе.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические
аспекты исследования внутренней речи
1.1 Понятие «внутренняя речь» Термин «внутренняя речь»
рассматривается также в таких разделах языкознания как психолингвистика,
когнитивная лингвистика, лингвистика текста и другие.
В психологии внутренняя
речь обозначает не озвученную мысленную речь, которая возникает в ходе обдумывания
человеком различных ситуаций и стиля поведения в них [7, с.89- 118].
По мнению российского
психолога Л.С. Выготского, внутренняя речь – обратный по направлению процесс,
идущий извне внутрь, процесс испарения речи в мысль» [7, с.89- 118]. Он противопоставляет
внутреннюю речь внешней, определяя ее как «процесс превращения мысли в слова,
ее материализация и объективация». В лингвистике, как он отмечает, она имеет
такие синтаксические особенности, как отсутствие подлежащего. Следовательно,
отличительной чертой внутренней речи является ее предикативность [7, с.89- 118].
Как отмечают Б.П. Ананьев и А.Н. Соколов, в
то время когда предмет объективной действительности еще не опознан, а только
намечен в мысли, внутренняя речь может быть не предикативной, а субстантивной
[2, с.12]. Мысль не всегда совпадает с ее речевым выражением. Она представляет собой не
отдельное слово, значительно большее по протяжению и объему.
Л.С. Выготский выявляет
две стадии прохождения внутренней речи к внешней. Этап семантического
планирования и этап грамматического структурирования [3, с.89-94]. При переходе
от внутренней к внешней речи происходит переструктурирование, изменение
индивидуального звукового, смыслового и синтаксического строя внутренней речи в
структурные формы внешней речи, которая понятна всем. Внешнее речевое
оформление словообразы получают только после грамматического структурирования. Согласно Б.Ю. Норманна,
выбор конкретного словообраза зависит от многих факторов: нормы его лексической
сочетаемости, коммуникативного функционирования конкретных слов, его
фонетико-морфологических особенностей [15].
А.А. Леонтьев отмечает, что в структуре
внутренней речи существует несколько уровней порождения речевого высказывания:
— смысловое синтаксирование и выбор
смыслов,