Курсовая с практикой на тему Стили управления в организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стилей управления в организации 5
1.1 Понятие и классификация стилей управления 5
1.2 Стиль управления, как основной инструмент мотивации в современной организации 8
Глава 2. Анализ стиля управления и его эффективности в организации ООО «ТСК «Гросс-Строй» 15
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «ТСК «Гросс-Строй» 15
2.2 Анализ стиля управления в организации 18
2.3 Рекомендации по совершенствованию стиля управления 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 34
Введение:
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими положениями. В управлении персоналом и организационной психологии важным моментом является проблема определения, выявления и формирования стиля управления руководителя. Многие ученые уделяли внимание изучению стилю управления, подходам к его определению, к классификации стилей, но, не смотря на это, большинство руководителей игнорируют изучение этого вопроса, либо его применение на практике.
Условия управленческой деятельности определяются высокой неопределенностью, динамичностью, высоким уровнем ответственности, и др. Наиболее перспективной идеей, на основе которой можно выстроить целостное представление о сути деятельности руководителя, является стратегический подход. Руководитель осуществляет работу посредством выполнения различных функций управления в системе «человек-человек», что определяет в некоторой степени выбор стиля руководства в рамках организации. Он акцентирует внимание на трех факторах деятельности менеджера, обеспечивающих ее эффективность: ситуация, стратегия и репертуар профессиональных ролей и стратегических приемов.
Специфические особенности личности руководителя проявляются на всех этапах формирования, выбора и реализации стратегии. Преимущественное влияние имеет также наличие навыков формирования стратегии и наличие стратегических приемов управленческого поведения в типичных ситуациях, складывающихся в работе руководителя.
Незнание руководителя о стиле управления или применение не того стиля, в результате может привести к снижению работоспособности коллектива. В настоящее время понятие стиля управления более широко применяется в коммерческих организациях.
В связи с вышеуказанными причинами актуальность темы не вызывает сомнения.
Целью данной курсовой работы является характеристика стилей управления в организации.
Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:
— раскрыть понятие и привести классификацию стилей управления;
— рассмотреть стиль управления, как основной инструмент мотивации в современной организации;
— дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «ТСК «Гросс-Строй»;
— провести анализ стиля управления в организации;
— разработать рекомендации по совершенствованию стиля управления.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «ТСК «Гросс-Строй» (г. Пятигорск).
Предметом исследования являются стили управления в организации в данной организации.
При написании курсовой работы были использованы методы сравнительного анализа, научного обобщения, описательный метод, табличный и графический методы, математические методы.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Несмотря на разнообразие подходов к классификации стилей, многие ученые сходятся на мысли, что существуют базисные три стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный, выделенных психологом Куртом Левином в 30-е годы.
Руководитель, хорошо осведомленный о теоретических разработках в области стиля, понимающий его существо, способен повысить отдачу каждого человека на производстве. При этом руководитель не должен подстраивать стиль управления под желания персонала. Скорее он выбирает из всего многообразия стилей, с учетом ситуации, в которой находится работник, индивидуальный стиль, который более всего будет настраивать подчиненного на выполнение поставленной перед ним задачи.
Исследователями выделено достаточно много стилей управления, однако ключевыми и часто используемыми среди них являются авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них обеспечивает влияние на подчиненного своими, присущими ему способами и методами.
Исследования показывают, что наиболее успешные руководители не всегда пользуются одним и тем же стилем руководства. Они применяют определенные стили управления в зависимости от ситуации, когда необходимо проявить твердость, руководитель может применить авторитарный стиль руководства, когда руководитель чувствует некую напряженность в коллективе, он может применить демократический стиль управления, дав возможность сотрудникам самим принимать решения на определенное время, в целях достижения эффективности.
Объектом практического исследования выступало Общество с ограниченной ответственностью «ТСК «Гросс-Строй», основная деятельность которого — строительные, монтажные и другие работы подрядным и хозяйственным способом. Организационная структура управления предприятия относится к линейно-функциональному типу. Управление деятельностью ООО «ТСК «Гросс-Строй» осуществляется ее руководителями и аппаратом управления, состоящими из линейного и функционального персонала.
Проанализировав некоторые аспекты использования факторов руководства, можно сказать, что данной организации присущи: здоровая атмосфера, сотрудники мотивированы и нацелены не на выгоду, а на результат, который стоит их усилий и труда. Стиль лидерства руководителя ООО «ТСК «Гросс-Строй» можно отнести как к либеральному, так и к демократическому, в зависимости от ситуации. В результате исследования стиля руководства выявлена удовлетворенность сотрудников условиями труда, управлением рабочим процессом, возможностями для проявления самостоятельности и инициативы в работе и организацией работы в целом.
При всех положительных моментах руководителю необходимо уделить больше внимания вопросам формирования благоприятного социально-психологического климата. Суть предложенных рекомендаций по формированию эффективного социально-психологического климата в ООО «ТСК «Гросс-Строй» можно определить следующим образом:
— создание целостной системы мотивации и стимулирования персонала;
— в практику деятельности руководителя в процессе управления ООО «ТСК «Гросс-Строй» рекомендовано внедрить элементы медиации;
— с целью формирования творческой команды, способной решать целый ряд практических задач, снижения уровня конфликтности, сопротивления изменениям и повышения эффективности организационных коммуникаций в ООО «ТСК «Гросс-Строй» необходимо провести корпоративный тренинг командообразования.
Согласно опыту работы компаний различных сфер бизнеса, при использовании подобных рекомендаций по формированию оптимального стиля руководства, показатели конфликтности и социальной напряженности в коллективе в среднем сокращается до нормы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты стилей управления в организации
1.1 Понятие и классификация стилей управления
Коллектив — это не просто группа людей, находящихся в одном здании для решения поставленных задач, а единомышленники со схожими ценностями, для которых интересы организации воспринимаются не ниже своих, принципы, перешагнуть через которые непозволительно ни при каких обстоятельствах. Любому коллективу необходим руководитель, имеющий свой стиль управления и собственную модель стиля руководства. Стиль — это регулярно отражающиеся особенные черты взаимодействия руководителя с подчиненными, складывающиеся посредством воздействия условий управления, субъективных психологических особенностей руководителя [16, с. 108].
Классификация стилей управления исследуется в теории стилей руководства, при этом теории по-разному группируются современными авторами.
Одна из наиболее достоверных в полной мере отражающая полноту всех видов стилей – это американская классификация, которая выделяет подходы к изучению стилей руководства [7, с. 76]:
— качественный подход;
— поведенческий подход;
— ситуативный подход.
Классической теорий лидерства является теория К. Левина. Он создал свою классификацию стилей руководства. Она состоит из трех видов: авторитарный стиль; демократический стиль; либеральный стиль. Эта классификация до сих пор является основной. Остальные стили руководства проистекают из слияний данных основных стилей.
Помимо этого, есть традиционное деление стилей на несколько типов: авторитарный, демократический, либеральный и смешанный. Кроме стилей управления есть несколько стилей руководства [11, с. 30]:
— самостоятельно-авторитарный стиль;
— совещательный стиль;
— административно-бюрократический, командный стиль;
— творческий, гибкий стиль.
Стиль управления может изменяться в зависимости от ситуации, руководителю необходимо регулярно совершенствоваться и научиться находить для каждой ситуации подходящий стиль руководства и с помощью них воздействовать на коллектив. Помимо этого, руководитель применяет определенные психологические способы с целью воздействия на коллектив для координации в процессе трудовой деятельности.
Руководитель должен основываться на наиболее действенном для данной ситуации сочетании различных стилей управления. Именно это служит главной характеристикой эффективности руководителя, умение применять наиболее подходящий стиль управления в конкретной ситуации.
Рассмотрев основные подходы к характеристике стилей управления, перейдем к характеристике основных методов оценки стилей.
1. Исследование стиля с помощью оценки индивидуальных и групповых характеристик. Факторная система оценки стиля должна быть приближена к системе самих стилеобразующих факторов. В зависимости от целей оценки используется подбор наиболее существенных факторов, определяемый масштабами объекта оценки. При оценке индивидуального стиля прежде всего учитываются профессиональные качества руководителя, при оценке фирменного стиля управления нельзя обойтись без характеристики коллектива.
2. Анкетирование сотрудников — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета [5, с. 142]. Экспертный метод — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора), (в роли экспертов могут выступать директор, главные специалисты, а также ведущие работники организации). Анализ принятий решений — это анализ того, как принимаются решения: самостоятельно или коллегиально. С помощью данного метода можно получить информацию о том, какие личные черты присутствуют у руководителя, отношение сотрудников к руководителю, чтобы хотели сотрудники в будущем.
3. Использование специально разработанных методик по оценке стиля управления. Наиболее популярными являются методики В. П. Захарова (основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива), А. Л. Журавлева «Стиль руководства» (предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой из них указано по 5 вариантов ее проявления, нужно выбрать соответствующие руководителю) [1, с. 102].
В методике А. Л. Журавлева «Стиль руководства» предложено предлагает 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике – по 5 вариантов ее проявления. Нужно выбрать один или несколько вариантов, которые подходят данному руководителю инспекции, и отметить их. Данная анкета являлась анонимной. Данная методика дает возможность увидеть более подробный стиль управления, так как присутствует стиль руководства смешанный: Д-К-1: директивно-коллегиальный; 1-К-Л: коллегиально-либеральный; Д-1-Л: директивно-либеральный; Д-К-Л: смешанный.
Опросник В. П. Захарова содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует мнению о руководителе. Выбранное утверждение на опросном листе отмечают знаком «+» под соответствующей буквой.
4. Анализ экономической, социальной эффективности. Показатели экономической эффективности управления такие как, выручка от продажи товаров, работ, услуг; прибыль (убыток) от продаж; рентабельность продаж; фондоотдача, характеризует то, как реализуется деятельность, насколько производительно используются затрачиваемые ресурсы, т. е. насколько «правильно делаются эти вещи» [20, с. 162].
Показатели социальной эффективности такие как: повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации, также могут указывать на эффективность выбранного стиля руководителем. Эффективное управление предполагает, что результаты деятельности должны соответствовать социальным ожиданиям людей.