Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ защиты прав потребителей в Российской Федерации и ФРГ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 6
Глава 2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 11
Глава 3. Система защиты прав потребителей в Германии и ее отличие ее от российской системы 16
Заключение 25
Библиографический список 26
Введение:
Актуальность исследования обусловлена построением демократиче-ского правового государства в нашей стране, где права человека являются высшей ценностью. Права человека на жизнь и здоровье, которые напря-мую связаны с правами на качество продукции, относятся к числу консти-туционных прав. Именно поэтому изучение защиты этих прав, их эффек-тивности, а также выполнения государством обязательства по их защите имеет особую актуальность. Актуальность исследования прав потребите-лей обусловлена также фактом развития гражданского общества, рыноч-ных отношений, увеличением товарооборота, в том числе с зарубежными странами, и динамичным развитием предпринимательства. Принимая уча-стие в этих отношениях, потребитель выступает слабой стороной, посколь-ку не обладает соответствующими знаниями (о товарах, работах, услугах. их потребительские свойства и т.д.), не всегда могут одновременно гра-мотно осуществлять свои права. Контрагент потребителя является сильной стороной в этих отношениях, которая не всегда действует законно, полага-ясь на неосведомленность покупателя.
Действующее законодательство устанавливает определенные право-вые средства для обеспечения усиленной защиты прав потребителей. Од-нако большинство положений этого правового института не получили должного научного обоснования.
Как известно, в России законодательно определены структурные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществля-ющего государственный контроль и надзор за соблюдением законодатель-ства о защите прав потребителей и субъектов Российской Федерации, т.е. существует четкая вертикальная субординация. Кроме того, определены задачи местных органов власти и общественных организаций потребите-лей. В то же время отсутствует финансовая поддержка общественных объ-единений потребителей со стороны государства.
В Германии задачу представления интересов потребителей изна-чально взяли на себя неправительственные организации, финансирование которых осуществлялось государством, поскольку они выполняли задачи, представляющие общий интерес.
Юридическая практика показывает, что вопрос о привлечении про-давцов к ответственности за продажу товаров ненадлежащего качества до конца не решен, что приводит к многочисленным спорам. Поэтому данная тема является актуальной и своевременной.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена в основном боль-шим количеством нарушений при продаже товаров. Несмотря на то, что эта сфера регулируется большим количеством правовых норм, количество споров в этой категории немалое.
Цель исследования — провести сравнительный анализ защиты прав потребителей в Российской Федерации и Федеративной Республике Герма-ния.
Для осуществления данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Проанализировать законодательство РФ о защите прав потре-бителей;
2. Изучить правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей;
3. Рассмотреть систему защиты прав потребителей в Германии и ее отличие ее от российской системы.
Объект исследования являются правоотношения, складывающиеся между субъектами потребительского рынка Сравнительный в Российской Федерации и ФРГ.
Предмет курсовой работы – нормы регулирующие отношения в об-ласти защиты прав потребителей в Российской Федерации и ФРГ.
Методология исследования. Методологической основой дипломной работы является диалектический метод познания. При проведении иссле-дования использовался также ряд частно-научных методов: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и другие ме-тоды исследования.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что организация защиты прав потребителей в Германии и России довольно существенно отличаются, также как и цели консультирования потребителей.
В этом контексте перед немецкими экспертами стоит непростая зада-ча предложить российской стороне такую модель организации консульти-рования и информирования потребителей, которая не только дополнит существующую в России систему защиты прав потребителей, но и улуч-шит ее.
Национальная политика защиты прав потребителей должна быть си-стемной и согласованной с местными органами власти и общественными объединениями потребителей. Она требует постоянного совершенствова-ния и системного и целенаправленного подхода, учитывающего вопрос технического регулирования как инструмента защиты прав потребителей.
Последовательная и эффективная потребительская политика является важным фактором развития рынка, влияющим на повседневную жизнь граждан, способствующим повышению их благосостояния и создающим благоприятную деловую среду для реальных производителей материаль-ных благ и услуг.
На сегодняшний день в России существует система защиты прав по-требителей, хотя она еще не является полностью всеобъемлющей. Его необходимо завершить и постоянно совершенствовать. В первую очередь это касается защиты прав потребителей на муниципальном уровне. В настоящее время, в силу специфики законодательства о местном само-управлении, наиболее приближенные к населению органы местного само-управления фактически лишены права формировать и использовать фонды для реализации полномочий, возложенных законодательством о защите прав потребителей. В силу территориальной протяженности Российской Федерации, проблемой для примерно 40% населения, проживающего в отдаленных и сельских районах, является доступность источников право-вой потребительской помощи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей
На сегодняшний день развитие научной юридической мысли по пра-вовым вопросам формирования законодательства о защите прав потреби-телей в Российской Федерации представляет большой интерес. Однако ис-торико-правовой анализ отношений между продавцом и покупателем до настоящего времени выявил недостаточное внимание к этому вопросу со стороны российского законодателя.
Однако ситуация такова, что в последние годы количество дел, рас-сматриваемых в судах, по защите прав потребителей растет в геометриче-ской прогрессии.
Освещая вышеуказанные вопросы с точки зрения общих теоретико-научных знаний и сложившейся юридической практики, можно выделить следующие основные причины, объясняющие существенный пробел в пра-вовом регулировании отношений между покупателем и продавцом.
— Переход Российской Федерации к рыночной экономике был доста-точно болезненным, в связи с чем произошло разрушение прежней право-вой системы и отсутствие ориентиров в направлении создания новой си-стемы правовых норм, регулирующих правоотношения по защите прав потребителей.
— Отсутствовала теоретическая разработка и, соответственно, истори-ческий опыт разрешения споров между участниками этой части правоот-ношений.
Невозможно говорить о формировании и развитии законодательства о защите прав потребителей в России без упоминания истории создания и последующей деятельности государственного регулятора, которая в свою очередь определила роль государства и отразила исторические особенно-сти формирования законодательства в рассматриваемой нами сфере. Це-лью регулирующих органов в области защиты прав потребителей является создание оптимальных условий для устранения нарушений на потреби-тельском рынке, реализации рыночных отношений в сфере обращения то-варов и услуг, а также гарантирование защиты прав и законных интересов групп потребителей .
Благодаря слаженной и последовательной деятельности органов гос-ударственной власти к началу XXI века в Российской Федерации сложи-лась организованная система государственных институтов защиты прав потребителей, отвечающая современным реалиям рыночной экономики и руководствующаяся принципами верховенства закона. Однако, несмотря на это, количество преступлений в потребительской сфере не уменьшилось, функции регулирующих органов дублировались, а эффективность их дея-тельности не могла не подвергаться критике .
Это привело к рациональному реформированию системы и созданию Федеральной службы по защите прав потребителей и надзору в сфере бла-гополучия человека (известной как Роспотребнадзор) Министерства здра-воохранения и социального развития Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года. Функции контроля и надзора возложены на Роспотреб-надзор, т.е. в области санитарно-эпидемиологического надзора — вместо Министерства здравоохранения РФ, в области надзора за потребитель-ским рынком — на Министерство экономического развития и торговли, а в области защиты прав потребителей — на Министерство по антимонополь-ной политике и поддержке предпринимательства, которое подлежит упразднению.
Необходимо также отметить преобразование органа государствен-ной власти Российской Федерации в федеральный орган, в полномочия ко-торого не входят функции контроля и надзора.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. В целях дальнейшего совершенствования законодательства о защите прав потребителей законодатель должен учитывать специфику предпосылок принятия тех или иных актов, их правовую природу, а также практику их применения. Все это поможет определить единую и упрощенную страте-гию совершенствования правовой ситуации в сфере защиты прав потреби-телей, поскольку квалифицированный выбор стратегии, наряду с истори-ко-правовым опытом, определяет эффективность и результативность защи-ты прав и законных интересов потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей состоит из ряда зако-нов и нормативных актов. Правовой основой в этой области является За-кон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс Российской Федерации.
Именно эти законы регулируют большинство отношений, возника-ющих между потребителями и продавцами, исполнителями, производите-лями и импортерами. Они устанавливают права потребителей на приобре-тение качественных и безопасных товаров, работ и услуг.
Помимо вышеупомянутых законов, законодательство о защите прав потребителей включает в себя множество правил и перечней. Ряд законов в различных областях содержит положения, позволяющие потребителям эффективно защищать свои права в узком смысле. Например, в сфере до-левого строительства это Закон «Об участии в долевом строительстве мно-гоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
Помимо законодательства, на регулирование отношений между по-требителями и продавцами или исполнителями влияет судебная практика, которая опирается на опыт применения законодательства к определенным вопросам защиты прав потребителей. Такая практика включает в себя По-становление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потреби-телей», а также регулярные решения Конституционного суда, затрагива-ющие потребительскую тематику.
Чрезвычайно важной проблемой является просвещение граждан в области их потребительских прав. Незнание потребителями своих прав сводит на нет большинство гарантий защиты их прав и развязывает руки недобросовестным продавцам и производителям, которые часто созна-тельно полагаются на невежество гражданина. Знание следует понимать не только как знание того, что у потребителя есть права и что существуют за-коны, которые их защищают, но и как правильно осуществлять эту защи-ту.
Согласно социологическому опросу, проведенному Общероссийским общественным движением в защиту прав и интересов потребителей 2021 году, только 80% респондентов знают, что существует Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», в то время как 20% не знал о его существовании. На вопрос, какие права потребителей они знают, ре-спонденты ответили следующим образом: большинство были осведомлены об основных правах потребителей, таких как право на качество (96%), право на безопасность (72%). Гораздо меньшее число респондентов знали о существовании других прав: право на компенсацию причиненного ущерба (60%), право на информацию (56%), право на штраф (52%), право на компенсацию морального вреда (48%), право для взыскания штрафа (36%).
Данные опроса показывают хорошие показатели о распространенно-сти информации среди граждан и защите их прав, но только поверхностно, более детальное знание прав и способов их защиты показывает недопусти-мо малое число респондентов.
Между тем, нередко продавец или производитель сознательно отка-зываются от законных требований потребителя, надеясь, что гражданин понятия не имеет, что делать дальше. Анализ судебной практики показы-вает, что такое поведение продавца сохраняется до назначения судебного заседания, где его поведение резко меняется на противоположное, с целью заключения мирового соглашения и минимизации надвигающихся санкций [1]. Такое поведение оправдывается нежеланием входить в расходы, свя-занные с удовлетворением требований потребителя, подкрепляемым пред-положением о неосведомленности последнего.