Курсовая с практикой на тему Становление и развитие Бурятской государственности в составе России (империя, СССР, РФ) и система республиканского государственного управления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности социально-политических и этнокультурных процессов в Бурятии Исторический аспект 7
1.1 Традиционное Бурятское общество: социальная организация и опыт самоуправления 7
1.2 Процесс присоединения Бурятии к Российской империи и его правовое оформление 8
1.3 Бурятия в административном пространстве Российской империи: взаимодействие моделей управления 14
1.4 Государственно-правовое регулирование Бурятской АССР в составе РСФСР (советский период) 18
Глава 2 Становление и развитие Бурятской государственности в составе России 26
2.1 Политико-правовой статус Республики Бурятия в условиях новой российской государственности 26
2.2 Этнополитический фактор в становлении и развитии российского федерализма (на примере республики Бурятия) 36
2.3 Проблемы и перспективы государственной национальной политики РФ в Республике Бурятия: этнокультурное развитие и этнополитическая интеграция 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Введение:
Актуальность темы определяется тем, что Бурятия — составная часть РФ, имеющая свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что коренное население республики имеет несколько иные, чем русские, национальные, культурные и религиозные традиции.
В отечественной историографии анализируется специфика места, которое занимал буддизм в сознании и идеологии бурят, не просто как религиозный фактор, но и как активно содействующий консолидации населения, возникновению национально-государственной идеи. Эти факторы рассматриваются в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Распространение тибетского буддизма в Бурятии оказало влияние на процессы социального прогресса бурятского общества, его перехода от первобытно-родового строя, племенной разобщенности к структурированному раннеклассовому обществу и единому этносу, именно в рамках буддийской идеологии происходит оформление и сознание бурятского этноса, имеющего не только культурные, национальные, но и государственные и политические интересы.
Актуальность исследования вызывается потребностью рассмотреть буддийское религиозное воздействие как своеобразную доминанту в процессах становления и формирования бурятского этноса и его государственности. Сложность данного подхода в том, что все три исторических процесса происходили при жизни буквально одного поколения, занимают короткий исторический период, изобилуют противоречивыми философскими, политическими и историческими оценками.
Историческая наука и современная жизнь общества нуждаются в исследовании истории Бурятии сквозь призму национальной государственности, в анализе с позиций сегодняшнего дня сложного неоднозначного исторического события, его роли в прошлом и настоящем Бурятии. Отсюда возникает потребность в объективной оценке деятельности просветителя и реформатора, великого сына бурятского народа А. Доржиева, как одного из ярких выразителей рассматриваемых процессов, активного их участника и идеолога.
Необходимость изучения продиктована и проблемой современных отношений государства и церкви, взаимоотношениями в самой буддийской конфессии Бурятии. Противоречия, возникшие между различными группами буддийских священнослужителей, помогут понять причины противоречий на современном этапе.
Значимость данной проблемы подчеркивается и тем, что она охватывает вопросы, связанные с устройством местного управления непосредственно самими бурятами, т.е. вопросы сохранения и эволюции традиционных органов самоуправления аборигенов Бурятии.
На современном этапе развития общества, когда по новому осмысливаются устоявшиеся взгляды и принципы в истории, изучение данной темы, по мнению автора, является одной из важных задач для того, чтобы наиболее полно представить развитие взаимоотношений русского и бурятского народов, а также взаимоотношения — царской администрации с местными органами управления. На протяжении трехвековой истории становления и развития управления краем наблюдались как положительные, так и отрицательные моменты. Конкретно и глубоко изучив их, представляется возможным обобщить опыт становления и деятельности административного управления регионами со стороны центра, а также эволюции и совершенствования местного национального самоуправления, извлечь полезные уроки из истории.
В условиях демократизации современного общества, в плане успешного выхода из экономического, политического, социального и духовного кризиса актуальным является вопрос о новых формах управления государством. В наше время также наблюдается подъем национального самосознания наций и народностей России. Идет процесс духовного возрождения и на этой основе растет консолидация многих 4 народов страны.
Все эти аспекты самым тесным образом связаны с необходимостью пересмотра прежних устоев в области управления и самоуправления. А для этого, надо окунуться в историю этого вопроса, рассмотреть его как бы из глубины веков. Вот почему разработка темы административного управления российского государства Бурятией и местного самоуправления, по нашему мнению, является научно значимой и необходимой.
Таким образом, актуальность исследуемой нами темы определяется, прежде всего, ее научно-теоретическим и практическим значением. Избранная для исследования тема и структурные ее части должны по праву занять одно из ведущих мест в комплексе проблем изучения истории бурятского народа.
Цель: охарактеризовать становление и развитие Бурятской государственности в составе России и систему республиканского государственного управления.
Объект исследования: система республиканского государственного управления.
Предмет исследования: становление и развитие Бурятской государственности в составе России.
Задачи:
1. Рассмотреть организацию государственного управления в России.
2. Выделить особенности системы республиканского государственного управления в России.
3. Рассмотреть становление и развитие Бурятской государственности: исторический аспект.
4. Рассмотреть становление и развитие Бурятской государственности: исторический аспект: современная трактовка.
Степень разработанности проблемы. В достаточной степени проработаны произведения учёных — философов, историков, государствоведов — и общественных деятелей.
Теоретико-методологическая база исследования. Изучение трудов А.А. Елаева , Г.Л. Санжиева , Л.Р.Павлинской , В.А. Тишкова , Е.Н. Трофимова , В.А. Шпирельмана дало возможность более полно представить себе состояние национальной проблемы в конце XIX — начале XX века в Европе и в России, а также выявить различные подходы к её разрешению.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования.
Информационная база исследования: литературу можно условно разделить на две группы: первая включает в себя работы, посвященные проблеме национальных отношений и роли государства в их урегулировании; вторая содержит труды, освещающие собственно проблемы национальной государственности Бурятии.
Научная новизна: в работе отражен современный исторический аспект развития Бурятской государственности.
Практическая значимость: материалы работы могут использовать студенты при подготовке к занятиям.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: мы не можем отрицать тот факт, что создание республики выходило далеко за рамки внутриполитического процесса и оказало существенное воздействие на международную ситуацию в Восточной Азии, продемонстрировав принципиально новую модель взаимодействия народов и цивилизаций в зоне геополитического стыка России с Центральной и Восточной Азией. Кроме того, в рамках созданной национальной автономии удалось разрешить накопившиеся в предыдущие исторические периоды противоречия и конфликты и создать базис для тотальной модернизации республики.
В многонациональной республике Бурятия проживает 972 021 человек. Подавляющее большинство населения крупной забайкальской республики составляют русские, их проживает здесь 630 783 человека. Второй по численности коренной этнической общностью здесь являются буряты. Сегодня в республике проживают 286 839 человек.
Третьей по численности национальной общностью являются сибирские татары, их проживает здесь 6813 человек. На территории республики небольшими этническими группами проживают малые сибирские народы эвенки и сойоты, тувинцы и чуваши, казахи и корейцы, мордва и якуты.
Возникшее национально-государственное образование представляло собой своего рода компромисс между центральной властью в лице большевиков и местной элитой: первая за счет этого усиливала свои позиции в регионе и добивалась более устойчивого геополитического положения вновь нарождавшейся российской (советской) государственности, а вторая создавала условия для возможности сохранения этнокультурной самобытности бурят. Эффективность выработанного курса подтвердили дальнейшие события: с конца 1920-х гг. республика демонстрировала чрезвычайно высокие темпы социального, экономического и культурного развития.
В очень короткие по историческим меркам сроки Бурятия превратилась из отсталой имперской периферии в динамично развивающуюся аграрно-индустриальную республику. Это позволило ей стать надежным тыловым оплотом в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные годы, вплоть до 1960-х — начала 1970-х гг., стали периодом поступательного развития во всех сферах жизни.
События конца 1980-х гг. и последовавший распад СССР стали для республики своего рода экзаменом на государственную состоятельность. Экономический коллапс привел к невиданному обострению социальной ситуации, что могло вылиться в жесточайший межэтнический конфликт.
Однако накопленный опыт межэтнического диалога, наличие сложившейся гибкой административно-управленческой системы, высокий образовательный и научный статус региона позволили нейтрализовать негативные и укрепить конструктивные тенденции социального развития республики в рамках новой российской государственности.
Это создало позитивный базис для стабильного развития республики в дальнейшем. Несмотря на сложные процессы 1980-1990-х гг., Бурятия подтвердила верность принципам федерализма и единства российской государственности. Народы Бурятии развивают хозяйство, умножают культуру, творят единую судьбу республики и страны на основе межнациональной дружбы, согласия и взаимопонимания.
По большому счету можно сказать, что бурятская государственность была сформирована в течение длительного исторического развития России, поступательно преобразовываясь на разных этапах. Своеобразная имперская модель освоения восточной периферии изначально предполагала вовлечение и интеграцию народов и территорий в процессы государственного строительства, а не их насильственную ассимиляцию и поглощение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности социально-политических и этнокультурных процессов в Бурятии Исторический аспект
1.1 Традиционное Бурятское общество: социальная организация и опыт самоуправления
Для Бурятии период конца XVII — начала XX в. был временем, когда значительно изменился тип хозяйства, произошли существенные перемены в общественных отношениях. В этот период особенно сказалось влияние русского народа и российской государственности, сложились предпосылки, а в дальнейшем проникли в бурятскую экономику капиталистические отношения, и пробудилось национальное движение.
Все эти процессы неразрывно связаны с вопросом управления народом, издревле населявшим этот край. На наш взгляд, без обстоятельного изучения устройства и эволюции органов управления и самоуправления невозможно понять все те изменения в жизни бурятского народа, которые происходили в изучаемый период.
Коренные малочисленные народы в РФ таковыми признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями .
К моменту присоединения к России феодальные отношения у бурят были слабо развиты .
Можно согласиться с положением «Истории Бурят-Монгольской АССР» о том, что бурятское общество представляло общество патриархально- феодального типа .
Основной тенденцией было вызревание в недрах бурятского общества феодальных отношений. Резко выраженная имущественная дифференциация, постепенное обособление феодальной верхушки («князцов» в русских документах XVII в.) от рядовых родовичей, усиливающиеся посягательства родоплеменных вождей на права свободных общинников, возникновение рядом со старой родовой организацией улусов, основанных уже на других, территориальных принципах — всё это в совокупности свидетельствовало о том, что буряты подошли вплотную к новому способу производства. Не случайно С. А. Токарев, анализируя ранний памятник обычного права бурят, обнаружил в нем аналоги с варварскими правдами средневековья.
В этот переходный период в судьбах бурятского народа произошел резкий перелом. После присоединения к России царское правительство оказало сильное влияние на все стороны его жизни, в частности на традиционные органы самоуправления бурят
Под нойонством мы понимаем всех должностных лиц, которым было вверено управление бурятами, что сопровождалось присвоением соответствующих званий, заимствованных большей частью из монгольской феодальной терминологии. При русской власти число подобных титулов увеличилось, и такие встречавшиеся прежде только в Забайкалье звания, как тайши, появляются с течением времени и у западных бурят. Это было связано со стремлением ввести для всех групп бурят более или менее единую систему управления с унификацией существующих у них должностей.
Высшим в старо бурятской иерархии было звание тайши. Тайши появляются у бурят с начала XVIII в. Первым удостоился этого звания зайсан сонголов Окин .
Первоначально функции тайши не были точно определены, и первые из них считались лишь главами своих родов. Поэтому присвоение этого звания рассматривалось как поощрение более влиятельных родоначальников, или оказавших царской администрации особые услуги. В 1748 г. цонголовым, галзотским и сартоловым родами управляли тайши, а двумя табангутскими — зайсаны.
В 1749 г. два тайши — Иринцей и Олбори — были у хоринцев [69]. К концу XVIII в. звание тайши начинает присваиваться лишь лицам, на которых возлагалось управление целым ведомством, т. е. приобретает должностной характер.
Пожалование звания тайши производилось самим царём и оформлялось в виде патента на должность. В патенте, выданном, например, от имени Петра II тайше Дулкице, подробно перечисляются его заслуги при размежевании границ и содержится повеление «ясачным брацким иноземцам, кочующим по Джиде реке, быть во всем ему послушными». Там же даруется главная льгота: освобождение самого тайши, его потомков и родных братьев от уплаты ясака.
В самом конце столетия присвоение тайшинского звания рассматривалось еще и как особая милость. За старание родоначальники обнадеживались монаршим благоволением и наградами. В пример им можно поставить Иринцея, удостоенного за успехи в овцеводстве чина «тайши одиннадцати хоринских родов».
Но уже очень скоро, в первые годы XIX в., все главные шуленги ведомств переименовываются в тайшей, и звание это становится универсальным для всей Бурятии.
1.2 Процесс присоединения Бурятии к Российской империи и его правовое оформление
Современная методология теории государства и права поставила перед собой задачу, сохранить прежние принципы и методы, а также средства изучения, которые не теряют своей актуальности своей актуальности в современном мире, и, конечно же, найти новые подходы к ее изучению, учитывая перемены в обществе .
Первые попытки внести изменения в организацию государственной власти в России состоялись во второй половине XVII в. Царь получил титул «самодержец», прекратилось созыва Земских соборов, в армии возникли полки «нового строя». Было отменено также местничество — занятие должностей в зависимости от знатности происхождения; для способных людей открылся доступ к управлению страной. Все это означало, что в России начался переход от сословно-представительной монархии — самодержавия с Боярской думой — к чиновничье-дворянской монархи — абсолютизма .
После недолгого правления Федора Алексеевича (1676-1682) трон должен был перейти к его брату Ивану. Однако 15-летний принц оказался очень болезненным, и бояре решили объявить царем сына Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной Петра — здорового, крепкого и смышленого 10-летнего мальчика. В борьбу за власть вступила умная и энергичная царевна Софья, которая стремилась править вместо слабоумных брата Ивана. Ситуация в Москве, где назревало восстание недовольных своими начальниками стрелков, способствовала осуществлению ее планов .
Образование Российской Империи случилось 22 октября 1721 года по старому стилю или 2 ноября. Именно в этот день последний российской царь Петр 1 Великий объявил себя императором российским. Случилось это, как одно из следствий северной войны, после которой сенат просил Петра 1 принять титул Императора страны. Государство получило название «Российская Империя». Ее столицей стал город Санкт-Петербург. За все время столица только на 2 года (с 1728 по 1730 гг.) переносилась в Москву.
Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, историю, которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которых стоит считаться .
Территория Российской Империи составляла 21,8 миллионов км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них, сохранили свой статус и по сей день. Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50. Разумеется, сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье. Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были :
История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично. Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе, — Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов. Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.
Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.
Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:
Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ .
Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).
По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территории Польши, которые после ее распада отошли России. Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Неслучайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня любители царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла) . К концу 19 века в России проживало 128,9 млн. человек, из которых 16 млн. жили в городах, а остальные в селах. Российская Империя была самодержавной по форме своего правления, где вся полнота власти сосредотачивалась в руках 1 человека – императора, которого часто называли, на старый манер, царем. Петр 1 закладывал в законы России именно безграничную власть монарха, что и обеспечивало самодержавие. Одновременно с государством самодержец фактически управлял и церковью.
Важный момент – после правления Павла 1 самодержавие в России уже нельзя было назвать абсолютным. Случилось это по причине того, что Павел 1 издал указ, по которому отменялась система передачи трона, установленная Петром 1. Петр Алексеевич Романов, напомню, постановил – правитель сам определяет своего приемника. Часть историков сегодня говорит о негативе этого документа, но именно в этом и выражается суть самодержавия – правитель принимает все решения, в том числе и о своем преемнике. После Павла 1 вернулась система, при которой сын наследует престол за отцом.
Все правители были из династии Романовых, и после свержения Николая 2 и убийства большевиками его самого и его семьи, династия прервалась, и Российская Империя прекратила свое существование, изменив форму государственности на СССР .
За время своего существования, а это практически 200 лет, Российская Империя пережила множество важных моментов и событий, которые оказали свое влияние на государство и народ.
1722 – Табель о рангах
1799 – Заграничные походы Суворова в Италию и Швейцарию
1809 – Присоединение Финляндии
1812 – Отечественная война
1817-1864 – Кавказская война
1825 (14 декабря) – восстание декабристов
1867 – Продажа Аляски
1881 (1 марта) убийство Александра 2
1905 (9 января) – Кровавое воскресенье
1914-1918 – Первая мировая война
1917 – февральская и октябрьская революции
История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным. Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2.
Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный. Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины. Главная из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней.