Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Стабилизационный фонд России: функции и оценка эффективности их выполнения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Стабилизационный фонд РФ — сущность и цель образования. 5
1.1. Экономическая сущность и функции стабилизационного фонда 5
1.2. Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ 12
Глава 2. Анализ развития и эффективности использования стабилизационного фонда. 15
2.1. Анализ использования стабилизационного фонда 15
2.2. Оценка эффективности использования стабилизационного фонда 19
Заключение 22
Литература 24
Приложения 26

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Государства — экспортеры нефти и газа, получая доходы от экспорта, со временем накапливают избыточные ресурсы. Страны с хроническим профицитом торгового баланса также сталкиваются с постоянным накоплением валютных резервов (например, Китай). Так, ряд стран начали создавать специализированные суверенные фонды, которые решают ряд важных задач. Аккумулирование излишков и инвестирование этих средств за пределами национальных рынков позволяет контролировать инфляцию, диверсифицировать национальные золотовалютные резервы, накапливать средства для будущих поколений. Средства различных суверенных фондов начали инвестироваться в 20-м веке для получения дополнительного дохода, в результате чего к началу XXI в. их объем стал соизмерим с международными резервами центральных банков.
Целью данной работы является анализ и оценка эффективности выполнения функций Стабилизационного фонда России.
Для достижения цели работы перед автором ставятся следующие задачи:
— рассмотреть экономическую сущность и функции стабилизационного фонда;
— изучить Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ;
— провести анализ использования стабилизационного фонда;
— дать оценку эффективности использования стабилизационного фонда.
Предмет работы – методы оценки эффективности функционирования суверенных фондов в РФ.
Объект работы — Стабилизационный фонд РФ.
В данной работе проведен обзор отечественного и зарубежного опыта функционирования крупнейших суверенных фондов в мире, проанализирована текущая государственная финансовая политика и обзор дискуссий в области направлений расходования излишков средств ФНБ, превышающих законодательно установленный порог в 7% ВВП. В результате сформулированы рекомендации по формированию инвестиционной политики с учетом зарубежного опыта и особенностей российской экономики.
Ключевые слова: суверенный фонд, инвестиции, Фонд национального благосостояния, инвестиции.
Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении отметим, что с учетом объемов финансовых резервов, которые Россия способна накапливать в суверенных фондах в периоды между финансовыми кризисами, нашей стране следует инвестировать средства ФНБ в ликвидные активы с умеренной ожидаемой доходностью, превышающей инфляцию, с расчетом на то, что в периоды кризисов будет необходимо в среднем 100 млрд долларов США (в перспективе надо поправку на инфляцию). На наш взгляд следует акцентировать внимание на инфраструктурных проектах и предложениях Министерства экономического развития, выбирая идеи, имеющие потенциал развивать несырьевую экономику и несырьевой экспорт.
Проблемой инвестиций в инфраструктурные проекты является низкое качество финансового и инвестиционного менеджмента, коррупция и неэффективность модели государственного управления в этой области. С нашей точки зрения гипотетическая проблема ускорения темпов инфляции в современных условиях не является критической, поскольку на мировую экономику достаточно сильно давит технологический прогресс, снижая цены по всей мировой экономике и удерживая общий уровень роста цен на границе дефляции даже при нулевых процентных ставках и агрессивном монетарном стимулировании экономического роста.
С учетом того, что с 2008 г. в мире не было рецессии, вероятность ее наступления в 2020-2021 гг. крайне высокая, следовательно, Россия рискует столкнуться со значительным снижением внешнего спроса и вероятного падения цен на энергоносители, поэтому в таких условиях, с нашей точки зрения следует делать акценты на усилении ликвидности и надежности активов, в которые инвестируются средства ФНБ, жертвуя определенным процентом рентабельности инвестиций. При этом, в случае принятия решения инвестирования средств в инфраструктурные проекты с реализацией на территории РФ, необходимо отдавать предпочтение проектам с минимальными сроками окупаемости. Кроме этого, следует принимать во внимание то, что вопросы повышения эффективности контроля над реализацией инфраструктурных проектов в части качественного и целевого использования средств лежат в политической (не экономической и не финансовой) плоскости и сильно связаны с проблемами коррупции в РФ, с которыми активно борются зарубежные страны. Мы полагаем, что в современных российских условиях все усилия по решению данного вопроса без проведения масштабных реформ в области политической, судебной и законодательной систем не приведут к достижению достаточного уровня прозрачности и экономической эффективности процесса управления средствами ФНБ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Стабилизационный фонд РФ — сущность и цель образования.

1.1. Экономическая сущность и функции стабилизационного фонда

Примерно с 2007 г. суверенные фонды были признаны мировым сообществом, как важные участники международной валютно-финансовой системы [Зайцев С.В., Сармин А.И., 2016]. В настоящее время они, безусловно, играют большую роль в развитии мировой экономики. По данным Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) на середину 2019 г. в мире насчитывается почти 80 суверенных фондов [3].
Успешные суверенные фонды мира всегда ищут новые возможности для повышения эффективности своих инвестиций, выбирая не только традиционные, но и новые инвестиционные продукты, которые обладают высоким уровнем доходности и риска, а также низкой ликвидностью. Согласно отчету International Forum of Sovereign Wealth Fund, за последние несколько лет уменьшилась доля инвестиций средств суверенных фондов в безопасные активы в пользу более рискованных. В основном капитал перетекает в финансовый и технологические сектора. Например, в 2016 г. инвестиции в высокотехнологичные компании составили 19% от числа сделок и 33% объема инвестированных средств. Перечисленные тенденции происходят в результате беспрецедентно низких процентных ставок, сверхмягкого денежно-кредитного регулирования ведущих мировых центробанков и периода избыточной ликвидности на финансовых рынках. Денег в мире очень много, что приводит к дискуссиям о раздувании финансовых пузырей с одной стороны, и к обсуждениям выбора оптимальных стратегий инвестирования с другой.
В этом смысле Россия — не исключение, поскольку в последние несколько лет для нашей страны сложились очень благоприятные внешние экономические условия, которые привели к тому, что в стране накопился существенный объем золотовалютных резервов. Следом за этим, во второй половине 2019 г. активизировалась дискуссия по поводу стратегии управления средствами фонда национального благосостояния России (ФНБ). Сравнительно невысокие темпы роста экономики РФ на фоне профицитного бюджета и стабильно накапливающихся валютных резервов сделали эту дискуссию достаточно публичной и актуальной. Предметом дискуссии стало то, что на конец 2019 г. объем средств ФНБ превысил отметку 7% ВВП, а его ликвидная часть по оценкам Минфина в 2020 г. продолжит расти [10], в результате чего ее размер превысит 7% ВВП и будет активировано правило, при котором станет возможным тратить избыточные резервы фонда.

 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования стабилизационного фонда 5
1.1 История формирования 5
1.2 Сущность стабилизационного фонда 6
2 Анализ деятельности стабилизационного фонда 10
2.1 Общее описание результатов деятельности 10
2.2 Разделение Стабфонда на Резервный фонд и ФНБ 14
2.3 Ключевые аспекты объединения резервного фонда и фонда национального благосостояния 16
Заключение 25
Список использованных источников 28

 

  

Введение:

 

Важной задачей, которую призваны решать специальные государственные фонды, является обеспечение стабильности экономического развития стран, чей бюджет сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка. Они являются одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, которые позволяют снизить инфляционное давление, уменьшить зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров, предотвращать развитие «голландской болезни».
Для России эта задача, бесспорно, считается главной и важной. Суверенные фонды благосостояния формируются в тех странах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.
Страны, формирующие суверенные фонды благосостояния, могут преследовать разные цели. Из числа общих можно выделить такие, как использование средств фонда для покрытия дефицита государственного бюджета в момент неблагоприятной внешней конъюнктуры, накопление сбережений для будущих поколений, реализация определенной государственной политики посредством инвестиций из средств фонда. Такое руководство накопленными фондами во благо национальных интересов страны может рассматриваться как новый финансовый инструмент, расширяющий возможности макроэкономического регулирования экономики.
В России отдельные вопросы, связанные с созданием суверенного фонда изучены в работах М.В. Данилиной, М.Ю. Копейкина, A.JI. Кудрина, A.B. Улюкаева.
Цель работы – анализ деятельности стабилизационного фонда.
Задачи работы:
Объект исследования – стабилизационный фонд.
Предмет исследования – деятельность стабилизационного фонда.
Методы исследования: сбор информации, анализ, синтез.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В 2001 году В. Путиным была высказана идея создания фонда в составе федерального бюджета России для страховки от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Основной целью создания Стабилизационного фонда, закрепленной в Бюджетном кодексе, стало обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) федерального бюджета при уменьшении доходов в случае снижения цены на нефть ниже определенного законом уровня.
В 2008 году Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд фактически сохранил функции Стабилизационного фонда, а на Фонд национального благосостояния были возложены обязательства по финансовой поддержке отечественной пенсионной системы. Резервный фонд Российской Федерации был сформирован 1 февраля 2008 года.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Формирование Резервного фонда происходит за счет:
— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
— доходов от управления средствами Резервного фонда. Датой формирования Фонда национального благосостояния России (ФНБ) считается 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда. ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Формирование Фонда национального благосостояния происходит за счет:
— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
— доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Одними из проблемных вопросов сегодняшнего дня, являются вопросы системы управления средствами суверенных фондов и стратегии управления средствами ФНБ.
Средства российских суверенных фондов размещаются на счетах по учету средств фондов в разрешенной иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов), открытых в Центральном банке РФ на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ. За пользование денежными средствами, размещенными на счетах суверенных фондов благосостояния, Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета.
Центральный банк РФ выступает основным агентом Минфина России по управлению средствами фондов. Важно отметить, что действующая система обеспечивает иммунитет средств фондов от взыскания или ареста по судебным требованиям иностранных организаций к Российской Федерации. Информация по использованию средств фондов Центральным банком РФ не находится в открытом доступе, что не дает возможности определить реальную эффективность управления этими средствами. За пользование средствами фондов Центральный банк РФ выплачивает проценты, равные величине средней доходности виртуальной модели портфеля.
Инвестирование средств фондов должно осуществляться исходя из принципов диверсификации и надежности финансовых инструментов. Целесообразно привлечение к управлению средствами Фонда национального благосостояния специализированных финансовых организаций.
Необходимо также повысить прозрачность механизма управления и предпринять попытку избежать косвенной стратегии управления средствами фондов, которая существует потому, что финансовые активы с высоким уровнем риска (долговые обязательства и акции юридических лиц и паи инвестиционных фондов) не входят в перечень активов, разрешенных для проведения с ними операций Банком России.
Существует необходимость разработки более четкой и определенной стратегии управления и использования средств ФНБ, которая позволила бы обеспечить сохранность и увеличение активов ФНБ.
Таким образом, хотелось бы отметить, что модернизацию российской экономики, курс на которую твердо взят руководством страны, сложно представить без использования накопленного за рубежом опыта и современных технологий. Грамотное инвестирование собственных средств, аккумулированных в суверенных инвестиционных фондах, в наиболее привлекательные зарубежные активы могло бы стать значимым фактором развития высокотехнологичных отраслей экономики России.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты формирования стабилизационного фонда
1.1 История формирования

На начало XXI в. стабилизационные фонды и подобные им накопления существовали уже в 15 регионах или государствах. Рассмотрим историю создания таких фондов, основные механизмы и принципы их работы, порядок расходования и накопления средств и управление их активами. Данный раздел опирается на материалы, взятые из работ ООН и Международного валютного фонда [16].
Фонды финансовых ресурсов, существующие в разных странах мира и формирующиеся за счет избыточных или дополнительных доходов бюджета, можно разбить на три категории:
1) стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);
2) фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа — Новая Гвинея);
3) бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).
Третий тип фондов связан с накоплением доходов во время профицита бюджета и дополнительными источниками для сбережений государства. Такие фонды создаются, чтобы стабилизировать госрасходы во время спада экономики и неблагоприятной для страны ситуации на мировых рынках сырья.
Основа первых двух типов — накопление части дохода от экспорта полезных ископаемых или других невозобновимых ресурсов. Эти два типа фондов различаются по своим целям.
Собственно стабилизационные фонды создаются для того, чтобы сглаживать колебания в расходах и доходах госбюджета и дополнительно финансировать госрасходы там, где ведется добыча полезных ископаемых.
Фонд будущих поколений тратится после истощения месторождений природного ресурса. Такие фонды используются и для выплат компенсаций жителям районов, в которых ведется добыча полезных ископаемых. И в этом случае компенсация выступает в виде ренты.
Бывает, что фонды служат нескольким целям. Подобными фондами обладают такие страны и регионы, как Кувейт, Норвегия, Папуа — Новая Гвинея, Альберта (Канада), Аляска (США).

1.2 Сущность стабилизационного фонда

«Стабилизационный фонд – форма денежного фонда, образуемая в соответствии с законодательством РФ. Представляет собой обособленные в бюджетной системе финансовые средства, управляемые и используемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования приоритетных направлений экономики государства» [7].
Многообразие форм бюджетных фондов позволяет разделить их на:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы