Курсовая с практикой на тему Становление мировоззрения личности обучающегося в образовательном процессе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения становления мировоззрения в учебном процессе
1.1. Понятие «мировоззрение» и
его интерпретация в научных исследованиях……………………………………………………………………..
1.2. Становление мировоззрения
личности подростка
2.1. Сформированность
мировоззрения у подростков
Введение:
Специфика
формирования мировоззрения учащихся становится необходимым приоритетным
направлением сохранения образовательной системы современной школы, работающей в
рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В средней школе учащиеся
по всем предметам в определенной системе осваивают основы естествознания,
общества и человека. Они изучают ведущие мировоззрения, исторические,
моральные, эстетические, экологические идеи и концепции, закладывают убеждения,
являющиеся научной основой формирующегося самосознания, мировоззрения
школьника.
Быстрое развитие
человеческого общества, улучшение научно-технического прогресса и постоянная
переоценка ценностей ставят перед учителем множество задач, одной из которых
является поиск образовательных инструментов, позволяющих не недооценивать значимость
всех современных достижений и фундаментальных человеческих ценностей. Учитывая,
что индивид как социальный феномен наделен возможностями и полномочиями,
которые движут прогрессом общества, и может стать причиной его регресса,
организаторы образовательного процесса должны найти средства для формирования
плодотворной и прогрессивной личности.
Одной из структур
личности, которая является основой, основой ее изменений и трансформаций,
является мировоззрение. Хотя эта тема стала актуальной с начала человечества
для сознательной и направленной философской рефлексии, по сей день вопрос о
сущности и подходах к формированию мировоззрения остается спорным. В российской
и мировой научной литературе имеется большое количество работ, посвященных
вопросам формирования различных типов мировоззрения. Но в то же время возникает
вопрос о том, может ли формирование мировоззрения быть целенаправленным
процессом, поскольку все, что составляет его содержание, усваивается только
добровольно.
Существуют различные
подходы в определении мировоззрения (Мощанский В.Н., Спиркин А.Г., Черноволенко
В.Ф., Залесский Г.Е.), однако все ученые сходятся в оценке значимости
формирования мировоззрения личности, которая реализуется через учебный процесс,
поэтому он должен быть построен таким образом, чтобы, в конечном итоге,
привести к формированию у учащихся мировоззрения.
Анализ теории и практики
свидетельствует о наличии противоречия:
— между необходимостью
формировании мировоззрения учеников и недостаточной теоретической и
практической разработанностью современных средств его становления в
образовательном процессе;
— между потребностью в
использовании условий, способствующих становлению мировоззрении учащихся и
недостаточным уровнем практической готовности школы к их применению.
В то же время, в
управлении образовательным процессом недостаточно внимания уделяется условиям,
способствующим становлению мировоззрении учащихся в образовательном процессе.
Объект
исследования – процесс становления мировоззрения школьников в учебном процессе.
Предмет
исследования: становление мировоззрения школьников в учебном процессе.
Цель
исследования: создание организационно-педагогических условий (субъективность
ученика, направленность интересов, диалогичность, эмоциональные переживания)
способствующих становлению мировоззрения учащихся.
Мы предположили что,
процесс становления мировоззрения школьников в учебном процессе более
эффективным, если
— процесс его
формирования будет проходить целенаправленно во всех предметных областях
школьной программы,
— будут реализованы
организационно-педагогические условия (направленность на развитие субъектности
ученика; опора на самостоятельность учебно-познавательной деятельности
учащихся; диалогичность процесса педагогического взаимодействия; обогащение
эмоционального опыта обучаемых гуманистическими переживаниями).
Задачи исследования:
1. изучить теоретические
основы понятия «мировоззрение», «педагогические условия»,
2. выявить особенности
мировоззрения личности подростка,
3. дать характеристику
форм, методов и средств становления мировоззрения в образовательном процессе,
4. провести
опытно-экспериментальную работу по апробации эффективности предложенных форм,
методов и средств в становлении мировоззрения школьников.
Основными
методами выступили:
—
теоретические: анализ научной литературы по теме исследования,
— практические
(обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, тестирование).
База исследования: МОУ
СОШ №177 г. Санкт-Петербург. Всего в исследовании прияло участие 40 детей
среднего школьного возраста (12-14 лет).
Практическая значимость
исследования состоит в том, что предложенные рекомендации позволяют повысить
эффективность становления мировоззрения школьников. Предложенные рекомендации
могут быть использованы в практике образовательных учреждений.
Структура
работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
Заключение:
Мы определяем становление
мировоззрения школьника, как способность и готовность индивида к
смысложизненному поиску, ориентации в ценностях, выработке жизненных стратегий,
формированию и развитию взглядов и убеждений. Таким образом, мировоззрение
личности можно рассматривать как способность индивида интерпретировать и
оценивать явления природного, социокультурного и личного бытия в свете
гуманистических установок и гуманистической трактовки назначения человека
В образовательном
процессе можно активно формировать и развивать мировоззренческие компетенции
личности как способность и готовность личности к поиску смысла жизни,
ориентации в ценностях, разработке жизненных стратегий, формированию и развитию
взглядов и убеждений.
Мероприятия
по формированию мировоззрения школьников реализуются в следующих областях:
—
актуализация идеологической составляющей содержания учебных предметов на основе
интеграции знаний мета-субъектного уровня;
—
осознание необходимости самостоятельного поиска смысла в жизни на основе
интеграции социального и индивидуального опыта;
—
формирование у обучающихся навыков построения стратегии жизни.
Основными
условиями формирования мировоззрения школьников в образовательном процессе
являются: нацеленность этого на развитие субъективности ученика; опора на
самостоятельность учебно-познавательной деятельности учеников; диалогичность
процесса педагогического взаимодействия; обогащение эмоционального опыта
учащихся гуманистическим опытом.
Во второй данной главе описаны результаты проведения
опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности предложенных условий по
становлению мировоззрения школьников в учебном процессе.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в двух
классах (контрольный и экспериментальный). В экспериментальном классе педагог
активно реализовывал предлагаемые условия.
По результатам констатирующего этапа исследования,
было выявлено, что в целом уровень мировоззрения школьников в обоих классах
друг от друга не отличается и находится на низком уровне.
Рассматривая результаты контрольного этапа
исследования, следует отметить, что в целом уровень мировоззрения школьников
экспериментальной группы стал значительно выше и находится на высоком уровне.
Итак, процесс становления
мировоззрения школьников в учебном процессе более эффективным, если процесс его
формирования будет проходить целенаправленно во всех предметных областях
школьной программы с учетом условий.
Тем
самым гипотеза исследования полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
Мировоззрение, как
система взглядов на мир, рассматривалась в трудах по философии, педагогики и
психологии.
Понятие «мировоззрение»,
как известно, впервые стало использоваться в немецкой философской литературе
конца XVIII — начала XIX веков. Большинство исследователей [2] указывают на работу
выдающегося немецкого философа, теолога и оратора Фридриха Эрнста Даниэля,
философию «Вещи о религии» (1799) как на первый источник, в котором появляется
концепция мировоззрения. По другим данным [3] понятие «мировоззрение»
(Weltanschauung) впервые было упомянуто в 1790 году в работе великого немецкого
философа И. Канта «Критика способности мыслить».
Попытка создания
универсальной теории мировоззрения была предпринята Г. Гегелем в работе
«Феноменология духа». Гегель выделяет противоречие между мировоззрением как
своего рода прямым, чувственным «субъектным сознанием» и мировоззрением,
которое пытается рассматривать мир как «объект познания», то есть таким, каким
он существует сам по себе. Это противоречие является объективным источником
эволюции понятия «мировоззрение». Признавая единство рефлексивного и
нерефлексивного отражения мира индивидом на основе опыта, Гегель характеризует
мировоззрение как способ объективного существования индивида в мире.
Основой педагогического
решения проблемы формирования мировоззрения подрастающего поколения являются
работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других. Выдающиеся
педагоги отметили важность формирования мировоззрения как составных компонентов личностного развития,
основанного на идеях гуманизма и демократии. В основе целостного
гуманистического концепта В.А. Сухамлинского лежит любовь к ребенку, забота о
полноте его счастья. Ценные мысли великого учителя о воспитании у студентов
мировоззрения: «Мировоззрение — это личное отношение человека к истинам,
законам, фактам, явлениям, правилам, обобщениям, идеям. Воспитание научного и
материалистического мировоззрения — это проникновение учителя в духовный мир
ученика [4]
Анализ работ
отечественных и зарубежных психологов (К.А. Албуханова-Славская, А. И.
Запорожец, В.А. Мухина, С.Л. Рубинштейн А. Маслоу) доказывает, что личностное
развитие ребенка — это процесс возникновения в процессе развития новых качеств
социального индивида, появления способности быть носителем сознания,
формирования нравственного поведения [4].
Анализ работ по проблеме
мировоззрения в философии, педагогике и психологии позволил сделать вывод, что
наиболее полным определением можно считать определение, данное философом А. Г.
Спиркиным: «Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и
общества) на мир в целом. его собственное место в нем, понимание и осознание
человеком смысла его жизни и деятельности, судьбы человечества; Совокупность
обобщенных научных, философских, общественно-политических, правовых, моральных,
религиозных, эстетических ценностных ориентаций, убеждений, убеждений и идеалов
людей»[16, с. 9].
Поиск обновленных
определений концепции мировоззрения позволяет предположить, что новейшие
авторы, следуя А. Г. Спиркину, повторяют или дополняют его определения. По
сравнению с наукой советского периода современные научные взгляды на феномен
мировоззрения значительно изменились, и эти изменения повлияли на
педагогический смысл этого явления. Изменения коснулись структур и типологий
мировоззрения. Современные ученые включают в себя веру, религиозные убеждения в
структуру мировоззрения индивида и, в отличие от советской науки, признают
только два основных типа мировоззрения: коммунистическое и буржуазное —
современная наука говорит о множественности мировоззрений.
Последней
фундаментальной работой по проблеме научного мировоззрения школьников,
обобщающей основные идеи советской и современной педагогики в этой области,
является коллективная монография «Формирование научного мировоззрения в
естествознании школьников: методология исследования, состояние проблемы теории
и практики» под редакцией Н.Д. Андреева [3]. В
нем говорится, что школа «призвана содействовать формированию научного
мировоззрения», поскольку именно «в условиях неопределенности и противоречий
современного мира может сыграть роль« опоры »в решении различных проблем, и а
именно выполнять информационно-отражательную, ориентационно-регулирующую и
оценочную функции.