Курсовая с практикой на тему Стили педагогического руководства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Стиль руководства и его диагностика. 5
1.1 Стили руководства: возможности и ограничения. 5
1.2
Способы диагностики стиля управления и влияние стиля управления на
социально-психологический климат в коллективе. 11
2.
Методы и организация исследования стиля педагогического руководства. 21
2.1
Организация исследования. 21
2.2
Методики исследования стиля педагогического руководства. 22
3.
Анализ стиля педагогического руководства на практике. 23
3.1
Результаты диагностики. 23
3.2
Анализ результатов и разработка рекомендаций. 34
Заключение. 36
Список
использованных источников. 38
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена высоким уровнем спроса на талантливых и способных
руководителей не подвергающимся спаду вне зависимости от состояния экономики и
политики.
Сегодня
важной проблемой, которую решают теоретики и практики управления, является
проблема повышения качества управления современными организациями. В эпоху интеллектуальных
преобразований, глобализации и перехода ряда развитых в экономическом отношении
стран в постиндустриальный этап развития обострилась конкуренция между организациями,
росту которой в немалой степени способствуют состояние и запросы современного
рынка, и образовательная организация не исключение.
В
условиях перемен, характеризующихся ускорением глобальных процессов,
современные организации особенно остро нуждаются в профессиональном руководстве
для достижения наибольшей эффективности деятельности в настоящем времени и в
перспективе. Сегодня можно наблюдать увеличение актуальности перехода от
иерархической и авторитарной моделей руководства к партисипативной и
интерсубъектной моделям.
В
связи с увеличением значимости деятельности по управлению персоналом возрастает
необходимость максимизации продуктивности персонала путем совершенствования
стиля руководства. Изучение проблемы оптимизации стиля руководства ведется на
протяжении последних нескольких десятилетий.
Настоящее
диссертационное исследование посвящено проблеме выбора адекватного стиля
руководства влияющего на эффективность деятельности образовательной
организации. Сегодня от адекватного выбора и использования стиля руководства,
как особого типа социального взаимодействия, во многом зависит успех
предприятия.
Таким
образом, актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, научной
потребностью анализа характеристики стиля руководства как фактора эффективного
управления современной образовательной организацией; во-вторых,
целесообразностью разработки алгоритма оптимизации управленческой деятельности;
в-третьих, необходимостью правильного выбора и практического применения
адекватного стиля руководства отвечающего потребностям времени, ситуации и
цели. Проблема исследования вытекает из актуальности
и связана с тем, что современные руководители образовательных учреждений не
уделяют достаточного внимания влиянию организационной культуры на эффективность
работы учреждения. Следует отметить, что до сих пор немногие руководители
считают культуру своей организации важным инструментом управления. Исследования
по проблеме изучения организационной культуры образовательных учреждений явно
недостаточны, хотя важность этого аспекта в управлении образовательными
учреждениями педагогического состава получила широкое признание.
Главное
преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом,
который во многом определяется образованием. В связи с этим также предъявляются
новые требования к профессиональной компетентности преподавателей и специалистов
системы образования. Понятно, что для того, чтобы совершить прорыв к новому
качеству образования, необходимо иметь адекватную систему управления и
культуру, которые могут обеспечить эффективность, динамичность, адаптивность
педагогической системы. Новая русская школа как сложная развивающаяся система
объективно нуждается в построении новой культуры организации, психологическом анализе
ее эффективности. Организационная культура сегодня является важным инструментом
управления. Школа менеджмента — эквивалент управления ее организационной культурой.
Объектом исследования является стиль руководства как
элемент управленческой деятельности в образовательной организации.
Предмет исследования – процесс выбора и применения
стиля руководства как фактора эффективной деятельности образовательных организаций.
Цель курсовой работы – исследование стилей
педагогического руководства.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть понятие, возможности и ограничения стилей
руководства;
— изучить способы диагностики стиля управления и влияние
стиля управления на социально-психологический климат в коллективе
— организовать исследование на практике;
— отобрать методики исследования стиля
педагогического руководства;
— обработать полученные результаты диагностики;
— провести анализ результатов и разработать
рекомендации.
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой
работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком
использованных источников.
Заключение:
Управление образовательными системами – это
разновидность социального управления, которое осуществляется путем воздействия
на ценностные ориентации, условия жизни людей, и одновременно выделяется в
нескольких формах: управление системой, конкретным образовательным учреждением,
процессом, педагогическим коллективом, результатом. Является сферой реализации
способностей личности руководителя, проявляющиеся в его стиле управления.
Стиль представляет собой одновременно социальное
явление, отражая убеждения, мировоззрение руководителя, и индивидуальное
явление, определяющееся специфическими характеристиками конкретной личности.
Руководители, развивая и совершенствуя свои
личностные качества, безусловно, могут повысить эффективность своего образовательного
учреждения. Разные стили по-разному влияют на психологический климат,
мотивирование, межличностные отношения внутри педагогического коллектива.
Стиль руководства выражается в том, какими приемами
руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к
выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты
деятельности подчиненных.
Стиль руководства – это типичный вид поведения
руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной
цели. Таким образом, существует много взглядов на стили руководства.
Каждый стиль имеет как положительные, так и
отрицательные стороны. Но эффективность выбранного руководителем стиля в первую
очередь будет зависеть от его личных качеств, состава руководимого им педагогического
коллектива.
Результаты проведенной диагностики показали, что руководители
и их заместители общеобразовательных учреждений имеют в основном смешанный
стиль руководства (авторитарный — демократический), но с разной степенью выраженности.
Проведенная диагностика показала, что у руководителей в разной степени выражены
как личностные качества, так и управленческие способности, что находит отражение
в их управленческой деятельности, то есть каждому руководителю характерен свой
индивидуальный стиль руководства образовательной организацией.
В связи с чем был сделан вывод о прямо
пропорциональной зависимости стиля руководства и личных качеств.
Успешность управленческой деятельности связана в
равной степени как с приобретенными умениями управлять, так и с личностными
качествами, которые в совокупности позволяют правильно строить и корректировать
отношения с коллективом, оказывать влияние на психологический климат, снижать
уровень конфликтности, мотивировать подчиненных на достижение высоких
результатов.
Кроме того, проведенный анализ показал, что при
помощи развития и совершенствования личностных качеств руководители с опорой на
реальную обстановку могут оказывать положительное воздействие на эффективность деятельности
образовательного учреждения. На основе результатов эмпирического исследования
также можно заключить, что применение только одного стиля руководства без его
корректировки на протяжении всего срока управления школой не позволит
руководителю добиться высоких результатов.
По результатам исследования были сформулированы
рекомендации по оптимизации стиля управления руководителям образовательных
учреждений: изменить авторитарный стиль руководства на «адаптивный» стиль, проявляющийся
в умении руководителя вести себя в зависимости от требований реальной ситуации;
использовать в процессе решения
управленческих задач потенциальные возможности коллектива: профессиональный,
интеллектуальный, творческий потенциал; главным
ориентиром избрать создание благоприятной рабочей среды, оказание
психолого-педагогической поддержки членов своего коллективу для их реализации потенциальных
возможностей.
Представляется, что предложенные рекомендации по
совершенствованию стиля управления руководителей образовательных учреждений
действительно являются эффективными.
По результатам исследования можно выделить следующие
проблемные зоны каждой из школ:
МБОУ СОШ №29: -23,5 балла свидетельствуют о том, что
в настоящий момент по шкале ЖЦО школа находится на стадии старения или спада.
Общий невысокий балл и отрицательные значения по второй и третьей группам
говорят о низкой конкурентоспособности образовательной организации в настоящий
момент. 9 из 18 показателей демонстрируют отрицательную динамику развития школы.
МБОУ СОШ №22:
8,7 баллов в итоге свидетельствую о нахождении школы в настоящий момент в
переходном состоянии от стадии стабильности к стадии спад. Кроме того,
наблюдается отрицательная динамика по показателям первой группы, а 8 из 18
показателей «западают».
МБОУ СОШ №13: эта образовательная организация
показала самый большой балл из трех школ – 13,9, и только 6 показателей свидетельствуют
о неблагополучии в процессах развития, при этом 3 показателя – ресурсные, и только
2 относятся к группе конкурентоспособности. Исходя из выявленных проблем в отношении каждой
школы руководителям могут быть рекомендованы следующие управленческие решения:
МБОУ СОШ №29: Руководителю может быть рекомендовано
провести анализ возможных причин отрицательной
динамики по 9 показателям. Анализ показал, что в целом климат в коллективе
благоприятный, хорошие неформальные коммуникации, но о результатах самого
учреждения директор заботится намного меньше чем о психологическом климате в
коллективе. Повышению конкурентоспособности МБОУ СОШ №29 будет способствовать развитие
рыночных и инновационных элементов, то есть необходимо увеличить долю молодых
педагогов, разработать и внедрить дополнительные образовательные программы,
организовать формирование творческих
групп для решения стратегических задач развития школы, способствовать внедрению
и расширению числа используемых инновационных технологий, повышать социальную
активность школы в образовательном сообществе.
МБОУ СОШ №22: Руководителю необходимо принять ряд
мер для предотвращения перехода образовательной организации на стадию спада, то
есть прежде всего провести анализ причин отрицательной динамики ряда
показателей, а затем предпринять меры по усилению элементов бюрократической и рыночной (результативной)
типов ОК. Этому будет способствовать повышение квалификации педагогического
состава, увеличение числа школьников, принимающих участие в олимпиадах,
разработка и внедрение новых образовательных программ, организовать
формирование творческих групп для
решения стратегических задач развития школы, повышать социальную активность школы
в образовательном сообществе.
МБОУ СОШ №13: Не смотря на лучшие в группе
показатели развития ЖЦ школы руководителю также может быть рекомендовано
провести анализ причин отрицательной динамики ряда показателей. Организационную
культуру данной образовательной организации можно охарактеризовать как клановую
несмотря на наличие и инновационного типа ОК. Также следует отметить, что
педагоги школы стремятся к рыночному и
инновационному типам ОК, что подчеркивает потенциальную готовность школы к
развитию. В связи с чем руководителю можно рекомендовать усилить инновационную,
творческую и результативную составляющие организационной культуры.Таким
образом, реализация разработанной экспериментальной методики позволила как определить стадию жизненного цикла школ, так
и сформулировать проблемные зоны в деятельности каждой школы. То есть, можно
заключить о возможности применения методики при разработке рекомендаций по совершенствованию
системы управления школой.
Фрагмент текста работы:
1. Стиль руководства и его диагностика
1.1 Стили
руководства: возможности и ограничения Любое предприятие – это часть экономической и
политической системы, оно не находится во внешне организационном вакууме. Все
этапы развития и становления компании должны согласовываться с политикой
государства и социокультурным этносом.
«Философия управления персоналом конкретного
предприятия не должна конфликтовать с законодательными нормами государства, в
частности, с нормативно-правовыми актами о правах и обязанностях гражданина, на
территории которого данное предприятие расположено»[1]. Основа этой философии –
устав организации, коллективный и учредительный договоры, локальные приказы и
распоряжения руководства.
Помимо этого базиса, каждый современный менеджер по
управлению персоналом должен уметь учитывать национальные и региональные
особенности, религиозные, этические и моральные нормы и т.д. Исходя из общей
философии управления организацией, складываются стили управления персоналом.
Стилям руководства на российских предприятиях
традиционно не уделяется должного внимания. А между тем неправильный стиль
управления при воздействии на сотрудников способен обесценить высокую зарплату,
отбить всякое желание добросовестно трудиться и проявлять инициативу, вызвать
стресс и неудовлетворенность работой, побуждать людей покидать организацию.
«Стиль руководства — это устойчивая форма, образец
поведения руководителя в отношениях с подчиненными»[2]. Иными словами, это
способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражаются
важнейшие черты его типичного поведения. В основе выделения стилей руководства
лежат различия в способах взаимодействия руководителя с подчиненными. Стиль
руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно
устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в типичной ситуации или
в различных ситуациях. Нахождение оптимальных стилей руководства призвано
способствовать повышению трудовых достижений и удовлетворенности работников.
Поведение руководителя по отношению к подчиненным может отражаться с различных
сторон, в разных аспектах (измерениях): «с точки зрения
привлечения-непривлечения их к принятию управленческих решений; приоритетной
ориентации руководителя на задачу или на людей; масштабов руководящего
воздействия — детальная регламентация и контроль поведения или делегирование
полномочий и ответственности и т. д. В зависимости от этих и некоторых других
типичных черт поведения руководителя, служащих критериями, могут выделяться и
разнообразные стили руководства. В понятии «стиль руководства» обычно
выражаются не любые устойчивые черты отношения руководителя к подчиненным, а
черты существенные, важные для эффективности управленческой деятельности»[3].
Теория стилей руководства получила развитие после
Второй мировой войны и связана с именем немецкого психолога Курта Левина,
работавшего в США. В 30-х годах на основе осмысления проведенных экспериментов
он выделил три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический
и попустительский (нейтральный, у нас его еще нередко называют либеральным).
Важнейшим общим основанием (критерием) выделения этих стилей послужили характер
принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным (рисунок
1.1). [1] Егоршин, А.П. Организация работы с персоналом // Управление
персоналом. – 2020. – №1. – С. 8–14. [2] Управление персоналом организации: практикум: учебное
пособие / Под ред. А.Я. Кибанова – М.: Педагогическое общество России, 2020,
С.29. [3] Ромашов О.В. Социология
труда – М.: Инфра-М, 2020, С.36.