Курсовая с практикой на тему Стандартизация государственного аудита
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1…….. Теоретические
аспекты стандартизации аудиторской деятельности. 5
1.1 Сущность,
понятие и виды аудиторских стандартов. 5
1.2 Классификация аудиторских стандартов. 15
1.3 Субъекты стандартизации аудиторской деятельности. 17
2
Практическое применение стандартов государственного аудита в РФ и их роль в
регулировании аудиторской деятельности. 19
2.1 Место
аудиторских стандартов в регулировании государственной аудиторской деятельности
в РФ.. 19
2.2 Использование
международных стандартов государственного аудита в российской аудиторской
практике. 25
2.3 Проблемные
моменты международных стандартов в государственном аудите и пути решения данных
проблем. 34
Заключение. 39
Список
использованных источников. 41
Введение:
Для эффективной работы предприятия не всегда
достаточно лишь слаженная работа сотрудников и программного обеспечения. Для
получения полноценного представления о состоянии бухгалтерского и налогового
учета компании, руководство обращается в аудиторские организации с целью
проверки и подтверждения отчетности на достоверность. В настоящее время аудит
является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных
аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности.
Аудиторы могут оказывать также и сопутствующие услуги,
связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства.
В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию
деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми
аудиторами.
Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности
финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и
руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а,
значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых
предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он,
прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение
аудиторов о состоянии финансовой отчетности проверяемой организации.
Аудит в России появился сравнительно недавно,
нонесмотря на это, он уже успел претерпеть различные изменения. Следует
отметить, что развивается он эволюционным путем, но география его развития не
однозначна. Модификация правил ведения аудита прошла длинный путь начиная от
временных правил ведения аудита. Затем был принят первый Закон «Об аудиторской деятельности».
Но и он в последствии дорабатывался и подвергался различным изменениям. Данный
закон регулирует не только самих аудиторов и аудиторские организации, но и
саморегулируемые организации 4 аудиторов (СРО). Одно из последних новшеств
касается именно СРО –это увеличение количества членов для признания саморегулируемой
организацией.
В настоящее время актуальной проблемой является
унификация правил ведения аудита. Это одна из предпосылок принятия
международных стандартов аудита на территории РФ. В данное время актуальной
проблемой современного аудита в связи с внесением последних поправок в
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее —
Закон N 307-ФЗ) о переходе к международным стандартам аудита (МСА) и после их
официального опубликования является изучение МСА. Поэтому необходимо определить
преимущества и слабые места в МСА, выявить проблемные моменты, осложняющие их
применение в нашей стране, и определить пути их преодоления.
Целью работы является изучение российских и
международных стандартов аудита в России.
Задачи:
¾ Раскрыть
теоретические основы стандартов аудита;
¾ Исследовать
действие и влияние международных стандартов аудита в России;
¾ Анализировать
проблемы применения международных стандартов в России.
Предметом работы являются отношения, складывающиеся в
процессе проведения российских и международных стандартов в аудите России.
Объектом работы являются российские и международные
стандарты аудита в России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.
Заключение:
Большая часть российских
стандартов по принципам, на которых они базируются, и содержанию близка к МСА,
а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от
соблюдения МСА, а с особенностями действующего российского законодательства,
уровнем развития отечественного аудита, другими объективными и субъективными
причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены, и понятно, в
каком направлении для этого следует менять российские регламентирующие
документы.
Основная проблема проведения в России аудита
согласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных
аудиторских стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в
необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение
этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают
экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного
ежегодного аудита.
В ходе работы была выявлена роль международных
стандартов аудита, которые имеют ключевое значение в российском аудите, так как
это способствуют повышению качества отечественного аудита и привлечению
инвесторов из иностранных государств. МСА призваны также увеличить
достоверность аудиторской проверки и повысить пониманиепользователями
информации, описанной в аудиторском заключении. В соответствии с поставленной
задачей был проведен сравнительный анализ российских и международных
стандартов.
По итогам анализа сильных
расхождений не обнаружено, если рассматривать в целом. А выявленные отличия
обусловлены такими причинами как: менталитет, устоявшиеся традиции в данной
сфере, различные законодательные базы и т.д. Эти различия и являются причиной
долгого перехода на международные стандарты.
Трудностей и проблем с переходом
на международные стандарты аудита много, однако, вместе с ними, аудиторские
компании ощутили и положительные моменты столь кардинального изменения.
Возможно, первыми кто заметил преимущества нововведения стали малые аудиторские
компании, которые имеют небольшой объем работы.
Для них теперь возможно
применение «льготы» в части документального сопровождения аудиторской
деятельности, иными словами, они могут использовать упрощенное
документирование. Но возникает вопрос в установлении статуса компании:
принадлежит она к малому бизнесу или же к среднему, для которого упрощения не
предусмотрены. К сожалению, трактовка малого бизнеса в международных стандартах
и в российском законодательстве различаются, что и приводит к затруднению
перехода на упрощенную систему документирования.
Бесспорно, сложностей в
документационном сопровождении много, однако они постепенно решаются и теперь,
спустя 2,5 года можно сказать, что для предприятий уже четко видны и
преимущества международных стандартов. Малые аудиторские компании смогли отойти
от аудиторских стандартов, которые не были адаптированы к их деятельности, в
частности к их низкой рентабельности. Речь идет об актуализации и разработке
методологического обеспечения, которые были необходимы в соответствии с
российскими стандартами аудита. Итак, субъективизм в рабочих аудиторских
документах ушел на второй план, а что пришло взамен, будет известно лишь по
истечении времени.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты стандартизации аудиторской
деятельности 1.1 Сущность,
понятие и виды аудиторских стандартов Аудит – динамично развивающаяся деятельность не только
в Российской Федерации, но и в мире, в связи с этим ему посвящено множество
научных трудов. Слово «аудит» произошло от латинского слова «audire», которое
означало «слышать». В древние времена, когда владельцы бизнеса подозревали
мошенничество, они назначали специальных людей для проверки счетов.
Эти люди отправлялись за счетоводами и «слышали», что
счетовод должен был сказать о состоянии счетов. Статья 1 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности [1]» № 307 определяет
следующие понятия:
— аудиторская деятельность (аудиторские услуги) —
деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг,
осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами;
— аудит — независимая проверка бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о
достоверности такой отчетности».
Словарное значение аудита — официальная экспертиза
счетов. Очевидно, что лицо, которое проверяет счета, должно быть человеком,
который знает, что проверять, как проверять и кому должен быть представлен его
отчет [4, c. 96]. Таким образом,
можно сказать, что аудит — это процесс, с помощью которого компетентные
независимые лица собирают и оценивают доказательства, чтобы сформировать мнение
и сообщить его заинтересованному лицу через его аудиторский отчет.
Из
вышесказанного ясно, что процесс аудита включает в себя три компонента. Это:
¾ бухгалтерские книги;
¾ аудитор;
¾ методы и процедуры аудита.
Различные авторы научных трудов неоднозначно
определяют аудит. Так, по мнению Гришановой О.П., аудит – это внешний контроль
за деятельностью предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными
специалистами.
Из этого определения можно сделать вывод, что главная
цель аудита – это контроль за предприятиями, что не совсем верно, так как
аудиторская компания не является контролирующим органом и основная задача
аудитора – выразить мнение о достоверности финансовой отчетности. С другой
стороны, аудиту можно дать следующую дефиницию: предпринимательская
деятельность, предполагающая независимую проверку отчетности организации [5, c. 102].
Это определение раскрывает экономическую сущность
аудита – предпринимательская деятельность, то есть конечной целью любой
аудиторской организации является получение прибыли. Американская ассоциация по
бухгалтерскому учету дает следующее определение аудиту – «системный процесс
получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях,
устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и представляющий
результаты заинтересованным пользователям.
Монтгомери, ведущий американский бухгалтер, определяет
аудит как: «систематическое изучение бухгалтерских книг и документов бизнеса
или других организаций с целью проверки или подтверждения и предоставления
отчетов по их результатам [7, c. 632]».
Институт дипломированных бухгалтеров Индии определил
аудит в своих Стандартах аудита-200 (SA-200) как «независимую проверку
финансовой информации любого предприятия, ориентированного на прибыль или нет,
независимо от его размера или юридической формы, когда такая проверка
проводится с целью выразить мнение по этому вопросу».
Европейские специалисты трактуют аудит как процесс
снижения до определенного уровня информационного риска, т.е. вероятность того,
что в финансовых отчетах компании содержатся ложные или неточные сведения для
пользователей отчетами».
Из приведенных выше определений видно, что аудитор
должен не только увидеть арифметическую точность бухгалтерских книг, но и пойти
дальше и выяснить, являются ли транзакции, внесенные в книги первоначальной
записи, правильными или нет. Эту функцию можно выполнить путем обследования,
сравнения, проверки, рассмотрения, проверки документов, подтверждающих операции
в бухгалтерских книгах, и изучения корреспонденции, протоколов собраний акционеров
и директоров, учредительного договора и устава и т.п.
Из выше
сказанного можно вывести следующее определение: аудит – это предпринимательская
деятельность, подразумевающая независимую проверку финансовой отчётности
организации дипломированными специалистами с целью выражения мнения проверяющих
Заключение:
Аудит эффективности как аналитический вид контрольных мероприятий в системе финансового контроля прочно вошел в практику работы Счетной палаты Российской федерации, начиная с 2000 года [14, c.126].
Мировой опыт свидетельствует, что аудит эффективности востребован т.к. бюджетная система развитых стран ориентирована не столько на освоение государственных средств, сколько на достижение конкретного результата [1, c.234]. Это означает, что в данных странах широко используют в государственном планировании бюджетирование, ориентированное на конечный результат [9, c.200].
Рассмотрим более подробно, что означает данный термин, который используют в государственном финансовом контроле. Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, являющееся сутью бюджетных реформ, проводимых в Российской Федерации, который означает качественно новый подход к бюджетному процессу использования государственных средств, непосредственно увязывающий ресурсное обеспечение бюджетных, автономных и казенных организаций с итогами их деятельности [1, c.235].
Предметом аудита эффективности является использование бюджетных средств. В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий Счетной палаты проверяются и анализируются [6, c.36]:
• результаты использования бюджетных средств [1, c.236];
• организация и процессы использования бюджетных средств [1, c.237];
• деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию бюджетных средств [11, c.917].
По результатам проверки и анализа деятельности указанных объектов определяется степень эффективности использования ими бюджетных средств [3, c.361].
По методике осуществления аудита эффективности, утвержденной для использования в практике Счетной Палаты РФ под эффективность использования бюджетных средств характеризуется соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств [1, c.112].
Стоит отметить, что при проведении конкретного аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы бюджетные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования бюджетных средств [2, c.16].
В методике осуществления аудита эффективности государственных расходов понятие «экономичность» характеризует взаимосвязь между объемом бюджетных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества [2, c.358]. Продуктивность использования бюджетных средств в методике аудита эффективности определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами [3, c.499]. Результативность в данном случае характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования бюджетных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта [4, c.38].
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Современное положение стандартов международной и Российской аудиторской деятельности
2.1 Состав и классификация международных стандартов аудита
Стандарты аудита представляют собой группу или совокупность правил и регламента, на основании которых осуществляются аудиторские проверки субъектов хозяйствования.
Международные стандарты аудита составляют свод правил, которыми руководствуются на международном уровне. Например, российские стандарты аудита базируются на международных, но при том, имеют некоторые отличия.
Так, в иерархии стандартов аудита, во главе стоят международные стандарты. На их базе, утверждаются национальные стандарты. И уже на основании национальных и международных стандартов определяются внутрифирменные стандарты.
Международные стандарты диктуют определенные требования к качеству и надежности результатов аудита.
Ключевое значение международных стандартов в аудите состоит в обеспечении гарантий в части достоверности и точности результатов аудиторских проверок.
⁻ регламент общего подхода к процессу аудита; определение масштаба аудиторской проверки (для определения расхода ресурсов на ее проведение);
⁻ определение единого регламентированного перечня документов и отчетов аудиторов;
⁻ определение методики проведения аудита;
⁻ определение основных принципов аудиторских проверок.
На основании сформированных стандартов в аудите определяются: учебные программы для обучения аудиторов системе аудиторских проверок; экзаменационные тесты и вопросы, после которых аудитор может быть допущен к ведению аудиторской деятельности.
Кроме того, стандарты в аудите являются основанием в судах в качестве доказательств в определении степени ответственности аудитора. Роль международных стандартов аудита высока.
На их основании отечественные стандарты разрабатываются с учетом опыта развитых стран в части проведения аудиторских проверок и судебных слушаний по результатам таких проверок.
Так, международные аудиторские стандарты решают следующие задачи:
⁻ влияют на качество аудита в аудиторских компаниях:
⁻ направлены на содействие в понимании сущности и результатов аудита для пользователей таких проверок;
⁻ формируют общественное представление и имидж профессии аудитора;
⁻ минимизируют влияние государства на процесс проведения аудиторских проверок;
⁻ являются основанием для конструктивных переговоров с клиентом;
⁻ определяют связь между отдельными элементами аудиторской проверки.
Международные стандарты аудита разрабатываются несколькими международными организациями, которые и составляю коалицию законодателей аудита на международном уровне.
В частности, основным законодателем является Международный комитет по аудиторской практике. Разрабатывая международные стандарты, комитет придерживается двух целей.
Развитие аудита для тех государств, где его уровень ниже, чем в развитых странах. Максимально возможная унификация стандартов на международном уровне.
Обе цели разработки стандартов содержат одну общую цель. В процессе международного сотрудничества компаний, единые требования к аудиту обеспечивают эффективность деятельности таких компаний.
Количество международных стандартов насчитывает более чем 45 стандартов. Все они сгруппированы по однородным признакам применения в аудиторских проверках.
Содержание международных стандартов базируется на следующих принципах:
⁻ обязательное лицензирование аудиторской деятельности;
⁻ независимость аудитора от его клиентов и прочих субъектов аудита;
⁻ соблюдение этики при проведении проверок.
Все международные стандарты сгруппированы в пять групп.
1) Основные принципы аудита.
2) Общие стандарты.
3) Рабочие стандарты.
4) Стандарты формирования отчетности и заключения.
5) Специфические стандарты.
Заслуживает внимание рассмотрение методики аудита эффективности государственных бюджетных средств [9, c.207]. Рассмотрим порядок осуществления аудита эффективности на примере такой важной государственной программы как «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 г. N 643-П. Государственная программа включает в себя ряд подпрограмм, а именно », «», », », », . [17, c.209]:
На первом этапе необходимо определить цели и вопросы аудита эффективности [19, c.80].
Так основной целью, в ходе аудита эффективности реализации исследуемой государственной программы это получить ответы на следующие вопросы [10, c.140]:
• достигнуты ли заявленные в паспорте программы цели, а именно: «обеспечение доступности и вариативности качественных образовательных услуг с учетом современных вызовов к системе дошкольного образования, обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны; создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг области востребованными квалифицированными специалистами и рабочими кадрами; создание условий для успешной социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации» [13, c.362] ;
• обеспечивает ли организация ресурсного обеспечения образовательных учреждений достижение целей и решение задач системы образования в Саратовской области [8, c.214];
• удовлетворены ли потребители услуг образовательных услуг их качеством и количеством [3, c.415].
Так же необходимо ответить на вопрос, относительно ожидаемых результатов, которые должны быть достигнуты в ходе выполнениях различного вида мероприятий в рамках данной государственной программы.
Далее, при проведении аудита эффективности реализации данной государственной программы следует определить критерии эффективности [12, c.535].