Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Средства и методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста посредством корригирующей гимнастики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Анaтoмo-физиoлoгичecкие особенности у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста посредством корригирующей гимнастики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Функциональные нарушения осанки, плоскостопие и сколиозы относятся к наиболее распространенным отклонениям в скелетно-мышечной системе у детей старшего дошкольного возраста. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о массовом характере функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) – нарушениях осанки в сагиттальной плоскости с увеличением и уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба, а также заболеваний позвоночника у детей дошкольного возраста [2, 3].
За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, что требует целенаправленной разработки технологии корригирующей гимнастики для таких детей [8].
В специальной научно-методической литературе отмечено многочисленные взаимосвязи между нарушениями опорно-двигательного аппарата, сопровождающимися деформацией позвоночника, изменениями топографии и морфологии костных элементов позвоночника, грудной клетки и таза, и нарушением нормальной иннервации внутренних органов грудной и брюшной полости [15, 22]. Также указано негативное влияние нарушений опорно-двигательного аппарата на состояние здоровья, работоспособность отдельных органов и систем ребенка, прежде всего сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной, вегетативной и пищеварительной систем [3].
В течение последних десятилетий накоплен массив научных знаний по проблеме коррекции опорно-двигательного аппарата у различных категорий населения, однако вопрос применения корригирующей гимнастики с целью профилактики этих нарушений у детей старшего дошкольного возраста требует дальнейшего рассмотрения.
Цель исследования – проанализировать применение корригирующей гимнастики для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
Предмет исследования – средства и методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно нарушений опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности применения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, индукция, дедукция, сравнение.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры, реабилитологам, инструкторам корригирующей физической культуры, воспитателям, преподавателям в фитнес-центрах, спортивных школах для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста для улучшения их функционального состояния.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Результаты системного анализа научно-методической литературы и практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема коррекции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. На фоне прогрессирования снижения двигательной активности является обострение проблемы распространения функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Сколиоз и функциональные нарушения осанки относятся к наиболее распространенным отклонениям в скелетно-мышечной системе у детей дошкольного возраста. За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, что требует целенаправленного использования корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Несмотря на активный поиск методов и средств коррекции, их эффективность остается недостаточной. Большинство исследований акцентирует внимание уже на последствиях развитой патологии, что, вероятно, и обуславливает недостаточную эффективность профилактических мероприятий для данного контингента детей.
2. Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата рекомендуется комплексный подход, который включает корригирующую гимнастику, пассивную коррекцию, самовытяжение позвоночника и специальные упражнения для формирования мышечного корсета. Проанализированные результаты не дают однозначный вывод о значимости восстановительного эффекта различных средств корригирующей гимнастики в комплексе профилактических мероприятий, что требует дальнейшего изучения.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

Как отмечают специалисты [5, 8, 9], опорно-двигательный аппарат выполняет множество функций, важнейшие из которых – обеспечение опоры, защиты и движений тела человека. Каждая из них обеспечивается различными биологическими и, в частности, морфологическими структурами. В связи с этим, многие морфологические образования скелета и мышечной системы, как правило, участвуют в реализации целого комплекса морфофункциональных механизмов различных органов и систем.
Тесная связь между состоянием ОДА и состоянием здоровья детей доказано многочисленными исследованиями [15, 17, 19, 22], в которых отмечено, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА – обязательное условие нормального функционирования органов и систем, развития организма в целом, повышения физической работоспособности детей и укрепления их здоровья.
В контексте этой проблемы особенно важные вопросы формирования правильной осанки и опорно-рессорных свойств стопы у детей дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий, поскольку именно по этим характеристикам определяется функциональное состояние ОДА [16, 17, 20, 25].
Дошкольный возраст является важным этапом становления личности ребенка, формирования двигательных навыков, развития физических качеств, обеспечивающий условия нормального биологического развития [4, 10, 17, 36, 37]. Этот возрастной период отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма, а с другой — низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды [19].
Анализ литературных источников [38] дает основание утверждать, что в норме позвоночник имеет четыре физиологических изгиба, два из них – шейный и поясничный – направлены выпуклостью вперед (лордоз), а грудной и копчиковый – назад (кифоз).
Эти физиологические изгибы формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный лордоз возникает, когда ребенок поднимает голову и сохраняет эту позу; грудной кифоз формируется во время принятия положения сидя; поясничный лордоз и копчиковый кифоз появляются в процессе овладения навыками стояния и ходьбы [5, 32].
У детей дошкольного возраста происходит постепенное зарастание зон роста практически во всех позвонках за исключением крестца. Хрящевая ткань постепенно замещается костной тканью, позвоночник увеличивается в размерах и начинает приобретать свойства более надежной и жесткой структуры, которая способна выдерживать определенные биомеханические нагрузки. В возрасте трех лет уже отчетливо виден шейный лордоз, а физиологические изгибы отчетливо проявляются к шести-семи годам [32].
В шесть лет происходит зарастание ростковых зон между телами и дужками позвонков. В это же время происходит окостенение практически всех суставных отростков. Данное обстоятельство обуславливает возможность оценки состояния межпозвоночных отверстий на рентгенограмме позвоночника [24].
У детей связочный аппарат позвоночника является более эластичным и более растяжимым по сравнению с взрослыми. Такая высокая эластичность связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают повышенную подвижность позвоночника ребенка. Однако с другой стороны, слабая стабилизирующая функция межпозвонковых дисков, которая сочетается с повышенной растяжимостью связочного аппарата, может создавать предпосылки для появления нестабильности позвоночно-двигательного сегмента [23].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы