Курсовая с практикой на тему Статистическое изучение показателей образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методические аспекты статистического анализа тенденций развития сферы
образования. 6
1.1. Развитие образования
как важный фактор экономического роста и качества жизни нации. 6
1.2. Общая характеристика
системы образования в Российской Федерации. 9
1.3. Система статистических
показателей уровня образования населения и
статистические методы исследования тенденций развития образования в
стране 11
2. Статистический анализ
тенденций развития школьного, вузовского и послевузовского образования в РФ.. 14
2.1. Анализ показателей
доступности образования. 14
2.2. Оценка показателей
эффективности функционирования сферы образования 18
3. Моделирование и прогнозирование показателей деятельности
сферы образования в Российской Федерации. 23
3.1. Корреляционно-регрессионный анализ уровня образования
населения РФ 23
3.2. Прогнозирование уровня образования населения в РФ.. 24
Заключение. 27
Список использованной
литературы.. 29
Приложения. 32
Введение:
На современном этапе развития общества одной из важных задач
государственного управления является формирование конкурентоспособного
человеческого капитала страны. Прежде всего, достижению этой цели способствует
система образования, которая обеспечивает возможность получения желаемого
уровня образования любым членом общества. Именно доступное и эффективное
образование становится основой повышения уровня и качества жизни населения в
будущем, поскольку обеспечивает возможности трудоустройства на
высокооплачиваемые должности, что, в свою очередь, способствует увеличению
доходов и создает предпосылки достаточного уровня жизни. Поэтому каждое
государство в той или иной мере уделяет внимание вопросам управления системой
образования в стране, формируя соответствующую сеть образовательных учреждений,
создавая механизмы подготовки преподавательского состава, контролируя
эффективность образовательного процесса в целом. Для реализации указанных целей
важно обеспечить постоянный мониторинг состояния системы образования в стране.
Для этого целесообразно использовать различные статистические методы
исследования, анализировать текущее состояние и прогнозировать перспективы
дальнейшего развития образовательных процессов в государстве.
Отдельные аспекты изучаемой темы уже не раз становились
объектом научных исследований. Например, вопросам оценки тенденций развития
образования в РФ посвящены исследования М. Алиева, В. Арефьева, Р. Арецки
и М. Квинтина, М. Ефимовой и Е. Долгих и
т.д. Вместе с тем, большинство таких исследований оценивает только динамику
общих показателей системы образования, не учитывая тенденции их соотношения с
изменениями в обществе (численностью населения, доходами населения и т.д.).
Исходя из этого, актуальной является тема данной курсовой работы:
«Статистическое изучение показателей образования».
Цель исследования в работе – провести комплексный
статистический анализ системы образования в РФ на современном этапе. Задачи
исследования сформулированы следующим образом:
—
рассмотреть систему показателей и методы анализа
образования в Российской Федерации;
—
описать основные показатели уровня развития и
состояния образования в государстве и статистические методы их исследования;
—
проанализировать эффективность образования в РФ;
—
с помощью корреляционно-регрессионного анализа оценить
зависимость уровня образования от экономического развития страны и доходов
населения;
—
спрогнозировать дальнейшие тенденции развития
образования в РФ.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает
система образования населения в России. Предметом исследования стали показатели
развития системы образования в Российской Федерации. В соответствии с указанной темой курсовой
работы при ее выполнении были использованы как общенаучные, так и специальные
методы исследований. Среди общенаучных методов целесообразно выделить анализ и
синтез, индукцию и дедукцию. Специальными методами исследования в курсовой
работе стали статистические методы анализа рядов динамики, метод группировки
(типологической, структурной), корреляционно-регрессионный анализ, а также
методы прогнозирования, в частности, экстраполяция по методу наименьших
квадратов. Информационной базой исследования в данной курсовой работе
стали нормативно-правовые акты РФ в сфере образования, научная литература по
теме исследования (монографии, учебники. публикации в научных печатных издания
и сети Интернет), а также статистические данные, представленные на сайте
Росстата.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
выявления проблем развития системы образования Российской Федерации на современном этапе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений. В
первой главе проведен обзор нормативных документов и научной литературы по теме
исследования. Вторая глава является практической и содержит результаты
статистического анализа состояния и тенденций развития системы образования в
РФ.
Заключение:
В ходе исследования установлена важная роль системы
образования, как на личностном уровне, так и на региональном, и государственном
уровне, поскольку уровень образования в стране определяет качество жизни
населения, а также возможности экономического развития страны, ведь потенциал
трудовых ресурсов, который формируется в процессе образования, сегодня
считается главным производственным ресурсом. Поэтому на государственном уровне
постоянно разрабатываются программы, нацеленные на оптимизацию системы образования
населения, обеспечения доступности и высокого качества образования.
Анализ нормативных актов показал, что система образования в
РФ включает в себя дошкольное образование (может осуществляться в рамках
семейного воспитания), школьного, специального среднего и высшего образования
(вузовского и послевузовского). Для контроля и анализа процессов образования в стране важно
использовать систему показателей, которая бы демонстрировала тенденции
доступности и эффективности образования. В рамках данного исследования для
анализа доступности образования предложено использовать показатели количества образовательных организаций на разных уровнях
(число школ, вузов, учреждений послевузовского образования), а также показатели
численности педагогических сотрудников соответствующих
организаций (численность учителей школ, преподавательского состава вузов и
т.д.). Среди показателей эффективности системы образования в стране предложено использовать
абсолютные и относительные показатели: количество учеников, студентов,
аспирантов, докторантов, а также общий показатель уровня образованности
населения страны.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод,
что система образования в России создает предпосылки получения
высококачественного образования. Этому способствует широкая система
государственных и частных образовательных организаций. При этом результаты
анализа показали, что показатели доступности образования в стране в динамике
несколько сократились. Так, в результате укрупнения школ их физическая
доступность ухудшилась, особенно в сельской местности. Также на протяжении
последних лет были укрупнены и вузы, их общая численность сократилась, так же
как и численность преподавателей. Но такие тенденции закономерны в условиях
сокращения общей численности населения страны, а также внедрения новых
технологий в образовательный процесс (дистанционные методы обучения и
т.п.). В целом, система образования в РФ достаточно эффективна. Об
этом свидетельствует высокое значение
показателя общего уровня образования в России, высокая доля населения с
высшим образованием.
С помощью корреляционно-регрессионного анализа установлено,
что существует заметная и прямая зависимость между численностью студентов вузов
в расчете на 10 тыс. чел. населения и уровнем среднедушевого ВРП. На основании
этого сделан вывод, что уровень образования населения зависит от уровня
социально-экономического развития территории.
Согласно проведенным прогнозным расчетам численность
студентов вузов в России в расчете на 10 тыс. чел. населения в 2021 году составит
176,52 чел. То есть, негативная тенденция сокращения уровня высшего образования
в России продолжится.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методические
аспекты статистического анализа тенденций развития сферы образования 1.1. Развитие образования как важный фактор
экономического роста и качества жизни нации Для определения сущности образования целесообразно
обратиться к его нормативному определению, которое дано в тексте Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В
соответствии со ст.2 указанного нормативно-правового акта образование являет
собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного
объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и (или) профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»[1].
Тогда как в педагогической науке образование рассматривается
преимущественно как процесс передачи знаний и личностного роста обучающихся, то
в экономических исследованиях образование изучается как важный
макроэкономический фактор, который создает предпосылки экономического развития
страны и непосредственно влияет на уровень жизни населения. На первых этапах построения экономических
отношений, в основе которых лежал простой товарообмен результатами труда,
уровень образования населения мало влиял на качество жизни населения, значение
имели преимущественно только практические навыки и умения. Но с развитием
научно-технического прогресса ситуация изменилась: достаточный уровень
образования становится залогом овладения новыми знаниями, что дает возможность
соответствовать запросам рынка труда, а
также создавать все новые и новые инновации, обеспечивая тем самым развитие
государства. В современных условиях приспособиться к тенденциям жизни с ее
постоянными научно-техническими совершенствованиями становится возможным только
в процессе образования[2]. Исходя из этого,
кардинальные изменения в экономике РФ во второй половине 90-х годов ХХ века и в
начале ХХI века стали предпосылками
значительного роста активности населения страны в образовательных процессах,
что нашло проявление в росте популярности высшего образования среди населения
России[3].
Этому способствовала также и соответствующая государственная
политика, направленная на формирование эффективной системы образования в
стране. При этом государство ставит несколько основных целей. Прежде всего, это
формирование высокообразованной рабочей силы, потенциал которой сможет
обеспечить социально-экономическое развитие страны в стратегическом периоде.
Также актуальной задачей управления системой образования на государственном и
региональном уровнях становится обеспечение высокого качества жизни населения,
что требует формирования необходимых общих и профессиональных навыков. Поэтому
важной задачей государства сегодня является создание условий для получения
образования всеми слоями общества, вне зависимости от уровня их доходов, места
проживания и т.д.
Достижение высокого уровня образования граждан
непосредственным образом влияет не только на их доходы и качество жизни, но и
на экономическое развитие региона, страны. В научной литературе выделено
несколько основных механизмов такого влияния:
1) во-первых,
повышение уровня образования населения способствует повышению
производительности труда (за счет разработки и внедрения продуктов
научно-технического прогресса и т.д.). Рост производительности труда становится
пусковым фактором повышения объемов производства в стране;
2) во-вторых,
высокий уровень образования в стране позволяет совершенствовать качество
продукции и товаров за счет новых разработок. Это также способствует росту
спроса на такие товары, создает экспортный потенциал государства и т.д.;
3) в-третьих,
последствием развития образовательных процессов в стране становится оптимизация
передачи знаний и восприятия инновационных решений, что создает положительное
влияние на экономический рост и повышение уровня благополучия нации[4]. [1]
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ [2]
Уровень грамотности в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://theworldonly.org/uroven-gramotnosti-v-mire/ [3]
Арефьев В. П. Факторный анализ динамики связи показателей высшего образования и
экономического благосостояния населения РФ // Открытое и дистанционное образование.
–2015. – № 2. – С. 41. [4]
Арецки Р., Квинтин М. Степени развития / Р. Арецки, М. Квинтин // Финансы и
развитие. – 2013. – Выпуск 50. №1. – С. 42.