Курсовая с практикой на тему Стиль взаимоотношений ребенка с педагогом как фактор формирования выученной беспомощности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические представления о выученной беспомощности в психологии 5
1.1 Явления выученной беспомощности, природа, явления 5
1.2 Психологические факторы формирования выученной беспомощности 10
Глава 2 Суть педагогического общения как фактор формирования выученной беспомощности 15
2.1 Представление о стиле педагогического общения и из влияния на развитие личности и поведение школьников 15
2.2 Диагностика стиля педагогического общения и выученной беспомощности 27
2.3 Рекомендации по организации общения педагог-ученик 33
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Введение:
Актуальность исследования. Процесс обучения и получения новых знаний является для человека одним из важнейших этапов в развитии его личности. Обучение позволяет человеку получить информацию об окружающем мире, его явлениях, факторах, основных проблемах.
Вместе с тем высокие темпы развития современного общества требуют от обучающихся школ быстрого и качественного усвоения материала. Стремясь подготовить школьников к самоопределению в обществе, школа не всегда способна искоренить проблему неуспеваемости. Отстающий ученик может полагать, что причиной его плохих оценок является отсутствие способностей или низкий уровень интеллекта. И тем самым вырабатывается беспомощность, которая может стать стабильной и привнести проблемы в будущую жизнь ученика. Именно поэтому так важно, чтобы на этапе обучения ребенка в школе формование выученной беспомощности вследствие общения его с педагогом было сведено к самому минимуму.
Степень разработанности. Проблема исследования является достаточной изученной в теоретическом смысле, однако отсутствуют практические и полезные рекомендации по формированию такого стиля общения между педагогом и учеником, при котором бы явление выученной беспомощности у учащихся было либо сведено к минимуму либо вовсе отсутствовало.
Цель исследования. Изучить влияние стиля педагогического общения на формирование выученной беспомощности у обучающихся.
Объект исследования. Выученная беспомощность у учащихся
Предмет исследования. Влияние стиля педагогического общения на формирование явления выученной беспомощности у детей.
Гипотеза исследования. Существуют стили общения между педагогом и учеником которые способствуют и формированию выученной беспомощности у детей, а также усугубляют данное явление
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и природу явления выученной беспомощности.
2. Исследовать факторы, влияющие на формирование выученной беспомощности.
3. Провести диагностику стилей педагогического общения на предмет выявления факторов формирования выученной беспомощности.
4. Подготовить рекомендации по организации общения меду педагогом и учеником.
Теоретика. Изучению проблемы выученной беспомощности повещено немалое количество научных трудов как среди зарубежных ученых, так и среди российских. Однако особенно следует отметить вклад в развитие этой проблемы таких исследователей как Мартин Селигман, Хуторский А.В., Циринг Д.А., Глуханюк Н.С., Агеева И.А., Ильин Е.П. и Яцухина И.М.
Заключение:
Явление выученной беспомощности – это явление, при котором индивид не предпринимается никаких попыток для изменения или улучшения своего состояния, потому что уверен в изначальной безуспешности своих действий. Выученную беспомощность впервые описал в своих исследованиях З. Фрейд, но наиболее подробно это явление было изучено Мартином Селигманом. Выявить наличие у человека выученной беспомощности можно по различным словам-маркерам, которые являются характерными для этого состояния. Причины выученной беспомощности бывают объективными и субъективными. Большая роль в формировании явления выученной беспомощности в детском возрасте отводится родителям и окружающей ребенка среде.
Стиль педагогического общения оказывает серьезное воздействие на формирование у учеников такого негативного явления как выученная беспомощность. Существуют различные классификации стилей общения, которые педагоги используют в учебном процессе. С целью определения собственной методики предлагается пройти тест, который позволяет выявить, при каком стиле общения наиболее велика вероятность формирования выученной беспомощности. Анализ результатов исследования демонстрирует то, что формирование выученной беспомощности у учеников будет активно проявляться, если педагог придерживается таких моделей педагогического общения как: авторитарная, модель негибкого реагирования, модель дифференцированного внимания и дикторская модель. Для уменьшения вероятности формирования выученной беспомощности у учеников во время учебного процесса рекомендуется использовать три эффективных способа: положительное подкрепление учеников по методике Ю. Куля, изучение и анализ истории немецкого боксера Иоганна Тролльмана и работа с речевыми установками по методике Кэрол Дуэк.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические представления о выученной беспомощности в психологии
1.1 Явления выученной беспомощности, природа, явления
Выученная беспомощность — это важный и интересный феномен, являющийся одной из базовых человеческих проблем. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние, когда не мог выйти из гнетущего переживания, при котором весь окружающий мир представляется исключительно как враждебный, а все события носят исключительно негативный характер. При возникновении чувства выученной беспомощности у человека появлялись чувства, при которых не удавалось прекратить действия, которые не являлись эффективными или, напротив, инициировать то, что является жизненно важным. Во всех таких ситуациях действует один и тот же механизм выученной беспомощности .
Выученная беспомощность связана с трудностью:
постановки конкретной цели;
инициирования действия;
поддержания первоначального намерения и преодоления этапов действий, связанных с выполнением этого намерения
преодоления препятствий .
Выученная беспомощность также приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность .
Феномен выученной беспомощности известен уже достаточно давно, но, к сожалению, недостаточно описана технология работы с ним .
Концепция выученной беспомощности как самостоятельного феномена была предложена в начале 70-х годов американских психофизиологом Мартином Селигманом. М. Селигман проводил эксперименты на животных, где были созданы условия, сочетающие наказание с безвыходностью. После таких опытов животное уже не пользовалось возможностями для спасения, даже если они появлялись. В то время как животное без опыта негативного научения быстро находило выход и тем самым начинало контролировать ситуацию. То есть животные длительное время подвергающиеся неустранимому наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, у них вырабатывается выученная беспомощность, которая становится основной формой их поведения в дальнейшем, независимо от условий окружающей среды. Опыт выученной беспомощности в поведенческой сфере транслируется на отказ от сопротивления и в сфере соматической. Исследования в последующие годы подтвердили результаты о связи беспомощности с развитием депрессии и злокачественных опухолей .
Исследования М. Селигмана продолжил немецкий ученый Юлиус Куль. Он проводил свои эксперименты на студентах. Им предлагали решать различные интеллектуальные задачи. Все задачи не имели решения, но испытуемые об этом не знали. После серии безуспешных попыток решить «простые» задачи, сопровождавшихся негативными комментариями экспериментатора о способностях испытуемых, большинство людей впадало в состояние тревоги и отчаяния, так как наносился удар по самооценке. После чего испытуемым предлагали простую, решаемую задачу, с которой они тоже не справлялись, так как формировалась выученная беспомощность .
Ю. Куль предположил, что снижение продуктивности решения тестовой задачи в последнем случае связано с невозможностью быстро дезактивировать мысли о неудаче, которые, оставаясь в активном состоянии, поглощают ресурсы, необходимые для реализации намерения. Ю. Куль определил выученную беспомощность как нарушение способности преодоления имеющихся трудностей, отказ от каких-либо действий для их разрешения на основе опыта предшествующих неудач в сходных ситуациях. Куль выяснил, что если у человека присутствуют три составляющих компонента такие как:
наличие субъективной оценки невозможности самому справиться с задачей;
ощущение невозможности контролировать ситуацию;
приписывание причин неуспеха себе и своим личным качествам присутствуют одновременно то, возникает состояние беспомощности .
То это может служить основание для того, чтобы признать наличие у человека выученной беспомощности. Она также вырабатывается если: человек убеждается, что ситуация, которая его не устраивает, не зависит от его поведения и от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить; что во всех своих неудачах повинен он сам (его недостаточность по какому-либо признаку: бездарность, глупость, неумение что-то делать), успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или чьей-то помощью, а не его способностями .
Наличие выученной беспомощности у человека можно достаточно легко определить на основе слов — маркеров, употребляемых в речи. К таким словам относятся:
1. «Не могу» (просить о помощи, отказывать, найти друзей, строить нормальные отношения, изменить свое поведение и т.д.)
2. «Не хочу» (учить трудный предмет, менять образ жизни, решать существующий конфликт и т.д.) Осознание, что «Я не могу что-то сделать», тесно связано с переживанием того, что «Я — плохой, слабый, неудачник», то есть с очень дискомфортным состоянием. Поэтому происходит трансформация «Я не могу» в «Я не хочу» или «Это не мое».
3. «Всегда» («взрываюсь» по пустякам, опаздываю на встречи или работу, вечно все теряю и т. д., то есть «я всегда таким(ой) был(а), есть и буду»)
4. «Никогда» (не могу вовремя подготовиться к встрече, не прошу о помощи, у меня никогда не получится справиться с этой проблемой и т.д.)
5. «Все бесполезно» (нечего и пытаться, никогда ни у кого ничего в этой ситуации не получалось, и не такие как ты пробовали, но)
6. «В нашей семье все такие» (семейные послания о способностях к определенным наукам, о неудачной судьбе или замужестве) .
За всеми этими словами, скрывается отсутствие позитивного опыта, неверие в собственные силы, тревога и страх неудачи, отсутствие позитивного прогноза и неверие в то, что возможно иное решение ситуации .
Использование подобных слов-маркеров в речи не всегда говорит о том, что у человека присутствует выученная беспомощность. Это также может быть свидетельством того, что человек на данный момент времени и в момент взаимодействия с другими людьми может находится в подавленном состоянии или вовсе страдать некоторыми психологическими и психическими расстройствами, и заболеваниями .