Курсовая с практикой на тему Становление школьного образования в Калининградской области в Гусевском районе в 1946-начале 1950-х гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Анализ школьного образования в Калининградской области в 1946-начале 1950-х гг. 5
Глава 2. Особенности школьного образования в Гусевском районе Калининградской области в 1946-начале 1950-х гг. 16
2.1. Восстановление города после войны 16
2.2. Система народного образования на территории Гусевского района 18
Заключение 21
Список литературы 23
Введение:
В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная молодежная политика, цель которой создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. В этой связи актуализируется задача изучения исторического опыта СССР в сфере реализации государственной молодежной политики в 1946-1950-е годы, когда интересы и потребности молодежного социума стали впервые широко учитываться при реализации программ социально-экономического развития, в том числе и в сфере образования.
Объект исследования: школьное образовании в Гусевском районе Калининградской области в 1946-начале 1950-х гг.
Предмет исследования: становления школьного образования в Гусевском районе Калининградской области в 1946-начале 1950-х гг.
Целью исследования является анализ становления школьного образования в Калининградской области в Гусевском районе в 1946-начале 1950-х гг.
Задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект изучения становления школьного образования в Гусевском районе Калининградской области в 1946-начале 1950-х гг.
2.Охарактеризовать становление системы народного образования на территории Гусевского района.
Методы: анализ литературы по теме исследования, историографический метод.
Историография: Бирковский В. Г. и др. История Калининградской области (1951 — 1965), Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX—XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3, Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие. М., 2003, Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России, Забоенкова А. С. Становление системы народного образования на территории Калининградской области (по материалам ГАКО) // Калининградские архивы: Материалы и исследования. Калининград.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав – в первой главе рассматривается анализ становления школьного образования в Калининградской области в 1946-начале 1950-х гг.
Во второй главе характеристика становления школьного образования в Гусевском районе в 1946-начале 1950-х гг. заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Составной частью становления системы народного образования было обеспечение ее педагогическими кадрами. Школы испытывали настоящий кадровый голод, который, помимо своеобразия области, усугублялся еще и общей нехваткой педагогов в стране в те годы.
Образование и его уровень оказывают существенное воздействие на весь комплекс культуры человека, следовательно, изучение вопросов образования крайне необходимо для реализации комплексных исследований повседневной жизни населения. Образование выступало инструментом реализации государственной политики, направленной на формирование «нового советского человека». Послевоенный период развития образования в Калининграде, как и в Советском Союзе в целом, характеризовался системным кризисом, охватившим материально-бытовую, кадровую и дисциплинарную сферы. В послевоенный период школьному образованию уделяли особое внимание, а следовательно, роль педагога была по-прежнему значимой. В целом положение с учительскими кадрами соответствовало специфике послевоенного времени.
В исследуемый период наблюдалось возрождение и развитие состава учительства в городе Калининграде. Увеличение количества педагогических работников происходило за счет привлечения в учительскую среду специалистов с различным уровнем образования. Решая проблему кадрового дефицита, местные власти предоставляли студентам педагогических направлений стипендии и разные льготы, что, несомненно, имело положительный результат. Отсутствие базового профессионального образования у значительной части учителей способствовало расширению и улучшению системы повышения квалификации кадров. В рассматриваемый период происходило развитие системы заочного обучения учителей, широкое распространение приобретают общегородские семинары, кустовые методические объединения, открытые уроки.
Пропагандируемый образ учителя стал частью представлений об учителях и жизненного мира самих педагогов. Педагогическое сообщество послевоенного периода было включено властью в ранговую систему советского общества и превратилось в социальный институт, необходимый власти для реализации коммунистического воспитания и выполнения административных и идеологических целей.
Таким образом, к 1950 г. Гусевский район имел уже вполне сложившуюся систему народного образования . Период ее становления завершился. На первом областном съезде учителей, который прошел в 1949 г., были подведены итоги проделанной работы и определены первоочередные задачи на будущее.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ школьного образования в Калининградской области в 1946-начале 1950-х гг.
На рубеже 40 — 50-х гг. основными источниками комплектования кадров являлись:
а) командирование учителей — молодых специалистов в Калининградскую область по линии Министерства просвещения РСФСР;
б) привлечение в школы учителей, работающих не по специальности;
в) вызов из других областей учителей, изъявивших желание работать в новой советской области.
Так, за период с 1 января 1949 г. по 1 сентября 1950 г. по командировкам Министерства просвещения в область прибыло 889 человек, областной отдел сумел привлечь из других регионов России 118 человек, была проведена внутренняя «мобилизация» около 200 специалистов, работавших не по специальности.
Всего на работу было принято 1206 учителей, но этим проблема не исчерпывалась. В крае сохранялся высокий уровень миграции, в том числе внутриобластной, среди учителей насчитывалось до 30—40 % жен военнослужащих, которые по роду своей деятельности часто меняли место жительства. Только за 1949 г. из школ уволились 160 учителей, а за первые десять месяцев 1950 г. и того больше — 268 человек .
По данным областного отдела народного образования на 1 сентября 1950 г. по заявкам школ требовалось 458 учителей. В течение года Министерство просвещения РСФСР направило в область 377 молодых специалистов, 53 учителя были приглашены облоно, еще 75 подобрано на местах — всего назначено 505 человек. Казалось бы, потребность школ была удовлетворена. Однако в ряде районов области не велась работа по закреплению кадров на местах. Некоторые городские и районные отделы народного образования без ведома облоно назначали и перемещали большое количество учителей.
В 1950 г. в первые же дни после начала занятий выяснилось, что в области не хватает около 40 учителей.
На ликвидацию «пробела» были брошены учителя начальных классов, которых переводили на работу в 5 —7-е классы, в результате чего увеличивалась нагрузка работающих преподавателей. В частности, преподаватели Гвардейской и Краснознаменской средних школ имели по 28—30 учебных часов нагрузки в неделю. Облоно обратился в Минпрос с просьбой немедленно откомандировать выпускников пединститутов (14 человек), дополнительно отправил 28 вызовов учителям, желавшим переехать в область на постоянное местожительство. В ожидании пополнения занятия пришлось вести своими силами .
Как ни странно, одним из путей ликвидации дефицита учителей стало «отсроченное» последствие войны. В начале 1950-х гг. в области шло сокращение начальных классов в связи с тем, что уменьшился прием в первые классы (детей 1942 — 1944 гг. рождения). Значительную часть учителей начальных классов приходилось сокращать и трудоустраивать на другие работы, в частности, переводить для преподавания в 5 — 7-х классах.
В условиях становления педагогических коллективов большая нагрузка ложилась на руководство народным образованием. В районных и городских отделах также наблюдалась большая сменяемость сотрудников отделов роно и гороно, руководителей школ. Например, за 1949 г. было освобождено от работы 8 заведующих, 11 инспекторов, 5 директоров средних школ. Не улучшилась ситуация и в 1950 г., когда сменилось 6 заведующих и 17 инспекторов роно и гороно, 5 директоров средних школ и 10 директоров детских домов.
После окончания войны в Европе конференция трех великих держав-победительниц: СССР, США и Великобритании, проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме, под Берлином, выражая волю народов, сражавшихся против фашизма, приняла решение о ликвидации Восточной Пруссии.
Согласно этому решению, северная часть Восточной Пруссии в составе Кенигсберга и прилегающего к нему района общей площадью с заливами 15,1 тыс. кв. км (около одной трети ее территории) была передана Советскому Союзу, 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля ее административный центр был переименован в Калининград, а область — в Калининградскую. Массовое заселение началось с лета 1946 года — были сформированы органы управления народным образованием.
Создание системы народного образования в Кёнигсбергской, а затем в Калининградской области происходило в 1945-1950 годах. Первые школы и детские дома на территории будущей области появились в сентябре – декабре 1945г. Было решено, что в первую очередь их следует открыть в наиболее крупных городах и поселках, при воинских частях и промышленных предприятиях. Готовясь к первому послевоенному учебному году, командование подобрало для школ лучшие здания бывших немецких гимназий, уцелевшие жилые дома. Провели опрос родителей по воинским частям и предприятиям .
Например, в 1946/1947 в сжатые сроки требовалось развернуть широкую сеть школ, подобрав, восстановив или отремонтировав подходящие здания, обеспечив их мебелью, оборудованием, программами, учебниками, школьно-письменными принадлежностями. При этом точно спланировать рост школьной сети и ее размещение по области в тогдашней ситуации было чрезвычайно сложно. Весной и летом 1946 года шла подготовка к учебному году, которая превратилась в подлинно общенародное дело». Первые послевоенные школы столкнулись с рядом трудностей: здания необходимо было подготовить к учебному процессу, обеспечить мебелью, оборудованием, учебниками, школьно-письменными принадлежностями. Другой проблемой было отсутствие кадров.
Из отчета В.Никонорова (начальник городского отдела народного образования) видно, что расходы на просвещение в 1946 году составили по нашему городу свыше 2 млн рублей, в том числе на восстановление школьных зданий израсходовано 800 тыс рублей. Школы получили 20 тыс учебников, 50000 тетрадей, 15000 карандашей, 5000 ручек, 15000 перьев, 5000 экземпляров школьной художественной литературы) .
Составной частью становления системы народного образования было обеспечение ее педагогическими кадрами. Школы испытывали настоящий кадровый голод, который, помимо своеобразия области, усугублялся еще и общей нехваткой педагогов в стране в те годы.
Открытые в 1947—48 гг. 3 педучилища и пединститут еще не развернули полного выпуска, поэтому кадровую проблему решали несколькими путями: подбирали учителей на месте из числа переселенцев с педагогическим образованием, работавших не по специальности; приглашали из других районов страны педагогов, пожелавших работать в Калининградской области, принимали молодых специалистов, направляемых по путевкам министерства просвещения. В первые годы приходилось брать на учительскую работу даже тех, кто не имел педагогического образования. Иногда выходили из положения, переводя школы, чаще сельские, на двухсменную работу.
В статье «Образцово подготовить школы к новому учебному году» «Калининградская правда» от 1 августа 1947 года говорится: «Подготовка к новому учебному году не исчерпывается новыми ремонтными организационно-хозяйственными вопросами. Решающую роль в успехе работы школы играет подготовка самого учителя. Областному отделу народного образования следует уделять серьезное внимание подбору, расстановке и повышению квалификации школьных кадров. Политическая, общенаучная и педагогическая подготовка учителей не должна ослабевать ни на минуту» .
В 1947-1948 учебном году добились дальнейших успехов в улучшении качества учебной и воспитательной работы, а также повышения идейного теоретического уровня преподавания. Многие учителя дали учащимся глубокие и прочные знания. За успешную работу в 1947-1948 учебном году 10 учителей области награждены Министерством Просвещения значком «отличник народного просвещения». Таким образом, в период становления области в школах проводилась большая учебно-воспитательная работа, которая строилась в соответствии с указаниями партии и правительства .
Работа в системе образования строилась в соответствии с последними решениями партии и правительства об усилении идеологической работы среди подрастающего поколения и требованием Министерства просвещения об улучшении качества преподавания и борьбы с второгодничеством. В школах работали кружки по изучении биографии Сталина, проводились политинформации, лекции и семинары на темы «О значении революционной теории», «День сталинской конституции», изучался краткий курс истории, учителями проводилась самостоятельная работа по изучению первоисточников марксизма-ленинизма. Одним из средств коммунистического воспитания учащихся было проведение путешествий пионеров и школьников по Калининградской области