Методология и методы научного исследования Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Становление миссии учителя в отечественной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Формирование социально-педагогической миссии учителя второй половины XIX — начала XX века 5
1.1. Миссия учителя в социально-педагогической проблематике Всероссийских съездов учителей 5
1.2. Социальная роль учительства в российском демократическом движении начала XX века 11
1.3. Социальная миссия российского учителя в философско-педагогических дискуссиях начала XX века 15
Глава 2 Исследование представлений обучающихся об идеальном учителе, исполняющем свою миссию в образовательной деятельности 22
2.1 Организация исследования: описание методики, выборки 22
2.2 Представления младших школьников об идеальном учителе 24
2.3 Представления учащихся основного звена об идеальном учителе 28
Заключение 34
Литература 35

  

Введение:

 

Миссия учителя является достаточно значимым вопросом, с одной стороны, и достаточно спорным, с другой. Основы представлений о миссии педагоги начали закладываться довольно давно. В России подъем интереса и активное формирование представлений о миссии учителя начали в конце XIX века. Обстоятельства, которые сложились в начале XX столетия многие известные педагоги этого периода и общественные деятели соотносят с интенсивным социально-педагогическим развитием, которым характеризовалось государство в 60-е годы XIX века. Вопросы образования достаточно активно обсуждались на страницах периодических изданий, было создано большое количество новых учебных программ, вновь широко организуются педагогические и общеобразовательные курсы для народных (земских) учителей; оживляется и обновляется работа в самой школе.
В процессе развития народного образования и становления класса педагогической интеллигенции прогрессивная составляющая педагогического сообщества проявляет значительное стремление к профессиональной интеграции. В России учительские съезды были одной из важных форм общественно-педагогического движения. Они способствовали развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Можно говорить, что именно на это время пришелся расцвет понимания миссии учителя, как призвания, обладающего социальной и гуманистической направленностью.
Современную ситуацию также можно охарактеризовать, как время значительных трансформаций в системе образования и в социуме. Происходит изменение человеческих ценностей, становление рыночной экономики приводит к тому, что большая важность придается материальной стороне жизни, личным достижениям. Это приводит и к тому, что изменяются представления о миссии учителя: в современной ситуации возникает большое количество споров о том, что такое педагогическое деятельность: призвание, высокая миссия либо такое же направление профессиональной деятельности, как и любое другое. Соответственно, актуальными являются исследования, направленные на изучение представлений об образе идеального учителя как отражения миссии педагогической деятельности.
Цель исследования: проанализировать особенности понятия «миссия учителя».
Объект исследования: понятие «миссия учителя».
Предмет исследования: представления учащихся разного возраста об образе идеального учителя.
Задачи исследования:
1. Проанализировать представления о миссии учителя в социально-педагогической проблематике Всероссийских съездов учителей;
2. Рассмотреть социальную роль учительства в российском демократическом движении начала XX века;
3. Проанализировать социальную миссию российского учителя в философско-педагогических дискуссиях начала XX века;
4. Провести эмпирическое исследование представлений современных учащихся младшего школьного возраста и подростков об образе идеального учителя.
Гипотеза: образ идеального учителя в глазах современных учащихся основан на традиционных представлениях о миссии учителя.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, рисуночная методика «Идеальный учитель», эссе на темы «Идеальный учитель» и «Мой учитель», качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: СОШ ФГБОУ МДЦ «Артек».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 20 источников. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, миссия учителя является важным феноменом педагогической деятельности и системы образования государства. В России вопрос миссии учителя, социального значения осуществляемой им деятельности особенно активно начал рассматриваться в конце XIX – начале XX века. Данный вопрос поднимался на всероссийских и губернских съездах, рассматривался в трудах наиболее известных и влиятельных педагогов и философов. Результатом изысканий, диспутов и споров стало понимание того, что миссия учителя – это призвание, заключающееся в служении народу.
Большую роль в осознании миссии учителя сыграли съезды учителей, на которых происходило обсуждение педагогической деятельности, условий, факторов и принципов работы педагога, профессионально-важных для учителя качеств. Кроме того, именно в этот период были провозглашены принципы гуманистического подхода в образовании.
Современное представление о миссии учителе может быть отражено в представлениях обучающихся об образе идеального учителя. Нам были исследования представления об идеальном учителе обучающихся младшего школьного возраста и подростков. Было установлено, что на ранних этапах обучения дети в качестве идеального учителя воспринимают своего педагога, однако к подростковому возрасту это отмечается лишь у небольшой части подростков. В структуре образа идеального учителя, помимо профессиональной компетентности большое значение также играют личностные качества, которые позволяют ему наладить продуктивные взаимодействия с учениками, а также выполнять роль образца для подражания, что указывает на сохранение социальной направленности миссии учителя и в современности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Формирование социально-педагогической миссии учителя второй половины XIX — начала XX века
1.1. Миссия учителя в социально-педагогической проблематике Всероссийских съездов учителей

Первой организованной, хотя и непродолжительной региональной формой профессионального объединения учительства стали уездные и губернские педагогические съезды, которые начали организовываться еще с 60 -х годов XIX века. На съездах-курсах, как правило, изучались определенные дидактические и методические вопросы, а также актуальные организационные сложности. На первых этапах разрешение на осуществление съездов педагогов выдавал только губернатор или министерство народного просвещения, однако число желающих принять участие в подобных видах работы было настолько значительно, что правительство вынуждено было в 1870 г. дать официальное разрешение на организацию учительских съездов, а в 1872 г. утвердить положение о краткосрочных педагогических курсах для народных учителей.
Съезды-курсы семидесятых годов в России обладали определенными особенностями и решали двойственные задачи: во-первых, они должны были выполнять роль замены общеобразовательной и педагогической подготовки учителя, практической реализации идей, описанных в педагогической и учебной литературе, и, во-вторых, съезды представляли собой «совещательные собрания», позволяющие подготавливать по всем направлениям школьного дела. Н. Ф. Бунаков, управлявший значительным количеством учительских съездов этого периода, анализируя их важность для народных учителей, фокусировался на духовно-нравственном компоненте их деятельности [18].
Значимое место учительским съездам отводилось на этапе нового социального подъема, спровоцированного революционной ситуацией конца 70-х — начала 80 -х гг. Эти съезды были ориентированы не только на процесс решения задач увеличения уровня профессиональной подготовки педагогов, а помимо этого, рассматривали значимые проблемы, затрагивавшие условия его труда и быта, меры по улучшению народного образования.
В 1875 и 1881 гг. Министерство народного просвещения специальными циркулярами установило достаточно жесткие рамки для организации съездов учителей. Их порядок и программа должны были непременно утверждаться правительственными чиновниками-наблюдателями; на съездах запрещалось обсуждение любых проблем, не касающихся школьного образования; требовался строгий отбор делегатов съезда. Формы деятельности съездов со временем расширяются, в них начинаются использоваться данные собственного педагогического опыта, написание рефератов на базе самоанализа педагогической деятельности, обмен мнениями [17].
В 80-х гг. все больший акцент делается на докладах участников съездов, в которых анализируется индивидуальный и коллективный опыт, представленный деятельностью педагогов, образовательных учреждений и земств. В преобладающем количестве случаев, у всех, кто каким-то образом был причастен к проведению учительских съездов, формировалось стабильное осознание того, что профессиональная и нравственная важность съездов весьма велика. Однако нужно заметить, что в размышлениях педагогов-организаторов учительских съездов в некоторых случаях отмечается абсолютно иная позиция в отношении их эффективности. Так, известный педагог Д. Д. Семенов весьма скептически относился к результативности земских учительских съездов.
В научных кругах, в преобладающей степени, доминирует мнение, соответствующее представлениям В. И. Водовозова. Так, профессор Р. Виппер, принимавший активное участие в данной дискуссии, указывает, что максимально значимым итогом работы педагогических кружков, обществ и съездов учителей выступает обмен опытом и коммуникация. Съезды народных учителей были запрещены циркуляром 1885 г. и возобновились лишь через 15 лет. Основная причина запрета: боязнь проникновения в среду учительства «неблагонадежного элемента». Однако и во время действия официального запрета на учительские съезды педагоги использовали любую возможность для обсуждения стратегии и тактики развития народного образования: профессиональные съезды, Всероссийские выставки, Всероссийские книжные ярмарки, педагогические курсы и т. д. [16].
Новые коммуникации педагогов соотносятся с возобновлением учительских курсов, которые проводились, как правило, в уездных центрах. Их организаторами в большинстве случаев выступали педагогические сообщества, знаменитые отечественные педагоги — Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов и другие. После 1875 г. продолжительное время они практически не проводились, и только в конце 90-х годов традиции проведения педагогических курсов в полной мере были восстановлены Курским губернским земством. Многолетняя деятельность Н. Ф. Бунакова, руководителя 11 съездов народных учителей и учительниц, дала возможность прийти к серьезному выводу в отношении профессиональных предпочтений педагогического сообщества. Лекции по истории языка, по истории искусств, по естествознанию, по психологии и т. п., сложные для осознания, были значительно более интересны для педагогов, давали им больше нового и воспринимались, как более полезные, нежели специально-педагогические.
Таким образом, Н. Ф. Бунаков формулирует следующий тезис: понимание миссионерской сути педагогической деятельности на индивидуально -личностном уровне может быть сформировано изначально только у тех представителей педагогического сообщества, которые обладают обширной общекультурной подготовкой, сформированным научно-педагогическим сознанием, гуманистическим мировоззрением [10].
Второй вывод, который формулирует Н. Ф. Бунаков, соотносится с общественной направленностью деятельности педагога, описывающей профессионально-педагогический уровень понимания высокого призвания учительской профессии.
Роль и значение учительских курсов и съездов трудно переоценить, так как знакомство учителей, коллективное обсуждение вопросов организации учебного времени и педагогического потенциала методов обучения и воспитания, анализ результатов применения различных методов и приемов преподавания, изучение научно-методических новинок академических библиотек.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы