Психология управления Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Стили взаимодействия руководителей и подчиненных в современной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические подходы к стилям взаимодействия руководителя и коллектива…………………………………………………………………………….6

1.1. Основные концепции стиля руководства 6

1.2. Основные теории и современные классификации стилей взаимодействия руководителя и подчиненных 13

2. Результаты исследования взаимоотношений руководитель -подчиненный в современной организации 26

2.1. Организация и методы исследования 26

2.2. Результаты исследования 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 50

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из основополагающих признаков эффективности управления, позволяющим достигать желаемых результатов с учетом психологических критериев, является стиль руководства.

Одно из центральных мест в поисках резервов повышения эффективности управленческой деятельности по праву занимают исследования, посвященные анализу взаимодействия руководителей и подчиненных в современной организации. Этот факт является вполне закономерным и обусловлен, с одной стороны, ускорением научно-технического прогресса и неуклонным ростом влияния на все сферы нашей жизни процесса демократизации и, соответственно, усиления роли субъективного фактора в управлении, а с другой — необходимостью поиска конкретных способов и технологий повышения эффективности решения сложных управленческих задач, поставленных современной практикой нашей жизни. Это приводит к необходимости анализа многообразия подходов, тактик и стратегий, которые реализуются при изучении стиля управленческой деятельности как в теоретическом, так и в практическом плане.

В последнее время у руководителей высшего и среднего звена управленческого персонала наблюдается рост потребности достижения их собственных целей, используя ценности и смыслы подчиненных. Поэтому проблема влияния стиля взаимодействия руководителей и подчиненных в современной организации приобретает особую значимость.

Объект исследования: стиль взаимодействия руководителя.

Предмет исследования: психологические особенности влияния стиля взаимодействия руководителей и подчиненных в современной организации.

Цель исследования – проанализировать специфику влияния стиля взаимодействия руководителей и подчиненных в современной организации.

В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что стиль руководства оказывает влияние на эффективность деятельности менеджера.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи исследования:

1. провести анализ психологической и управленческой литературы по теме исследования,

2. выявить влияние стиля взаимодействия руководителей и подчиненных в современной организации на эффективность труда в организации,

3. провести исследование влияния стиля взаимодействия руководителей на эффективность деятельности,

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили:

— представление о социально-психологическом климате как целостном, интегральном образовании, влияющем как на поведение группы, так и отдельной личности (Обозов Н.Н., Платонов К.К., Почебут Л.Г., Чикер В.А.);

— представление о стиле руководства как факторе СПК (Журавлев А.Л., Кричевский Р.Л., Рыжак М.М., Новиков В.В., Парыгин Б.Д. и др.).

Методы и методики исследования: теоретический анализ и синтез источников по теме исследования, наблюдение, эксперимент, метод сравнения групп и метод статистической обработки психодиагностических данных.

Источниковой базой исследования выступили научные труды в области теории управления, менеджмента, социальной психологии, психологии управления.

Практическая значимость: работа расширяет представление о влиянии личности и стиля управления на эффективность деятельности менеджеров и организации в целом. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию динамики групповых процессов, а также изменений, происходящих в группе, где управление зависит от стиля руководства и личностных черт руководителя.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Стиль руководства — это характерная манера по¬ведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных и побуждает их к достижению целей организации. От применяемых методов руководителей делят на сосредоточенных на работе и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей.

Стиль управления является устойчивым в обычных ситуациях, изменения которых могут обусловить адаптацию или изменение стиля. Для подавляющего большинства руководителей характерен определенный базовый стиль, а также один или несколько вспомогательных, которые применяют тогда, когда невозможным или неэффективным оказывается основной.

Обобщение литературных источников и проведенные исследования позволяют классифицировать виды стилей руководства по следующим признакам: позицией в отношении человеческого фактора, характером деятельности, позицией относительно других инстанций, уровнем сотрудничества, стилем взаимодействия с подчиненным, коммуникативной поведением, методом воздействия, скоростью ориентации в ситуации взаимодействия, типом мышления, целеустремленностью, стилю деятельности, типу темперамента, мотивационной поведением руководителя.

Формирование стиля руководства зависит еще от уровня иерархии управления, его вида (линейное, функциональное) и конкретных ситуаций. В одних руководитель может быть демократичным, а в других, когда коллектив слабо организован, – должен быть поначалу автократом. Стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства авторитарного стиля состоят в том, что такой стиль обеспечивает четкость и оперативность выполнения любой задачи. Недостатки заключаются в подавлении инициативы, в отсутствии эффективных стимулов к труду, недовольстве сотрудников-подчиненных.

Итак, нами было проведено исследование среди сотрудников двух компаний.

В исследовании принимали участие менеджеры в общей численности 40 человек.

По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. по результатам тестирования психологического климата в коллективе, можно сказать, что во группе преобладают негативные оценки , а в 1 группе — позитивные, преобладают дружелюбие, согласие, взаимоподдержка, занимательность, успешность.

2. по тесту предрасположенности личности к конфликтному поведению стиль поведения во 2 группе — конкуренции в 1 группе сотрудничество, компромисс и избегание,

3. по результатам авторской методик, мы выяснили, что сотрудники 1 группы имеют достаточно высокий уровень эффективности трудовой деятельности. Сотрудники 2 группы оценили свою деятельность как неэффективную.

4. Итак, от стиля управления зависит психологический климат в группе, что существенно сказывается на эффективности труда в коллективе.

Таким образом, можем сказать, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена.

Действительно, положительная обратная связь в системе руководитель — подчиненный более эффективна, чем отрицательная в создании представлений о себе и своей трудовой эффективности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические подходы к стилям взаимодействия руководителя и коллектива

1.1. Основные концепции стиля руководства

Традиционно в теории управления исследуется проблема стиля лидерства, а не руководства. Но в связи с неоднозначностью использования терминов очень часто ее определяют как стиль руководства. Стиль руководства (лидерства) (лат. – stilus, греч. — stylos — палочка для письма) являются составной частью системы руководства и определяется как характерная манера поведения руководителя, который преобладает в его управленческой деятельности и с помощью которой управленец может влиять на подчиненных, стимулировать их для достижения целей организации. Стиль является элементом системы руководства и характеризуется индивидуальными особенностями, обусловленными личностью управленца. Следует отметить, что понятия стиль руководства и стиль управления не следует отождествлять.

Понятие стиль руководства уже и проявляется в управленческой деятельности руководителя при решении ситуаций, обусловленных налаживанием отношений между руководителем и подчиненными. Понятие стиль управления, напротив, является более широким, обусловленным не только налаживанием отношений в коллективе, но и решением организационно-управленческих ситуаций [1], [2, с. 50-53], [3, с. 199-210], [4), [5], [6, с. 204-212].

Стиль руководства, который реализуется тем или иным руководителем, обусловленный его личностными характеристиками и индивидуальными качествами [7, с. 140-236].

Первые попытки исследования эффективности стиля лидерства были осуществимы в школе групповой динамики под руководством К. Левина. Выделялись три стиля лидерства, которые до сих пор широко используются: авторитарный, демократический и либеральный. Французский исследователь Р. Мюшелли обратил внимание на сеть коммуникаций и на то, как она влияет на работу группы, на ее моральное состояние [8].

В научных исследованиях зафиксированы определенные связи между стилем, типом руководителя, эффективностью деятельности организации и ее культурой управления. В целом они сводятся к следующим положениям:

— стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа руководителя; тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, общения и др;

— стиль не является врожденным, а формируется в процессе деятельности меняется, его можно корректировать и развивать. Стилей руководства можно также обучать;

— описание и классификация стилей в определенной степени воспроизводят содержательные характеристики (параметры) управленческой деятельности (специфику поставленных задач, взаимоотношения с подчиненными и тому подобное);

— стиль руководства связан с культурными ценностями, традициями организации;

— факторы внешней среды (социально-экономические, политические, социально-психологические и т. п) влияют на формирование стиля руководства.

В теории и практике управленческой деятельности выделяют различные типы стилей руководства по признаку преобладания единоличных или групповых способов воздействия на персонал и организацию производственного процесса. Традиционная концепция стиля руководства. Сложилась она еще в 30-е гг. и была самой популярной до середины 70-х гг. XX в. Эта концепция основывалась на простых и очевидных элементах управления, в связи с чем раскрывала действительно значимые стилевые характеристики. Главными в структуре стиля руководства считали следующие элементы: способ принятия решения; способ распределения функций в ходе выполнения заданий; формы контроля; оценивание выполненных заданий; распределение ответственности. По этим показателям в рамках традиционной концепции управления выделяли авторитарный, демократический, либеральный стили руководства.

Авторитарный стиль. Предусматривает принятие всех решений руководителем, четкую очерченность границ компетентности, то есть строгую определенность рангов руководителей, имеющих право принимать решения по определенным вопросам, связанным с деятельностью организации. Структура руководства является предельно жесткой, вертикально-иерархической. Это означает, что принятые на верхних уровнях иерархии решения поступают вниз как директивы (именно поэтому этот стиль называют еще и директивным), которые не подлежат обсуждению — их нужно четко выполнять. Авторитарное руководство имеет следующие формы:

— патриархальное. Порожденное представлениями о коллективе как большой семье, где все должны выполнять распоряжения руководителя, который считает подчиненных не способными принимать решения, а потому должен заботиться о них;

— автократическое. Более присуще определенным институтам, чем отдельным людям. При таких обстоятельствах аппарат осуществляет руководство через подчиненные инстанции, выполняющие решение автократа;

— бюрократическое. В его основе — чрезмерное отношение к значимости и роли чиновничества, отношение к человеку как к носителю регламентированных функций;

— харизматическое. Суть его в признании выдающихся, неповторимых черт лидера. Такой руководитель может потребовать чего угодно от подчиненных, несмотря на них. Следовательно, авторитарный стиль руководства порождает неискренность, недоверие, напряженность в отношениях. Подчиненные вынуждены маскироваться и приспосабливаться, вести себя так, как желает руководитель.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы