Курсовая с практикой на тему Статистическое изучение системы образования в регионе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы статистического изучения системы образования в регионе 5
1.1. Сущность и значение статистики системы образования 5
1.2. Характеристика показателей статистики системы образования 7
1.2. Методы статистического изучения системы образования в регионе 10
Глава 2. Статистический анализ системы образования в Московской
области 15
2.1. Анализ динамики основных показателей системы образования в регионе 15
2.2. Анализ состояния и развития системы образования в Московской области с использованием метода статистических группировок 21
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости показателей системы образования от демографической ситуации в регионе 24
2.4. Прогноз основных показателей системы образования в регионе 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Статистический анализ развития различных сфер общественной жизни страны или отдельного региона является довольно важным исследованием, которое не только выявляет тенденции развития, но и помогает выявить зависимости между изменением ряда показателей, а также дает возможность спрогнозировать дальнейшие тенденции в той или иной сфере.
Особенно важным является статистический анализ системы образования, поскольку образование – этот та сфера общественной жизни, которая во многом отражает общие тенденции развития общества и создает предпосылки развития экономики страны (региона), формирование культурного уровня населения и т.д. Так, если в регионе имеются серьезные проблемы в системе образования, то это может привести к дефициту трудовых ресурсов достаточной квалификации, повышению уровня преступности в регионе и т.д. В то же время высокий уровень образования в регионе способствует его экономическому развитию, росту доходов населения в регионе, а соответственно, улучшению качества жизни и т.д.
Поэтому тема данной курсовой работы («Статистическое изучение системы образования в регионе») является важной и актуальной.
В соответствии с темой, цель исследования сформулирована следующим образом: изучить тенденции развития системы образования в Московском регионе.
Задачи исследования включают следующее:
— изучить сущность и значение статистики системы образования;
— охарактеризовать показатели статистики системы образования;
— описать методы статистического изучения системы образования в регионе;
— провести анализ динамики основных показателей системы образования в регионе;
— проанализировать состояние и развитие системы образования в Московской области с использованием метода статистических группировок;
— провести корреляционно-регрессионный анализ зависимости показателей системы образования от демографической ситуации в регионе;
— спрогнозировать основные показатели системы образования в регионе.
Объектом исследования в курсовой работе является состояние и тенденции развития системы образования в Московской области.
Предметом исследования являются статистические показатели системы образования в Московской области за последние годы.
В ходе исследования были использованы основные методы статистического анализа: метод рядов динамики, метод статистических группировок, корреляционно-регрессионный метод, а с целью прогнозирования – метод экстраполяции.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Статистическое изучение тенденций развития системы образования в регионе дают возможность прогнозировать уровень доходов населения в регионе, а также и развитие региона в целом, оптимизировать процесс управления в целом.
Наиболее часто для характеристики развития системы образования в регионе используется классификация статистических показателей в зависимости от ступени образования. При этом можно выделить: показатели дошкольного образования; показатели общего образования; показатели профессионального образования; показатели высшего образования; показатели дополнительного образования и т.д.
Для анализа системы образования в регионе наиболее часто используются такие методы статистического анализа: анализ динамики (анализ рядов динамики); анализ структуры (метод структурных группировок); корреляционно-регрессионный анализ; методы прогнозирования (экстраполяции).
Проведенное исследование методом рядов динамики показало, что на протяжении последних 10 лет в Московской области наблюдается увеличение числа дошкольных образовательных организаций в среднем почти на 12 организаций или на 0,59 % в год. При этом число общеобразовательных организаций в Московской области в динамике сокращается – в среднем на 23,3 организации в год или на 1,47% в год. Также сокращается в динамике и число организаций высшего образования и научных организаций в Московской области – в среднем на 0,67 организаций в год или на 2,07% в год.
Проведенный анализ с помощью метода структурной группировки показал, что основную долю общеобразовательных организаций в Московской области составляют организации государственной и муниципальной собственности. Их доля несколько сократилась в динамике и в 2016 году составила 93,88%. Основную часть организаций высшего образования и научных организаций в Московской области, наоборот, составляют организации частной собственности. При этом в динамике их доля несколько сократилась и в 2016 году составила 58,62%.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ показал наличие прямой и высокой (тесной) зависимости между числом образовательных организаций (дошкольного и общего образования) в Московской области и численностью населения моложе трудоспособного возраста в регионе.
Также проведенное исследование показало, что в 2018 году можно ожидать, что число высших образовательных организаций в Московской области составит 33 организации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
1.1. Сущность и значение статистики системы образования
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус», означающий «определенное положение вещей». Его используют в различных значениях. В основе статистических исследований лежит практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие общественные явления [11, с.77].
Таким образом, в зависимости от сферы, которую изучает статистика, можно выделить различные ее отраслевые направления. Одной из них можно считать статистику системы образования.
Образовательная статистика оперирует данными, которые отражают состояние, общую оценку, тенденции и динамику развития, эффективность деятельности системы образования, используются для определения результативности ее функционирования и прогнозов относительно перспектив развития отдельных ее компонентов и явлений, а также являются основой выработки необходимых управленческих решений [17, с. 105].
Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования [4].
Основная задача статистики системы образования представляет собой анализ процесса формирования образовательного потенциала общества. Источником информации о системе образования в регионе выступают:
— о государственных учреждениях — ежегодная государственная статистическая отчетность;
— о деятельности частных учебных заведений — специальные обследования и регулярная отчетность.
Результатом работы статистики системы образования является выработка рекомендаций по улучшению качества образования, соотношения и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования [8, с.16].
Качество и степень развития национальной системы образования являются существенными факторами развития национальной экономики. Зависимости уровня образования и материального благосостояния населения региона ярко выражены: чем выше уровень образования, тем выше доходы домохозяйств. Так, результаты государственных статистических обследований бюджетов домашних хозяйств свидетельствуют о том, что в 20% наиболее состоятельных домохозяйств более половины членов имеет высшее профессиональное образование. В то же время, члены домохозяйств с высокими доходами в большей степени ориентированы на получение высшего образования [15, с.257].
Образование способно решить в регионе и в стране свои главные и основные гуманистические задачи: сформировать осмысленные уклады жизни и деятельности людей в культурно-историческом региональном пространстве и укоренить в них человека, преодолев его сегодняшнюю безродность; воспитать жизнеспособные человеческие общности; культивировать преемственность встречи поколений в их самоценных образцах, не допускающей эгоцентричной разобщенности людей. В связи с этим, система образования в своих современных стандартах и нормах в значительной степени определяет будущее качество отдельных личностей, общества и регионов страны. В современных условиях эффективно управлять процессами региональных образовательных систем можно лишь на проектной основе, используя в процессах проектирования и прогнозирования результаты статистических исследований [16, с.66].
Таким образом, статистическое изучение тенденций развития системы образования в регионе дают возможность прогнозировать уровень доходов населения в регионе, а также и развитие региона в целом, оптимизировать процесс управления в целом.
1.2. Характеристика показателей статистики системы образования
Образовательная статистика оперирует значительным количеством показателей, которые описывают состояние системы образования и ее результативность.
Статистические характеристики общего образования в практике современного статистического учета рассматриваются: по ступеням образования, по видам учреждений, в региональном разрезе, в разрезе городская местность – сельская местность, по формам собственности, форма обучения, пол, возраст (для контингента обучающихся) [18, с. 227].
Наиболее часто для характеристики развития системы образования в регионе используется классификация статистических показателей в зависимости от ступени образования. При этом можно выделить:
— показатели дошкольного образования;
— показатели общего образования;
— показатели профессионального образования;
— показатели высшего образования;
— показатели дополнительного образования и т.д.
Важным направлением статистических исследований системы образования в регионе выступает анализ уровня и доступности дошкольного образования. С этой целью анализируют охват детей дошкольным образованием, который определяется как отношение численности детей, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, к численности детей в возрасте 1-6 лет, на 1 января года, следующего за отчетным, по годовой оценке возрастно-полового состава населения на основе переписи населения и текущего учета рождений, смерти и миграции населения, скорректированной на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях.