Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Средства выражения эмоций и оценки в повседневной русской речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ОЦЕНКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ 5

1.1 Особенности разговорной речи в русском языке 5

1.2 Эмоциональность и оценочность в повседневной русской речи 7

1.2.1 Понятие «эмоция» и ее классификация 7

1.2.2 Функции эмоций 10

1.2.3 Оценка как объект лингвистики 12

ГЛАВА 2 ЛИНГВИСТИЧЕСИЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИЙ И ОЦЕНКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ 15

2.1 Языковые особенности выражения эмоций в повседневной русской речи 15

2.1.1 Вербальные средства выражения эмоций 15

2.1.2 Невербальные средства выражения эмоций 17

2.2 Способы репрезентации оценки в повседневной русской речи 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

  

Введение:

 

Переход к теории антропоцентричности языка обуславливает интерес и необходимость более детального изучения его эмотивной и оценочной функций. Образ человека в языке изучается через категории языковой личности и концепта. Вербальное выражение эмоций и оценки всё чаще становится предметом исследования в когнитивной лингвистики.

Прежде всего, оценочность и эмоциональность рассматривались в работах таких ученых, как К. Изард, Е.М. Вольф, Р.Р. Данилова, Е.П. Ильин, В.В. Квашина, В.И. Шаховский.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные эмоциональности и оценочности в языке, вопрос о возможностях отражения эмоционального в языке остаётся нерешенным. Открытым и дискуссионным являются категория эмоции и оценки в повседневной речи, так как в основном изучением эмоциональности и оценочности многие лингвистиы занимались на материале письменно речи, который находится в открытом доступе: СМИ, Интернет. Однако разговорная речь дает обширный материал для анализа данной проблемы. Этим и обуславливается актуальность данного исследования.

Цель исследования заключается в изучении средств выражения эмоций и оценки в повседневной русской речи.

Достижению поставленной цели способствует реализация следующих задач:

— рассмотреть особенности разговорной речи в русском языке;

— уточнить объем понятия «эмоция» и «оценка» и рассмотреть их классификацию;

— определить средства выражения эмоций и оценки в повседневной русской речи.

Объектом исследования выступают категория эмоций и оценки в повседневной русской речи.

Предметом исследования являются способы выражения эмоций и оценки в повседневной русской речи.

В ходе исследования использовались следующие методы: метод теоретического анализа текста, описательный (для характеристики эмоциональности и оценочности), аналитический (для выявления особенностей разговорной речи).

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы в школьной практике (приобщение школьников к национальной литературе и культуре), в процессе разработки занятий по лингвистическому анализу текста, при подготовке к практическим занятиям для изучения курсов культуры речи, современный русский литературный язык, стилистики и русской диалектологии, а также при подготовке различных лингвистических курсов по выбору.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

1. Разговорная речь – это употребление литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения для обмена информацией и для выражения окружающим своих чувств и мыслей.

Разговорная речи имеет свои отличительные черты на фонетическом (качественная редукция гласных, выпадение отдельных согласных или их сочетаний в разных позициях, эллипсис слогов), лексическом (нейтральная лексика, разговорные слова, жаргоны, просторечия, диалектизмы, бранная лексика), синтаксическом (не все сегменты речевого потока являются предложениями) уровнях.

2. Эмоции можно рассматривать как форму отражения человеческой психологической деятельности, как способ выражения внутреннего мира человека и как значительный фрагмент национальной картины мира.

Не существует единой классификации эмоций. На наш взгляд, классификация К. Изарда является наиболее точной, которая включает 10 основных эмоциональных состояний человека: радость, страх, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, смущение, интерес.

Эмоции выполняют ряд функций: внутриличностные (помогают нам действовать быстро с минимальным осознанием, подготавливают организм к немедленным действиям, влияют на мысли , мотивируют будущее поведение), межличностные (облегчают конкретное поведение у воспринимающих, сигнализируют о характере межличностных отношений, обеспечивают стимулы для желаемого социального поведения), социальные и культурные.

Выражение эмоций в разговорной речи может быть вербальным и невербальным. К вербальным способам выражения эмоций относятся: лексические (слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей; многозначные слова, получившие эмоциональную окраску при переносном употреблении; слова, передающие различные оттенки), морфологические (междометие, модальные слова, частицы), синтаксические (обособленные конструкции, риторические вопросы) способы. К невербальным средствам выражения эмоций относят мимику и жесты.

3. Оценка является неотъемлемой частью процесса отражения действительности. В процессе познания окружающего мира мы оцениваем факты и явления, что находит отражение в языке.

В категории оценочности выделяется положительная, нейтральная и отрицательная оценка, которые в речи могут быть выражены различными средствами. Основными средствами выражения оценочности в разговорной речи являются следующие: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование грубых, стилистически сниженных слов, нейтрально окрашенных слов, фразеологических оборотов, предикативов, релятивов, местоименных слов, междометий.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ОЦЕНКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

1.1 Особенности разговорной речи в русском языке

По определению О.А. Лаптевой, разговорная речь – это «разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение и выполняющая функции общения и воздействия». В разговорной речи отражается повседневная жизнь людей, многообразие человеческих отношений; ее можно рассматривать как один из видов человеческой деятельности [14, с. 407].

Исследователи разговорной речи (Е.А. Земская, О.Б. Сиротинина, О.А. Лаптева и др.) подробно изучили и описали все ее особенности, которые получили отражение на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом [6, с. 19].

Лексика в разговорной речи используется преимущественно нейтральная. К лексическим же особенностям в ней отнесены следующие:

1. Наличие специфических номинаций:

а) неодносложные наименования с расширенным семантическим значением: чем завязать, во что завернуть, чем писать;

б) слова-конденсаты: зачетка = зачетная книжка, коммуналка= коммунальная квартира;

в) релятивы: ужас, кошмар;

г) предикативы: бряк, того;

е) десемантизированные слова: вещь, дело, петрушка, история (Как можно говорить такие вещи? И куда мы эту петрушку денем? И как ты вляпался в эту историю?);

ж) метонимические номинации: вон синий халатик идет (женщина в синем халатике);

з) широкая метафоризация: оторвать, отхватить, достать = купить что-то дефицитное [6, с. 107].

2. Современная разговорная речь характеризуется неоднородностью лексического состава. Говорящие используют в повседневном общении не только нейтральные и выше названные разговорные слова, но и общекнижные слова, и узкоспециальные термины, и жаргоны, и диалектизмы, и просторечия, а иногда и бранную лексику.

Общеизвестно, что разговорная речь в своѐм строении свободнее письменной речи. Однако эта «свобода» относительная, о чѐм, в частности, свидетельствует наличие в разговорное речи «шаблонных фраз», «фразеологизированных предложений», несвободных по синтаксическому строению предложений. Например, столкнулся с проблемой; держи нос по ветру.

Наиболее ярко специфика разговорной речи проявляется на синтаксическом уровне. Разговорная речь представляет собой речевой поток, расчленить который на предложения не всегда просто. Предложение как основная синтаксическая единица выделяется в кодифицированном литературном языке и характеризуется следующими признаками: предикативность (выраженность категорий модальности и времени), наличие связей между компонентами, смысловая и интонационная завершенность. В разговорной речи далеко не все сегменты речевого потока являются предложениями. Например, одна предикативная единица может в конкретной ситуации распадаться на несколько самостоятельных интонационных фрагментов: (двое приятелей договариваются о встрече) А. Встречаемся завтра Б. В пять А. На Пушкинской.

Фонетическая система разговорной речи также имеет свою специфику, которые проявляется в особенностях реализации и сочетаемости фонем. Так, в разговорной речи возможна качественная редукция (вплоть до нулевой) гласных (включая и гласные верхнего подъема) в любом по отношению к ударному слоге (с(у)повой набор, он прос(и)т), выпадение отдельных согласных или их сочетаний в разных позициях (хо(д)ит, смо(т)рите, (з)начит, (здр)асьте), эллипсис слогов и еще больших участков речевой цепи, ведущий к перестройке слоговой и ритмической структуры слова (с кем-нибудь – [с к’эмн’ит’], какие-то – [к’ит]) [21].

Таким образом, разговорная речь служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке; используется в повседневных беседах. Это легкая речь, отличающаяся непосредственностью. Здесь нет никаких установленных правил, что и делает ее уникальной.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы