Курсовая с практикой на тему Стандартизация аудиторской деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стандартов аудиторской деятельности 6
1.1. Сущность, цели и задачи аудиторской деятельности. 6
1.2. Понятие и необходимость стандартизации аудиторской деятельности в России. 16
Глава 2. Система международных стандартов аудита 22
2.1. Основные международные стандарты аудита 22
2.2. Характеристика стандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг 26
Глава 3. Внутрифирменные аудиторские стандарты 34
3.1. Понятие и классификация внутрифирменных стандартов аудита 34
3.2. Роль внутрифирменных стандартов аудита в системе внутреннего контроля качества аудита аудиторских организаций 42
Заключение 48
Список литературы 52
Введение:
Состояние проблемы исследования. С развитием рыночных отношений количество аудиторских услуг постоянно растет, что способствует расширению определение понятия «аудиторской деятельности». Это, в первую очередь, связано с тем, что становление аудита — это длительный процесс. Со временем меняются цели аудиторских проверок, принципы их организации, их виды, поэтому определение аудита должно быть вместительным, охватывающим широту задач, стоящих перед ним. В основе мировых систем организации и регулирования аудиторской деятельности лежат ключевые законодательные акты, определяющие основные принципы и правила поведения экономических субъектов, действующих на рынке аудиторских услуг. Каждая страна мира имеет свои особенности в системе организации аудиторской деятельности, которые определяют сущность и назначение аудита, условия его регламентации и регулирования, подходы к организации и проведению аудиторских проверок и оказание аудиторских услуг.
Строгое соблюдение аудиторских стандартов — обязанность аудитора, так как от этого зависит качество всей аудиторской деятельности.
В настоящее время, в России действуют федеральные правила стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД), и стандарты саморегулируемых организаций.
Зарубежные и отечественные учёные уже довольно продолжительное время изучают проблему трансформации международных стандартов аудита (МСА) в российскую практику. Выделим основные проблемы, связанные с внедрением международных стандартов аудита в России:
непонимание клиентами аудиторских организаций необходимости и важности проведения аудита;
с ростом конкуренции аудиторских услуг на российском рынке учащаются случаи несоблюдения этических норм;
внедрение международных стандартов ведёт к удорожанию аудита, а, следовательно, к повышению стоимости предоставления услуг подобного рода;
недостаточное понимание аудиторами принципов МСА, из чего зачастую складывается ошибочная уверенность соответствия деятельности всем международным стандартам;
непонимание целесообразности использования международных Правил в России в связи с особенностями российского рынка.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Незначительное внимание по не законодательным и профессиональным аспектам развития внутреннего аудита обостряет проблему непонимание его необходимости отечественными предпринимателями. Не обращают внимания и на потенциальные выгоды — такие, как оценка деятельности предприятия с учетом специфики сферы его деятельности, особенностей сложившихся взаимосвязей между подразделениями.
Одновременно с этим приобрели актуальность вопрос об определении самого термина внутреннего аудита, его функций, объектов, целей, задач и способов проведения, так как в одном из действующих законодательных документов не освещены данные аспекты.
Цель курсовой работы – стандартизация аудиторской деятельности
Для достижения цели выпускной квалификационной работы предусмотрены следующие задачи:
изучить теоретические основы стандартов аудиторской деятельности;
рассмотреть систему международных стандартов аудита;
изучить внутрифирменные аудиторские стандарты.
Объектом исследования являются нормативные и законодательные документы (в РФ и за рубежом) по вопросам внутреннего аудита.
Предметом исследования являются внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Методологической и теоретической базой исследования являются основные положения, раскрывающие закономерности и пути развития аудиторской деятельности, ее назначение и роль в системе финансового контроля, характеризующие объекты аудита и методы аудиторских доказательств, определяющие постулаты и принципы аудита, назначение, классификацию и состав отечественных и международных стандартов аудиторской деятельности.
Заключение:
Необходимость применения внутреннего аудита диктуется экономической целесообразностью, т.е. для небольших по торговому обороту организаций в проведении внутреннего аудита нет необходимости.
Однако с ростом объемов продаж, открытием удаленных торговых подразделений, построением сложной структуры торговой организации (торговая сеть) управление организаций становится сложным. Менеджмент организации не может оперативно принимать управленческие решения, а владельцы не в состоянии контролировать всю деятельность. В этом случае внутренний аудит является обратной связью системы контроля управления организации. Если собственники торговой организации не занимаются оперативным управлением, а только участвуют в определении стратегии и направлений развития, то результат процесса «Управление внутренними аудитами» даст им ответ о текущем состоянии дел и деятельностью наемного менеджмента среднего и высшего звена.
В Российской Федерации на данный момент в законодательстве предусмотрены специальные требования к внутреннему аудиту определенных хозяйствующих субъектов.
Внутренний аудит нашел отражение в таких действующих нормативно — правовых актах Российской Федерации, как:
1. Федеральные законы;
2. Документы Правительства;
3. Документы, изданные различными органами власти и регулирования. Информация, опубликованная в действующих федеральных законах, может быть классифицирована следующим образом:
1. Положение структурного подразделения внутреннего аудита и требования к его сотрудникам в определенной сфере хозяйственной деятельности;
2. Регулирование сферы внутреннего аудита в организациях государственного сектора;
3. Взаимодействие Счетной палаты РФ с подразделениями внутреннего аудита.
Налаженный процесс «Управления внутренними аудитами» в торговой организации, имеющей разветвленную сеть удаленных торговых точек, успешно поможет управлять менеджменту и руководству и достигать поставленных целей. В этом случае внутренний аудит обеспечит информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений и оценит эффективность контроля принятых решений.
Менеджмент и руководство не всегда могут объективно оценить деятельность подчиненных подразделений и эффективно управлять бизнес — процессами. Иногда у менеджмента и руководства нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования информации о деятельности подчиненных и оценке критериев результативности и эффективности бизнес — процессов. В этом случае слаженное взаимодействие со службой внутреннего аудита повышает эффективность управления организации.
Роль внутреннего аудита особенно важна для организаций с разветвленной сетью удаленных торговых точек. Значимость внутреннего аудита в этом случае определяется необходимостью для руководства получать своевременную и объективную информацию о деятельности удаленных торговых точек. Удаленные торговые точки в этом случае получают немалую пользу от внутреннего аудита. Во-первых, происходит ознакомление с принятыми технологиями бизнес — процессов организации, носителем которых является внутренний аудит. Во — вторых, внутренний аудит способствует внедрению действующих технологий бизнес — процессов организации в удаленных торговых точках.
Таким образом, достигается цель процесса «Управление внутренними аудитами» — совершенствование деятельности торговой организации, посредством применения инструментов и разработанной методики проведения. Основная функция процесса «Управление внутренними аудитами» не выявить нарушения, а выдать рекомендации по обнаруженным и потенциально возможным несоответствиям.
Главная задача внутреннего аудита в рамках разработанной методики — объективный анализ аудиторских свидетельств и доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о достоверности информации и эффективности бизнес — процессов.
Таким образом, предложенная методика экономически оправдана и целесообразна при проведении внутренних аудитов в торговых организациях.
Построение надлежащего внутреннего аудита невозможно без применения информационных технологий. Распространение информационных технологий в аудите принесло с собой масштабные революционные изменения. Безусловно, применение компьютеров значительно влияет на качество проведения контроля и эффективность аудиторских процедур. Однако следует иметь в виду, что контрольные функции автоматизируются самое сложное
На данный момент можно определить основные направления совершенствования внутреннего аудита в РФ:
создание профессии «внутренний аудитор» и развитие соответствующего института;
формирование заинтересованности и необходимости развития этой профессии как на уровне государства, так и на уровне предприятий различных отраслей;
разработка и совершенствование нормативно-правового регулирования аудита;
формирование организационной структуры служб внутреннего аудита;
разработка организационно-технологических схем и процедур проведения внутреннего аудита;
совершенствования методологии проведения внутреннего аудита;
осуществление профессиональной подготовки специалистов по внутреннему аудиту и тому подобное.
Обобщая результаты исследования по обосновании необходимости организации внутреннего аудита в соответствии с современными потребностями предприятий РФ, мы установили, что организация внутреннего аудита осуществляется в интересах собственников экономического субъекта и регламентируется его внутренними документами. Внутренние аудиторы выполняют основную задачу — помогают руководству предприятия достичь определенных целей, расширить возможности предприятия, усовершенствовать его операционные процессы и снизить риски в процессе выполнения аудиторских заданий по предоставлению гарантий и консультационных услуг.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы стандартов аудиторской деятельности
1.1. Сущность, цели и задачи аудиторской деятельности
История возникновения и развития внутреннего аудита неразрывно связана с контролем в сфере хозяйственных отношений, возникает с появлением первых отчетов о доходах, расходах и собранные налоги. Исторические справки относительно этого относят к 4000 г. до н. э. в цивилизациях Ближнего Востока. Основной причиной проведения контроля было беспокойство правителей относительно правильности и своевременности учета поступлений в казну. Из существующих источников известны различные виды внутренних проверок, проводившихся древними греками, римлянами, египтянами. Признаки аудита прослеживаются в системах государственных финансов династии Чжао в Китае, Вавилонии, Греции, Римской империи, городов-государств Италии и др. В те времена было создано своеобразную систему сдержек и противовесов для борьбы с некомпетентными чиновниками, склонными к ошибкам в учете и неточностей, а также с коррумпированными чиновникам, мотивированными к совершению мошенничества, когда возникала такая возможность.
Предостережение о необходимости контроля содержатся и в Библии, где сказано, что если работники имеют возможность воровать, они могут этим воспользоваться. Примером тогдашнего внутреннего контроля является ограничение доступа к активам, распределение обязанностей лиц, работающих с этими активами, потребность в компетентных и честных сотрудниках.
Развитие и усложнение общественно-экономических отношений вызвали совершенствования учета и контроля хозяйственной деятельности, осознание важности систематического проведения инвентаризаций с целью проверки отчетных и фактических остатков ценностей и задолженностей, подтверждение правильности определения выручки от продажи товаров и услуг. Стремительное развитие торговли, промышленности, рынков заемного капитала, сложность расчетов и увеличение объемов учетных работ повлекли возникновение и развитие двойной бухгалтерии. Лука Пачоли (1445-1517 гг.) в своих трактатах обратил внимание на необходимость финансового контроля достоверности ведения учетных записей. Проверить правильность записей в учетных книгах, сформированных по принципу двойной записи, стало гораздо легче и надежнее, что способствовало становлению контроля. Как отмечают исследователи, древние контрольные мероприятия были очень похожи на современные и включали изучение правильности учетных записей, оценку правомерности операций, отраженных на счетах и тому подобное [8].
В течение нескольких веков европейские системы бухгалтерского учета и контроля распространились миром. Масштабы и сложность предпринимательской деятельности росли с развитием денежных отношений и торговли, актуализировав потребность отдельной контрольной функции по проверке бухгалтерской информации, используемой для принятия управленческих решений на разных уровнях. Кроме того, управление требовало определенных средств оценки эффективности деятельности, а также честности и преданности сотрудников интересам компании.
Таким образом, потребность в обеспечении соблюдения интересов собственника по сохранению имущества, предупреждения его хищения, подтверждение достоверности хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском учете обусловила появление и дальнейшее развитие внутреннего аудита как направления практической деятельности. С развитием промышленности, усложнением хозяйственной деятельности, образованием крупных субъектов хозяйствования и естественных монополий повышался спрос на специалистов, которые могли бы обеспечить выявление ошибок и манипуляций с документами и денежными средствами внутри компании.
Сейчас известна инструкция крупного промышленного гиганта Германии «Friedrich Krupp AG», датированная 1875 годом, которая регулировала деятельность внутренних аудиторов компании. Так, внутренние аудиторы компании, что на тот момент насчитывала около 45 000 работников в сфере железнодорожных технологий, производства оружия и военной техники, должны были определять соблюдения законов, условий контрактов, внутренних политик и процедур, правильность отражения операций в учете и тому подобное. Кроме того, внутренние аудиторы должны вносить свои предложения по улучшению действующих политик и процедур, анализировать заключены контракты, качество выполнения их условий и тому подобное.
Распространение практики внутреннего аудита потребовало серьезных исследований его теории и методологии. Впрочем, можно с уверенностью утверждать, что до 1941 года внутренний аудит не был полноценно организованной деятельностью, не имел теоретической основы и прописанных профессиональных стандартов. Именно 1941 год стал поворотным моментом в развитии внутреннего аудита. Прежде всего, это связано с публикацией первой фундаментального труда Виктора Бринка (Victor Z. Brink) «Внутренний аудит: его сущность, функции и методы» («Internal auditing: its nature and function and methods of procedure» New York: Ronald, 1941) . Другим важным фактором стало учреждение в 1941 году в США Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, IIA), распространение деятельности которого повлекло стремительное развитие внутреннего аудита не только как вида практической деятельности, но и как научного направления.
Исследователи отмечают, что в первые годы после создания Института внутренних аудиторов внутренний аудит продолжал восприниматься как вспомогательная функция в работе внешних аудиторов при проведении осмотров финансовой отчетности или контроля отдельных бухгалтерских функций, например, сверка банковских счетов и тому подобное. В то время внутренние аудиторы играли довольно незначительную роль в компаниях и имели ограниченную ответственность в сфере управления.
Вместе с тем в течение 1940-х годов в условиях военной экономики во многих странах произошло расширение границ внутреннего аудита. На первый план вышли вопросы эффективности планирования производства, обеспеченности материалами, достаточности и качества трудовых ресурсов, соблюдение нормативно-правовых актов, правил и процедур. В результате ценность внутренних аудиторов для компании стала очевидной для руководства и выросла настолько, что даже после завершения войны не произошло сокращение количества внутренних аудиторов.
Дальнейшее расширение функций внутреннего аудита связано со сбором и интерпретацией в отчетности отдельных хозяйственных фактов с целью отслеживания руководством компании результатов деятельности по разным направлениям и в целом. Растущая сложность операций и их объемов, удаленность владельца от процесса управления компанией, возникновения специфических рисков, связанных с наличием потенциального конфликта интересов собственников и наемного менеджмента, обусловили дальнейшее развитие функций внутреннего аудита. Владельцы хотели иметь своеобразные «глаза и уши» в компании, актуализировало проблемы независимости, объективности и профессиональной подготовки внутренних аудиторов. И если изначально внутренний аудит сосредоточен на защите от мошенничества в расчетах, потерь денежных средств и других активов, то впоследствии проверки распространяются на все финансовые операции, а также нефинансовые данные, включающие объемы производства, соблюдение графиков поставок и производства, качество продукции и тому подобное. Для описания новых функций внутреннего аудита начали применять термин «операционный аудит» (operational audit).
По словам Бринка (V. Brink) и Дж. Кашина (J. Cashin), поскольку внутренние аудиторы использовали основные приемы и методы аудита, а также методы, очень близки к методам бухгалтерского учета, было ошибочное предположение, что разница в работе и в конечных целях бухгалтера и внутреннего аудитора невелика. Однако исследователи отмечали, что внутренний аудитор занимается исследованием правильности утверждений, но диапазон данных, с которыми он имеет дело, гораздо шире и касается многих вопросов, часто очень отдаленные от чисто бухгалтерских счетов. Кроме того, внутренний аудитор является единственной компании и имеет большую заинтересованность в успешности всех видов ее деятельности. Все это обусловливает общий подход к формированию суждения внутреннего аудитора с точки зрения проблем управления [10].
В 1963 году некоммерческая исследовательская организация National Industrial Conference Board (современное название — The Conference Board) проанализировала программы внутреннего аудита 177 компаний и выделила следующие основные задачи:
определение степени адекватности и надежности бухгалтерского, финансового и оперативного контроля;
оценка соблюдения политик и процедур, установленных в компании;
подтверждение наличия активов и механизмов защиты имущества от злоупотреблений, выявление и предупреждение фактов мошенничества;
проверка надежности систем учета и отчетности;
донесения выводов до сведения менеджеров и предоставление рекомендаций по употреблению корректирующих мер в случае необходимости.
Однако уже к середине 1970-х годов, по данным Института внутренних аудиторов, большая часть рабочего времени внутренних аудиторов была посвящена операционном аудита. Важность и необходимость внутреннего аудита была высоко оценена и в государственном секторе.
Следующим важным шагом стал переход от функции «аудита для управления» к функции «аудита управления». Так, появление в 1960-х годах нового направления аудита, направленного на оценку эффективности, экономичности и результативности функционирования компании, получивший название «аудит эффективности» (performance audit), подтолкнула дальнейшее развитие функций внутреннего аудита.
Развитие внутреннего аудита как научного направления и практической деятельности тесно связан с деятельностью Института внутренних аудиторов, которым были разработаны и внедрены профессиональные стандарты, кодекс профессиональной этики, квалификационные требования к внутренним аудиторам, образовательные программы по их обучения и т.д.
Итак, к концу 1970-х годов внутренний аудит, по оценке специалистов, стал полноценной профессией, а его высокий социальный статус получил общественное признание в разных странах. До 1990-х годов внутренние аудиторы предоставляли широкий спектр профессиональных услуг, включавший операционный аудит, аудиты соответствия и эффективности, расследование мошенничества и различных нарушений, оценку операционной эффективности, анализ операционных рисков и рисков деятельности, оперативные обзоры финансовой отчетности, комплексные аудиты, консультации и тому подобное. Для проведения контрольных мероприятий использовались различные сложные технологические программы.
Подъем профессии внутреннего аудитора тесно связано с отраслевой специализацией, в частности, в сферах охраны окружающей среды, энергетики, финансовых услуг, здравоохранения, транспорта, оптовой и розничной торговли, технологий, деятельности неприбыльных организаций, предоставление государственных услуг и многих других. Глобализация бизнес-среды, жесткая конкуренция, технологические инновации обусловливают новые вызовы для внутренних аудиторов. Проблемы своевременности, надежности и релевантности информации для принятия управленческих решений связанные с введением более эффективных структур и процессов управления. В таких условиях внутренние аудиторы, как наиболее квалифицированные и знающие лица в компании, помогают совершенствованию управления, осуществляют мониторинг операционной и стратегической эффективности компании.
Современные внутренние аудиторы должны быть готовы проверить и дать свое заключение по всем без исключения процессов, включая системы управления, производительность, информационные системы, экологические отчеты, качество. Такой широкий спектр задач требует от внутреннего аудитора навыков аналитического и критического мышления, владение современным инструментарием аудита.
Краткий экскурс в историю развития внутреннего аудита и анализ современных вызовов позволяет проследить изменение концепции внутреннего аудита. Если на ранних этапах он выполнял функцию страхования от мошенничества, то сегодня он является эффективным рычагом управления и составляющей общей системы внутреннего контроля предприятия. Итак, внутренний аудит является полноценным видом контроля. Также справедливо определение внутреннего аудита как направления деятельности, предоставленное Институтом внутренних аудиторов: внутренний аудит — это независимая, объективная деятельность по предоставлению уверенности и консультационных услуг, должно приносить пользу организации и улучшать ее деятельность
Внутренний аудит способствует организации в достижении поставленных целей с помощью системного, упорядоченного подхода к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.
Цель внутреннего аудита в современной концепции, его миссия — сохранение и увеличение стоимости предприятия путем предоставления риск-ориентированных и объективных аудиторских услуг, консультаций и профессионального мнения.
По своей сути принципы являются основными исходными положениями, которые обеспечивают организацию и функционирование любой системы. Наиболее широкое распространение в практике внутреннего аудита получили основополагающие принципы профессиональной этики внутреннего аудитора, отделенные в соответствующих стандартах, а именно — честность, объективность, конфиденциальность, профессиональная компетентность. Однако перечисленные принципы касаются лишь отдельных аспектов и не в полной мере раскрывают сущность внутреннего аудита как вида аудита [11].
Следует заметить, что принципы аудита как вида контроля в определенных аспектах пересекаются с общими принципами контроля в сфере финансов, но имеют свои особенности. Соответственно большинство исследователей в области аудита выделяют принципы независимости, объективности и компетентности (профессиональной компетентности). Впрочем существуют различные точки зрения о необходимости разделения аудиторских принципов на определенные группы.
А. А. Петрик обосновывает выделение, кроме этических и методологических, организационных принципов аудита, к которым относит планирование, документирование, ответственность за сделанный вывод, взаимодействие аудиторов, привлечение экспертов, полное и объективное информирование клиентов, контроль качества работы аудитора, договорные отношения , взаимодействие с клиентом в процессе проверки, соблюдения последовательности процесса аудита и т.д.
В. В. Немченко и О. Ю. Редько определяют принципы внутреннего аудита, распределяя их на следующие три основные группы:
1) Принципы профессиональной этики — честность, независимость, объективность, мастерство и компетентность, конфиденциальность.
2) Методологические принципы — работа, которую выполняют другие аудиторы, документация, планирование, аудиторские свидетельства, система учета и внутреннего контроля, аудиторское заключение и составление отчетности, материальность (существенность), принцип адекватности использования аудиторских процедур, ответственность, осведомленность клиента.
3) Организационные принципы — единообразия, системности, документального оформления, предупреждение, регулярности, независимости, открытости
Авторы отмечают, что первая группа принципов является обязательным, а две другие носят рекомендательный характер.
Считаем разделение принципов внутреннего аудита на группы уместным, поскольку это позволяет выделить различные его аспекты, в том числе как вида деятельности. Кроме того, целесообразность такого подхода приобретает значение при разработке профессиональных стандартов, когда можно сфокусироваться на отдельных аспектах деятельности, разграничить их.
Исходя из этих соображений, отдельно следует отметить классификационную модель принципов контроля С. В. Бардаша, под которыми он понимает основу теоретического или практического познания. Так, за проявлениями полиморфности автор выделяет принципы контроля как отрасли научных знаний и теоретического познания и принципы контроля как вида практического познания (принципы организации, осуществления и этики).
Учитывая специфику внутреннего аудита как вида контроля, целесообразно разделить его принципы на основополагающие (теоретическая составляющая) и методологические (принципы проведения и организации). При этом основополагающие принципы отражают сущность внутреннего аудита как общественного явления, а методологические — является основой его практики.