Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Стилистичекие приёмы создания комического в повестях Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Чужая жена и муж под кроватью».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КОМИЧЕСКОЕ ». ФОРМЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА 5
1.1 Общая природа комического эффекта 7
1.2 Формы комического. 9
1.3Стилистические приемы и выразительные средства проявления комизма в художественных произведениях 13
РАЗДЕЛ 2. КОМИЗМ В ПОВЕСТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО 17
2.1. Формы комического у Ф.М. Достоевского 17
2.2 Повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Чужая жена и муж под кроватью» и стилистические приёмы создания комического эффекта на разных уровнях произведения 19
2.2.1.Комизм на уровне сюжета 19
2.2.2. Комизм на уровне персонажей 21
ВЫВОДЫ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

  

Введение:

 

Акутальность. На сегодняшний день, исследования в области наличия исключительной системы средств для создания комического эффекта в художественных произведениях являются актуальными и перспективными.
Этому способствует богатый арсенал лингвостилистических приёмов и выразительных средств русского языка. С течением времени изменяются формы комизма, а также стили авторов. У каждого из них существуют определенные приемы и способы выражения комического, стиль и язык которых уникален и неповторим.
Степень разработанности. Изучению творчества писателя в целом и комической составляющей в частности посвятили свои труды такие литературоведы, как Ю.И. Сохряков, А.Е. Кунильский, К.Г. Исупов, С.М. Нельс, Дж. К. Оутс, С. Беркович, Р.Л. Буш, С.В. Белов, А. Небольсин и др.17 В исследованиях М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, В.Н. Аношкиной, Т.А. Касаткиной, А.Г. Гачевой, Г.Б. Пономаревой, Л.И. Сараскиной, А.Н. Николюкина, Б.Н. Тихомирова, Б.Н. Тарасова, и др. творчество Достоевского рассматривается как синтез духовно-нравственного и эстетического богатства.
Цель работы: раскрыть особенности стилистических приёмов создания комического в повестях Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».
Задачи исследования:
• рассмотреть комическое как категорию, его формы, приёмы и средства выражения.
• охарактеризовать многообразие стилистических приёмов создания комического эффекта в художественных произведениях.
• раскрыть специфику проявления комизма в повестях Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели»,«Чужая жена и муж под кроватью».
Объект исследования составляет комический эффект как стилистическая категория.
Предметом исследования являются средства, формы и приемы выражения комического эффекта.
Материалом для исследования послужили повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Чужая жена и муж под кроватью».
Методы исследования:
1. Анализ теоретического материала по теме исследования.
2. Сравнительно-сопоставительный анализ повестей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной курсовой работе в теоретической части было подробно рассмотрено понятие «комическое», его общая природа и формы, а также используемые средства и приёмы для выражения комического эффекта.
В исследовательской части мы проанализировали способы и приёмы создания комического на примере повестей Ф.М. Достоевского, детально разобрали проявление комизма на уровне сюжета повести и ее главных героев.
Достоевский использовал такие выразительные приёмы, как – гипербола, ирония, сравнение.
После каторги Достоевский пишет комедию; этот замысел трансформируется в комический роман и также не доводится до конца, однако результатом становится появление повести «Дядюшкин сон» и романа «Село Степанчиково и его обитатели». В 60—70-е гг. Достоевский создает комические произведения «Скверный анекдот», «Крокодил» и «Бобок». Уже позже, в больших романах Достоевского смех редуцируется почти до минимума.
Но след художественно-организующей и освещающей мир работы амбивалентного смеха мы находим во всех его романах.
Таким образом, подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что для Ф. М. Достоевского роль комического в его произведениях очень велика и немаловажна. Автор мастерски использует большое разнообразие выразительных средств и стилистических приёмов на разных уровнях текста, чем умело достигает юмористического эффекта в своих произведениях. Анализируемы ранние повести Ф.М. Достоевского дают представление о многогранном таланте этого великого знатока человеческой души, позволяют проследить его путь к творческим вершинам.

   

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КОМИЧЕСКОЕ ». ФОРМЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
1.1. Общая природа комического эффекта

А.В. Карасик определяет комический дискурс как «текст, погруженный в ситуацию смехового общения», для которого характерны:
1) коммуникативное намерение участников общения уйти от серьезного разговора;
2) юмористическая тональность общения, т.е. стремление сократить дистанцию и критически переосмыслить в мягкой форме актуальные концепты;
3) наличие определенных моделей смехового поведения, принятого в данной лингвокультуре [13, с. 105-106].
Ю.Б. Борев определяет комическое как «явление, заслуживающее эмоционально насыщенной эстетической критики (отрицательной или утверждающей), представляющей реальность в неожиданном свете, вскрывающей ее внутренние противоречия и вызывающей в сознании воспринимающего активное противопоставление предмета эстетическим идеалам» [5, с.85-87].
В.Я. Пропп понимает комическое следующим образом: «…мы смеемся, когда в нашем сознании положительные начала человека заслоняются внезапным открытием скрытых недостатков, вдруг открывающихся сквозь оболочку внешних физических данных» [26, с.144].
У большинства исследователей, таких как Б. О. Дземидок, Ю.Б.Борев, А. Бергсон и др., современное понимание сущности комического вызывает большой интерес. Само понятие «комическое» происходит из греческого «komikos»- «смешной», «забавный» и «komos»- весёлая толпа переодетых горожан на деревенском празднике Диониса в древней Греции. В русский язык это понятие пришло как обозначение чего — то смешного.
Основоположник теории комизма Аристотель считал, что комическое это — «…ошибка и уродство, нечто безболезненное и безвредное». [1]
Существует множество определений комического у различных исследователей. Например, советский и российский философ Иван Тимофеевич Фролов в философском словаре 1991 года даёт следующее определение: «комическое – это категория эстетики, выражающаяся в форме осмеяния, исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил». [17, c.197] . Французский философ Анри Бергсон в собственном эстетическом исследовании «Смех» писал: «Всякий комический эффект должен заключать в себе противоречие в каком-нибудь отношении. Нас заставляет смеяться нелепость, воплощенная в конкретную форму – «видимая нелепость», или кажущаяся нелепость, сначала допущенная, а затем исправленная, или, наконец, то, что нелепо с одной стороны, но естественно объяснимо – с другой». [3] Согласно концепции Имануила Канта, комическим можно было назвать всё то бессмысленное, что вызывает безудержный весёлый смех. [12]
В этой работе мы остановимся на определении Л. Тимофеева и Н. Венгрова:
Комическое — жизненное явление, вызывающее смех. Комическое в жизни — это внутренне противоречивое явление, в котором обнаруживается резкое несоответствие между тем, что оно представляет собой в действительности и за что оно себя выдаёт, на что оно претендует. [19, с.18]
Комическое проявляется в обнаружении резких несоответствий в данном явлении: между достижением поставленной цели и задействованными для этого средствами, между действием и обстоятельством, между новым и старым, между реальной сущностью человека и его мнением о себе и т.д. Такие несоответствия приводят к разоблачению данного явления, что говорит о его несостоятельности и вызывает у нас известные эмоциональные реакции: улыбку, смех, хохот и т.п. Но не всегда смех добродушен и безобиден. Так, например, лицемерие, подлость, прикрытые под маской добродетели вызывает у нас злой, сатирический смех.
Сущность комического эффекта основывается на побудительных мотивах автора: произвести определённое впечатление на читателя или зрителя и вызывать не только смех, но и другие чувства и эмоции. Способность комического тесно переплетаться с трагическим делает эту категорию универсальной. Многогранная структура комического эффекта может одновременно восхвалять и осмеивать, веселить и заставлять плакать.
Опираясь на такие понимания комического, можно выделить ряд основополагающих его свойств: противоречивость, критичность, неожиданность.
Существует множество видов смеха: радостный, добрый, задушевный, иронический, саркастический, грустный, гневный, робкий и др. Наряду со смехом насмешливым, достаточно часто встречается смех презрительный, торжествующий.
1.2. Формы комического

Формы комического чрезвычайно разнообразны. Создание стройной и максимально полной классификации оттенков комического.
Юмор может существовать только в том обществе, в котором он выполняет ряд определенных функций.
М.А. Куличин выделяет следующие функции комического:
— Эстетическая функция. Человек шутит для развлечения и отдыха. Чувство комического уничтожает обычные образы восприятия и создает новые через фантазию.
— Творческая функция. Человек развивает способности и навыки, которые основываются на творческой работе, то есть соединяет факты и аспекты, которые не имели ничего общего.
— Социальная функция, то есть способность человека чувствовать и выражать комическое в рамках его национальных характеристик, культурных традиций, социального формирования.
— Общительная функция. Если хотите поправить или сделать замечание человеку, не обидев его, это можно сделать непосредственно, через шутку.
— Функция саморегулирования. Через юмор человек может расширить или сжать «окно», через которое он чувствует, воспринимает ситуацию.
-Эвристическая функция раскрывает несовместимость между формой и содержанием, между теорией и практикой, между общими, устойчивыми понятиями и реальным смыслом. Юмор включает внутренние несовместимости явлений.[18]
Исследователи, работающие над проблемой классификации форм комического, обнаруживают несколько фундаментально различных методов. Так, например, польский исследователь Б. Дземидок в своей работе «О комическом» классифицирует формы комического следующим образом: «В зависимости от эмоциональной насыщенности и от наличия рационально-оценочных элементов можно выделить два принципиально различных типа комического. Первый — комизм элементарный, фарсово-водевильный, не оценочный и не рациональный, искрящийся почти всегда беззаботным весельем, очень часто примитивный. Другой тип — комизм сложный, юмористическо-сатирический, рациональный и оценочный. В пределах второй сложности категории комического выделяют обычно две формы: юмористическую и сатирическую, а также соответствующие им два типа творчества: юмористику и сатиру».[9, с.99] В свою очередь, русский литературный критик Н. Г. Чернышевский выделяет три формы комического: фарс, остроту и юмор. Анри Бергсон считает юмор одной из форм сатиры. А некоторые ученые вообще не рассматривают сатиру как форму комизма.
Наиболее спорным вопросом среди исследователей является вопрос о месте иронии в ряду понятий сатиры и юмора, которые выделяются как две основные формы комического. Определяя место иронии, Г.Н. Поспелов утверждает, что она относится к области сатиры: «в основе юмора лежит комическое отношение к жизни, а в основе сатиры — ироническое отношение к жизни» [24, с. 187]. Б. Дземидок не относит иронию к самостоятельной форме комического. В комизме он различает три принципиально разных творческих метода: юмористический, сатирический и промежуточный, который он называет «издевательским, или насмешливо-ироническим». При этом иронию он относит лишь к выразительным средствам или техникам создания комического наряду с такими средствами, как остроумие, шутка, карикатура, гротеск, каламбур, которые составляют технику гиперболы (преувеличения) и применяются для искажения характеров и явлений. «Ирония остается, по существу, одним из видов техники комического, используемой как сатирой, так и юмористикой. Она остается замаскированной насмешкой, где скрытый смысл является отрицанием буквального» [9, с. 114].
Сатира (от лат. satira — смесь, всякая всячина) как высшая форма комического в искусстве представляет собой острый и резкий характер. Она унизительно обличает и осмеивает порочного персонажа или отрицательное явление с помощью различных стилистических приёмов: гиперболы, аллегории, сарказма, иронии и т.д.
Основоположниками обличительной сатиры в русской литературе стали классицисты XVIII века: Н.И.Новиков, А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, и, безусловно, мы не можем здесь не вспомнить «…сатиры смелой властелина» — Д.И.Фонвизина. Подъём сатирических произведений связывают с именами Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя.
По эмоциональной окраске сатиру можно охарактеризовать как сердитую, унизительную, злую, саркастическую, так и победоносную, торжествующую, весёлую. В зависимости от цели понимания сатиры, как отмечает в своём монографе «Анатомия сатиры», английский писатель Гиллберт Хайет она может быть оптимистической, доброй, и пессимистической. Оптимистическая сатира обладает лечебным, убеждающим характером, сатира пессимистическая в свою очередь разрушает, порождает зло в душе человека.
Учитывая, какие приёмы и выразительные средства используют для создания комического, сатиру можно разделить на два типа:
1. Сатира романтическая.
(«Тартюф» Ж.-Б. Мольера; «Недоросль», «Бригадир» Д.И. Фонвизина)
2. Сатира гротескная.
(«Нос» Н.В. Гоголя; «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; «Крокодил» Ф.М. Достоевского).
В основе сатиры органически сочетаются смех и негодование, где критика особо интенсивна, эмоциональна, остра, в ней определенную роль играет неожиданность сравнения.
И сходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сатира обличает низменную сущность человека, хорошо скрытую под порядочностью и добродетелью.
Само слово «юмор» (от англ. humor — нрав, настроение) можно рассматривать как в узком, так и широком смысле. В узком значении для большинства исследователей «юмор» — это одна из форм комического. В широком значении «юмор» является синонимом «комическое, смешное».
Юмор в отличие от сатиры безобиден и снисходителен. Сатира жестока и бескомпромиссна в своей борьбе со злом, тогда как юмор относится терпимо к своему герою, абсолютно неагрессивно и добродушно рассматривая слабости человека.
Вот как характеризует юмор в своей работе Б. Дземидок: «Юмор как бы призывает не к уничтожению явления, а к его совершенствованию. Объект юмора, хотя и заслуживает критики, все же сохраняет свою привлекательность. Утверждая главное, основное в явлении, юмор очищает его от всего наносного. Юмор — смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый».[9]
Очень много юмористических персонажей в повестях Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», в произведениях И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» и др.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы