Курсовая с практикой на тему Становление деловой телевизионной журналистики в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования деловой телевизионной
журналистики
1.1. Понятие
и структура деловой журналистики
1.2.
Специфика деловой журналистики
Глава 2.
Анализ особенностей становления деловой телевизионной журналистики в России
2.1. Этапы
становления деловой телевизионной журналистики в России
2.2.
Современное состояние деловой тележурналистики в РФ
Список
использованных источников и литературы
Введение:
Актуальность темы
исследования. Современный этап развития общества характеризуется высокой
изменчивостью среды профессиональной деятельности. Это касается всех ее
направлений. Так, в сфере IT-технологий
постоянно совершенствуются системы управления и компьютерные программы, в сфере
экономики постоянно изменяются условия конкуренции на товарных рынках, в
юридической сфере постоянно изменяются и появляются новые законодательные и
подзаконные нормативные акты и т.д. В таких условиях деловые люди требуют
постоянно обновляемой информации об изменениях в их профессиональной среде. Это
формирует высокий спрос на деловые СМИ, которые предоставляют необходимую и
актуальную для профессиональной деятельности информацию.
Среди всех деловых СМИ важное место в современных условиях
занимает деловое телевидение, посвященное широкой тематике: финансово-экономической,
экономико-политической и т.д. Это связано с несколькими основными факторами.
Так, в последние десятилетия наблюдается высокий спрос на
финансово-экономическую информацию, поскольку рост предпринимательской
активности в стране способствует спросу на информацию такого рода для
эффективности управленческих решений в сфере экономики и финансов, как на уровне
предприятий, так и на уровне отдельных домохозяйств. Это значительно расширяет
круг пользователей деловой информации – от финансистов-аналитиков до частных
предпринимателей и простого населения. Также финансово-экономическая сфера
характеризуется высокой значимостью объективной информации. Так, незнание
изменений в правилах налогообложения может повлечь за собой наложение штрафов,
незнание изменений на банковском рынке может спровоцировать финансовые потери и
т.д. В результате этого деловые телепрограммы сегодня пользуются достаточно
стабильным спросом у целевой аудитории. Это
делает актуальным исследование специфики становления деловой тележурналистики,
как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Степень изученности
темы. В научной литературе вопросы становления деловой тележурналистики в
России рассмотрены в исследованиях С.А. Васильева, К.А. Мамиконяна, Е.А.
Полищук, М.А. Толстуновой и др. Вместе с тем, актуальной задачей остается
детализация вопроса периодизации развития российской деловой тележурналистики,
а также оценка ее современного состояния.
Объектом исследования
в данной курсовой работе выступает деловая тележурналистика.
Предмет исследования
– этапы и тенденции становления и развития деловой тележурналистики в России.
Целью исследования
— стало изучение особенностей формирования и развития деловой тележурналистики
в России. В соответствии с поставленной целью задачи исследования
сформулированы следующим образом:
—
изучить понятие и структуру деловой
журналистики;
—
выделить функции, особенности проблематики,
целевую аудиторию деловой журналистики;
—
проанализировать этапы становления деловой
телевизионной журналистики в России;
—
описать современное состояние деловой
тележурналистики в РФ.
Среди методов
исследования, использованных в работе, можно выделить как общенаучные
методы (анализ и синтез, индукция и дедукция), так и специальные методы
исследования: описательный метод, с помощью которого были описаны особенности
деловых СМИ; сравнительный метод, с помощью которого выделены отличия деловых СМИ
от других медиа, а также описана тематическая и жанровая структура деловой
тележурналистики в России.
Источниками
исследования в данной работе послужили научная литература (монографии,
учебные материалы, публикации в периодике и сети интернет), а также контент
деловых телеканалов и деловых телепрограмм.
Структура работы включает введение, две главы, заключение,
список использованной литературы.
Заключение:
Проведенный анализ показал, что под деловой журналистикой
целесообразно понимать вид профессиональной деятельности, направленный на
осуществление сбора, аналитической обработки деловой информации о ситуации в
макроэкономике и бизнес-среде и представления обработанной информации для
заинтересованного круга людей, которыми выступают предприниматели, руководители
компаний, менеджмент организаций, инвесторы, участники товарных и финансовых
рынков в целом.
Структура деловой журналистики может быть описана по различным
критериям. Прежде всего, в зависимости от вида СМИ она включает деловые
печатные и интернет-издания, радио- и телевизионные деловые передачи. В зависимости от административного уровня
выделяют национальные и региональные, местные деловые СМИ. Также важной
остается тематическая классификация деловой журналистики (экономические издания
или программы, финансовые, издания и
программы деловых новостей, СМИ с коммерческой информацией и т.д.).
Главными функциями деловых СМИ являются: 1) коммуникативная
(обеспечение коммуникации между широкой аудиторией и экспертами финансового
рынка, представителями государственных структур, финансовых организаций и
т.д.); 2) информационная (донесение необходимой и важной информации о
финансовых рынках и ситуации в финансовой системе страны деловым людям, а также
и широким кругам населения); 3) образовательная (обучение читателей основам
финансовой грамотности, принципам проведения финансовых исчислений – например,
в бухгалтерии, налоговом учете, расчете кредитных обязательств и т.д.); 4)
прогностическая (разработка прогнозов развития финансовых рынков и
макроэкономической ситуации в стране, а также прогнозов развития отдельных
компаний).
Целевую аудиторию деловых СМИ составляют деловые люди:
управленцы, руководители и собственники бизнес-структур и государственных
организаций, участники финансовых
рынков, а также массовая аудитория, имеющая финансовые интересы.
Также для деловых СМИ характерным является использование
преимущественно аналитических жанров. При этом характерными являются
аналитические интервью, финансовые прогнозы, версии и т.д.
Анализ литературы позволил выделить несколько основных
этапов в процессе становления и развития деловой тележурналистики в России:
советский период, который приходится на 50-80-тые годы ХХ века; период
перестройки, который припал на 90-тые годы ХХ века, а также современный период,
начавшийся в 2000-х годах вместе с построением рыночной экономики.
В ходе анализа установлено, что на первом этапе – советском
– деловая тележурналистика существовала в рамках отдельных новостных выпусков в
общеинформационных программах и в отраслевых
программах (например, «Сельский Час»), в которых рассматривались вопросы
развития конкретной отрасли народного хозяйства.
На втором этапе развития деловой тележурналистики началось
активное создание деловых программ. Для современного этапа характерным является
развития специализированных деловых телеканалов, одним из наиболее популярных
среди которых является телеканал «РБК» компании «РосБизнесКонсалтинг».
На примере данного канала установлены главные особенности
деловой тележурналистики, которые были выделены нами еще на этапе
теоретического исследования – это, прежде всего, специфическая деловая
аудитория (менеджеры, финансисты, аналитики, предприниматели), тематика
(преимущественно, финансово-экономическая, внешнеэкономическая), а также и
специфика финансирования (существование преимущественно за счет размещения
коммерческой рекламы).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования деловой
телевизионной журналистики
1.1. Понятие и структура деловой журналистики
В научной литературе на сегодня отсутствует единый подход к
пониманию сущности термина «деловая журналистика». Более того, в ряде
источников используются два близких по содержанию понятия – «деловая
журналистика» и «бизнес-журналистика». При этом некоторые исследователи
используют их в качестве синонимов, другие же указывают на их различия. На наш
взгляд, можно согласиться с точкой зрения В.Н. Тищенко, согласно которой
указанные термины являются синонимами[1]. В пользу такой позиции
свидетельствует, в частности, то, что в западной журналистике разграничения
деловой и бизнес-журналистики нет, они именуются единым термином «business
reporting».
Под деловой журналистикой в широком смысле понимают такой вид
профессиональной деятельности, который включает следующие профессиональные
действия: отслеживание ситуации в финансово-экономической сфере; анализ
нормативной базы, регулирующей финансовые вопросы; сбор и анализ информации о финансовых
и товарных рынках и других данных в сфере бизнеса. В результате деловая
журналистика дает возможность представителям власти, финансовых структур и предпринимательской
среды обсуждать важные деловые вопросы на площадке СМИ[2].
Основными категориальными признаками деловой журналистики исследователи считают: характерные функции; жанровые
особенности; специальную деловую тематику журналистских материалов; особенности
целевой аудитории. При этом большая часть научных определений деловой
журналистики основана сразу на нескольких указанных категориях[3].
Так, например, А.В. Еременко, описывая сущность деловой
журналистики, делает акцент на ее информационно-функциональной специфике.
Именно этот признак позволяет ему выделить деловую журналистику как отдельное
направление в журналистской деятельности.
При этом выделяет деловые издания в отдельную специальную систему,
основными функциями которой он называет обеспечение бизнес-коммуникации. При
этом единым категориальным признаком деловых изданий выступает именно деловая
проблематика[4].
Позднякова Ю. А. и Амиров В. М. в своей трактовке деловой журналистики
рассматривают ее как определенный тип СМИ, который изучает события через характерную
«деловую» парадигму мышления, поскольку все остальные сферы общественной жизни,
так или иначе, влияют на экономические процессы[5].
Вырковский А.В. также делает акцент на функциональной роли
деловой журналистики, подчеркивая, что она являет собой качественную журналистику,
которая предоставляет пользователям важную информацию для возможности принятия оптимальных
решений в сфере финансов, корпоративного управления или в профессиональной
деятельности[6].
Для детальной характеристики сущности деловой журналистики
важно выделить ее типологические особенности, отличающие деловые издания
(телепрограммы и т.д.) от других видов журналистских материалов. В научной
литературе среди характерных критериев для описания особенностей деловой
журналистики выделяют следующие:
—
экономически-организационные
особенности (структура собственности деловых изданий, телеканалов, источники их
дохода и т.д.);
—
аудиторные
особенности (характеристики целевой аудитории);
—
технологические
особенности (использование различных технологий);
—
профессиональные
особенности (авторский состав, особенности профессиональной деятельности журналистов:
методы отбора материалов, специфика работы с источниками, тематическая сфера СМИ, глубина анализа фактов, уровень их
достоверности и т.д.).
Главные характеристики
деловой журналистики по выделенным критериям представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Специфика деловой журналистики в системе СМИ
Критерии оценки |
Специфика деловой журналистики |
экономически-организационные |
зачастую собственниками деловых |
аудиторные |
основная целевая аудитория – |
технологические |
активно используют новые |
профессиональные |
авторы публикаций, а также ведущие |
*
составлено автором
Таким образом,
специфика деловой журналистики определяется ее экономическими и
организационными особенностями, аудиторной спецификой, профессиональными и
технологическими моментами в работе журналистов. Но все же большинство
исследователей считают, что для
выделения деловой журналистики в отдельное направление СМИ наиболее
существенными критериями являются:
[1] Тищенко В.Н. Деловая журналистика: типология и
видовые признаки. — М., 2014. С.137.
[2] Амиров В. М., Белоусов А.А. Деловая журналистика:
социальный компонент в бизнес-публикации. — М., 2013. С. 6.
[3] Полищук Е.А. Опыт определения понятия «деловая
телевизионная журналистика» // Филологические науки. Вопросы теории и практики.
2015. № 12 (54), часть 3. С. 158.
[4] Еременко А.В. Деловая пресса в России: история,
типология, моделирование изданий: история, типология, моделирование изданий. –
М., 2013, С. 107.
[5] Позднякова Ю.А., Амиров В.М. Стратегия соблюдения
баланса мнений в публикациях деловой прессы. – М., 2016. С. 175.
[6] Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых
журналов США и России. – М., 2007. С.14.