Курсовая с практикой на тему Становление и развитие теории физической культуры как профилирующей учебной дисциплины в физкультурных учебных заведениях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие основы теории и методики физической культуры 5
1.1. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина 5
1.2. Методы исследования в теории и методике физического воспитания 8
Глава 2. Анализ становления и развития теории физической культуры как профилирующей учебной дисциплины 18
2.1. Этапы становления теории физической культуры 18
2.2. Учебные занятия как обязательная и основная форма физической культуры 25
2.3. Значение теории и методики физической культуры в системе профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта 29
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложение 39
Введение:
Актуальность работы заключается в том, что теория и методика физической культуры – основная общепрофилирующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний, являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту.
Данная дисциплина является основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физической культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры» выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве более общего (родового) явления. Необходимость введения данной учебной дисциплины обусловлена стремлением к целостному осмыслению разнообразных научно-практических знаний о физической культуре как о многообразном общественном явлении, которое все шире проникает во многие сферы жизни и деятельности человека – образование, воспитание, производство, отдых, спорт. Теория и методика, раскрывая практически все стороны и способы совершенствования человека, создает необходимые предпосылки для профессионального роста специалиста в области адаптивной физической культуры
Теория физической культуры — это система научных знаний в области физической культуры, дающих целостное представление о закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития человека.
Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания человека. Но в отличие от других педагогических наук, теория физической культуры рассматривает взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, раскрывает закономерности, по которым происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование.
Теория физической культуры позволяет студенту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).
Цель исследования – изучить особенности становления и развития теории физической культуры как профилирующей учебной дисциплины в учебных заведениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть теорию и методику физической культуры как науки и как учебной дисциплины;
2. изучить методы исследования в теории и методике физического воспитания;
3. определить этапы становления теории физической культуры;
4. рассмотреть учебные занятия как обязательную и основную форму физической культуры;
5. выявить значение теории и методики физической культуры в системе профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта.
Предмет исследования – физическая культура, как профилирующая учебная дисциплина.
Объект исследования – процесс становления и развития теории физической культуры.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, теория физической культуры — это система научных знаний в области физической культуры, дающих целостное представление о закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития человека.
Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования обучения и воспитания человека. Но в отличие от других педагогических наук, теория физической культуры рассматривает взаимосвязи и взаимовлияние культуры общей и физической, раскрывает закономерности, по которым происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование.
Источником возникновения и развития теории методики физической культуры как учебной дисциплины стало:
— постоянная практика работа в общественной жизни. Необходимость и потребность общества в хорошо подготовленных специалистов вызвала стремление в изучении закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенством человека;
— практика физического воспитания. Именно в физическом воспитании проверяются на практике все теоретические положения, могут возникать оригинальные идеи, появляться новые методики физического воспитания в разработке новых положений;
— и вывод результатов исследований как в области теории физической культуры, так и смежных дисциплин.
В своей работе преподаватели, тренера, учителя школ постоянно практикуя уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. Их постоянная работа — это творчество, поиск новых путей решения проблем возникающие в процессе работы, постоянный поиск новых средств и методов повышения эффективности процесса физического воспитания.
В своей работе в сфере физического воспитания преподаватели используют различные методы и методики в процессе своей работе.
Среди них можно выделить такие как: общенаучные, педагогические, психологические.
Педагогическое представляет собой наблюдение четкую выделение цели и постановку задач, определение конкретно объекта, использование способов регистрации, наблюдаемых процессов и явлений, планомерность, а также позволяет видеть процесс (явление) «сиюминутно» и в динамике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно с «натуры», что дает возможность получить довольно объективную информацию об объекте наблюдения. Этот метод целесообразно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесторонней характеристики объекта.
Таким образом, рассмотрев вопрос мы видим, что основными задачами теории и методики физического воспитания как научной дисциплины является обобщение практического опыта, осмысливание сущности физического воспитания, закономерностей развития и функционирование, формирование целей, задач, принципов, оптимальных способов управления процессом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие основы теории и методики физической культуры
1.1. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономерностей биологии и развивается на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности в начале совершенствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.
В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.
На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких и передовых теоретических знаний.
Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и сложной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук — философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, анатомии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опирается на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физической культуры.
Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни, появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.
В связи с разработкой в 1950-60 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970-80-х гг. в стране начинает разрабатываться и теория физической культуры (В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).
Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества. Она изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества. Ее задачи заключаются в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию. Однако это только одна сторона дела. Вторая заключается в том, что теория физической культуры вооружает специалистов знаниями методики использования средств для практической деятельности. Первая сторона относится преимущественно к теории физической культуры как науки, вторая — к учебному предмету «Теория и методика физической культуры» .