Курсовая с практикой на тему Средства развития универсального учебного действия осознания границы знания и незнания в период обучения грамоте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ОСОЗНАНИЯ ГРАНИЦЫ ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 7
1.1.Сущность понятия универсального учебного действия определения границы знания и незнания 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования универсального учебного действия осознания границы знания и незнания у младших школьников 9
1.3. Содержание универсального учебного действия определения границы знания и незнания в период обучения грамоте 16
Вывод по главе 1 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОСОЗНАНИЯ ГРАНИЦЫ ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 26
2.1. Анализ учебно-методической литературы и статей, посвященных решению проблемы формирования УУД осознания границы знания и незнания у младших школьников в период обучения грамоте 26
2.2 Анализ вариативных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку для начальных классов с точки зрения их потенциала в формировании УУД осознания границы знания и незнания 29
2.3. Методические рекомендации для учителей по развитию УУД осознания границы знания и незнания у младших школьников в период обучения грамоте 34
Вывод по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Введение:
Актуальность работы заключается в решении одной из самых значимых проблем педагогики и методики — повышение эффективности образовательного процесса. И если ранее существовавшая концепция знаниевого подхода предлагала для решения данной проблемы передачу необходимого объема знаний, то на современном этапе развития педагогической науки этого недостаточно. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта главной целью начального общего образования становится не усвоение суммы знаний, а освоение способов их получения. Это означает, что, помимо приобретения знаний и умений, важнейшей задачей современного образования является формирование способности к учебно-познавательной самостоятельности, стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию, то есть развитию активной самостоятельной личности.
В соответствии с новым образовательным стандартом целью обучения каждому предмету является развитие у ребенка умения учиться самостоятельно, то есть его психическое и личностное развитие. Оно формируется тогда, когда ребенок выполняет универсальные учебные действия (далее УУД). А.Г. Асмолов дает следующее определение: «Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [1].
Безусловно, каждый из учебных предметов, изучаемых в начальной школе, направлен на формирование тех или иных групп универсальных учебных действий. Однако, несравненно велик потенциал именно русского языка как учебного предмета для развития личности учащихся. Русский язык занимает центральное место в учебном плане начальной школы, на него отводится больше половины всех учебных часов. Это обусловлено тем, что русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. Уровень овладения русским языком в период обучения грамоте определяет успешность овладения всеми школьными предметами и в целом качество образования
На уроках русского языка в период обучения грамоте в системе универсальных учебных действий центральное место занимает рефлексивное учебное действие осознания границ знания и незнания. Это во многом обусловлено особенностями младшего школьного возраста, являющегося сензитивным периодом для формирования учебных рефлексивных действий, а также структурой учебной деятельности на современном уроке русского языка. Из структуры учебной деятельности вытекает необходимость умения осознавать разрыв между известным и неизвестным для поиска рационального выхода из ситуации познавательного затруднения, постановки и решения учебных задач и определения цели своей деятельности.
Трудно переоценить значимость умения осознавать границу собственного знания и незнания, ведь не осознавая разрыв в собственных знаниях, ребенок не будет испытывать потребности в получении новых. Поскольку именно уроки обучения грамоте предоставляют широкие возможности для развития универсального учебного действия осознания границы знания и незнания, перед учителем начальных классов возникает педагогическая проблема поиска средств их формирования.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях реализации образовательного стандарта начального общего образования нового поколения одним из основных направлений развития школьного образования является становление учебно-познавательной самостоятельности детей. Одним из компонентов развития познавательной самостоятельности младшего школьника авторы вариативных систем обучения в начальной школе Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. С. Соловейчик и др. считают учебную рефлексию.
Анализ литературы по теме показал, что несмотря на наличие достаточного количества материала, накопленного в педагогике и психологии по теме формирования рефлексивных универсальных учебных действий, проблема развития умения осознавать границу знания и незнания остается актуальной. В частности, не выявлены средства формирования вышеуказанного учебного действия на уроках русского языка в период обучения грамоте.
В связи с этим, объектом исследования является процесс формирования универсального учебного действия осознания границы знания и незнания. Предмет исследования – средства обучения русскому языку, способствующие формированию универсального учебного действия осознания границы знания и незнания.
Гипотеза исследования состоит в том, что условия развития учебной рефлексии определяют эффективность формирования у младших школьников универсального учебного действия осознания границы знания и незнания в период обучения грамоте.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения психологической и методической литературы, собственных исследований в данной области выявить эффективные средства формирования рефлексивных универсальных учебных действий у младших школьников, в частности, универсального учебного действия осознания границы знания и незнания в период обучения грамоте.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— исследовать сущность универсального учебного действия осознания границы знания и незнания;
— исследовать содержание формирования универсального учебного действия осознания границы знания и незнания на уроках русского языка в период обучения грамоте, дать теоретическое обоснование необходимости его формирования
Заключение:
Любому учебному предмету уделено особое внимание при формировании соответствующих УУД. Способность к обучению, сформированность действий, являющихся универсальными в учебном плане, способствует тому, что совокупность, представленная познаниями, умениями и навыками, может быть освоена удачно в автономном режиме, включительно с организацией усвоенного материала. Так, к примеру, универсальным учебным действиям присуще наличие первоочередного значения по отношению к узкопредметным познаниям и способностям.
Роль главного звена в предметном изучении отведена учебной работе, связанной с намеренным, интенсивным усвоением общественных навыков со стороны учащихся. Развитие личностных умений к существованию в качестве познающего субъекта, способности к применению ресурсов среды в ходе решения задач высокой важности, происходит тогда, когда работа, связанная с критериями учебных ситуаций, характеризуется целенаправленностью.
Соответственно, выбирая и структурируя учебное содержание, от педагога требуются гарантии того, что учебные задачи будут системными, направленными на то, чтобы интегрировать учащихся в систему учебной работы и обеспечить формирование у них универсальных учебных действий, представленных личностными, регулятивными, познавательными, знаково-символическими, коммуникативными. В качестве итога данной целенаправленной деятельности производится оценивание усвоенных познаний, умений и способностей, в отношении которых происходит сложение, использование и сохранение в структуре интенсивных действий учащихся. То, насколько качественно был усвоен материал, оценивается на основе разнообразия и типологического характера УУД.
Для того, чтобы учащиеся грамотно поставили перед собой конкретную учебную задачу, они должны определить, что им известно по теме, а какими знаниями они не обладают. Данный процесс подразумевает, что ученик должен быть предельно честным, прежде всего, не перед учителем, а перед самим собой, поскольку многие дети младшего школьного возраста стесняются или боятся признаться учителю в том, что чего-то не знают, потому что опасаются негативной реакции и порицания в ответ. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что за честность их никто не накажет, а честное признание границ собственного знания (в данном случае – его ограниченности незнанием) будет способствовать лучшему усвоению нового материала в дальнейшем.
Данный этап направлен на актуализацию у учащихся тех знаний, умений и деятельностных способов (как предметных, так и метапредметных), использование которых возможно, когда дети «открывают» для себя новые знания, занимаются выполнением самостоятельных или проверочных работ. Исследование границ знания и незнания способствует подготовке мышления учащихся, что способствует осознанному формированию потребности строить учебные действия.
Для успешной реализации указанных требований необходимым компонентом являются такие действия со стороны учащихся:
— воспроизведение и фиксация знаний, умений и навыков, которые достаточны для того, чтобы построить новый способ действия;
— активизация соответствующих мыслительных операций, представленных анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, аналогией и т.д., а также познавательных процессов, представленных вниманием, памятью и т.д.
Часто этап актуализации сопровождается самостоятельным выполнением учащимися индивидуального задания, в ходе которого необходимо применить новое знание, которое планируется изучить в ходе данного урока, для того, чтобы зафиксировать возникшие затруднения, а также найти причину того, почему они возникли, обосновать их.
В связи с этим, при определении границ знания и незнания учебная задача должна в качестве опоры обращаться к выявленным ранее противоречиям, затруднениям, «дефициту знаний и умений». Соответственно, ее постановка должна происходить следующим образом:
— для учебной задачи должна быть характерна направленность на то, чтобы как можно быстрее осуществить ориентацию учащихся на то, чтобы найти новый способ действовать;
— неотъемлемой частью учебной задачи должно быть наличие мотивации к познавательной деятельности;
— решая учебную задачу, учащиеся должны стремиться к осознанию необходимости и рациональности, присущих новому знанию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ОСОЗНАНИЯ ГРАНИЦЫ ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1.1.Сущность понятия универсального учебного действия определения границы знания и незнания
Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе должно осуществляться с учетом специфики методологии познания мира в различных учебных предметах на предметном, межпредметном и надпредметном уровнях [7]. Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, получать учениками новые знания.
В значительной степени мотивирует учащихся принимать активное участие в организации урока осознание того, что не следует бояться ошибиться, отсутствие страха неполучения правильного результата с первого раза, «глупого» ответа на вопрос. Это достигается в том случае, когда учащийся понимает, что он знает, а чего – нет. Это приводит к формированию особых УУД, связанных с определением границ, присущих собственному «знанию-незнанию».
Для того, чтобы учащиеся грамотно поставили перед собой конкретную учебную задачу, они должны определить, что им известно по теме, а какими знаниями они не обладают. Данный процесс подразумевает, что ученик должен быть предельно честным, прежде всего, не перед учителем, а перед самим собой, поскольку многие дети младшего школьного возраста стесняются или боятся признаться учителю в том, что чего-то не знают, потому что опасаются негативной реакции и порицания в ответ. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что за честность их никто не накажет, а честное признание границ собственного знания (в данном случае – его ограниченности незнанием) будет способствовать лучшему усвоению нового материала в дальнейшем.
Данный этап направлен на актуализацию у учащихся тех знаний, умений и деятельностных способов (как предметных, так и метапредметных), использование которых возможно, когда дети «открывают» для себя новые знания, занимаются выполнением самостоятельных или проверочных работ. Исследование границ знания и незнания способствует подготовке мышления учащихся, что способствует осознанному формированию потребности строить учебные действия.
Для успешной реализации указанных требований необходимым компонентом являются такие действия со стороны учащихся:
— воспроизведение и фиксация знаний, умений и навыков, которые достаточны для того, чтобы построить новый способ действия;
— активизация соответствующих мыслительных операций, представленных анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, аналогией и т.д., а также познавательных процессов, представленных вниманием, памятью и т.д.
Часто этап актуализации сопровождается самостоятельным выполнением учащимися индивидуального задания, в ходе которого необходимо применить новое знание, которое планируется изучить в ходе данного урока, для того, чтобы зафиксировать возникшие затруднения, а также найти причину того, почему они возникли, обосновать их.
В связи с этим, при определении границ знания и незнания учебная задача должна в качестве опоры обращаться к выявленным ранее противоречиям, затруднениям, «дефициту знаний и умений». Соответственно, ее постановка должна происходить следующим образом:
— для учебной задачи должна быть характерна направленность на то, чтобы как можно быстрее осуществить ориентацию учащихся на то, чтобы найти новый способ действовать;
— неотъемлемой частью учебной задачи должно быть наличие мотивации к познавательной деятельности;
— решая учебную задачу, учащиеся должны стремиться к осознанию необходимости и рациональности, присущих новому знанию.
Таким образом, отождествление постановки учебной задачи урока и определения его темы является абсолютно неправильным. Учитель должен помогать ученикам начальных классов в формулировании темы, поскольку они вряд ли способны к полностью самостоятельному выполнению данной учебной задачи. Так, работа в пределах данной деятельности изначально является управляемой со стороны учителя, и по мере того, как учащиеся станут обогащать свой опыт деятельности в учебе, они будут становиться все более самостоятельными в определении учебных задач урочного процесса.
1.2. Психолого-педагогические условия формирования универсального учебного действия осознания границы знания и незнания у младших школьников
Ученик выступает своего рода предметом изменений в учебной деятельности. Образование направлено на развитие способности ребенка к рефлексии, оцениванию прошедшего и того, что стало. Совершенно новым для ребенка является процесс собственного изменения. Главным в учебе является собственная оценка достигнутого, что является предметом учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин представляет структуру учебной деятельности младших школьников, включающую «мотивацию учения, как систему побуждений, которая заставляет ребенка учиться и придает учебной деятельности смысл; учебную задачу, то есть систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; учебные действия, с помощью которых усваивается учебная задача и которые ученик осуществляет на уроке (специфические для каждого предмета и общие); действия контроля, включающие действия, с помощью которых контролируется ход усвоения