Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ западных и отечественных моделей развития творческого потенциала школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Анализ научных
представлений о понятии «творческий потенциал». 4
1.1 Анализ зарубежных
концепций феномена «творческий потенциал». 4
1.2 Представления
отечественных ученых о понятии «творческий потенциал». 6
1.3 Особенности
формирования и проявления творческого потенциала в школьном возрасте. 9
Глава 2 Эмпирическое
исследование особенностей творческого потенциала в младшем школьном возрасте. 16
2.1 Организация
исследования: описание выборки, методик. 16
2.2 Анализ результатов
исследования. 20
2.3 Методические
рекомендации по развитию творческого потенциала в младшем школьном возрасте. 27
Заключение. 32
Список литературы. 34
Введение:
Творческий
потенциал, творческие способности, умение нестандартно мыслить и креативный
подход к решению разнообразных задач представляют собой ценное качество
личности. Современное образование одной из своих целей ставит развитие и
раскрытие творческого потенциала личности. Целесообразно начинать работу в
данном направлении на самых ранних ступенях образовательного процесса,
например, в младшем школьном возрасте. В этом возрасте ребенок еще обладает
уникальным взглядом на окружающее, способен замечать удивительное и необычное,
в его сознании еще не сформировались еще определенные стандартные стратегии и
алгоритмы мышлений и решения задач. Соответственно, возникает необходимость
разработки и внедрения моделей деятельности и технологий, позволяющих эффективно
развивать творческий потенциал ребенка младшего школьного возраста.
Цель
исследования: проанализировать и сравнить отечественные и зарубежные модели
развития творческого потенциала младших школьников.
Объект
исследования: творческий потенциал.
Предмет
исследования: модели развития творческого потенциала младших школьников.
Задачи
исследования:
1) Изучить отечественные и зарубежные
представления о феномене «творческий потенциал»;
2) Рассмотреть особенности развития
творческого потенциала в младшем школьном возрасте;
3) Проанализировать и сравнить отечественные
и зарубежные модели развития творческого потенциала младших школьников.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации.
Заключение:
Особенности
социальной ситуации жизни младших школьников обусловлены тем, что ребенок
начинает обучение в школе. Ведущей деятельностью становится учебная. Однако
психическое развитие и интересы ребенка этого возраста, особенно в начальный
период обучения еще достаточно близки к ребенку старшего дошкольного возраста.
Кроме того, достаточно серьезный стрессовый фактор, связанный с серьезными
преобразованиями в его жизни, требует опоры на определенные привычные аспекты.
Одной
из целей образовательной деятельности выступает раскрытие творческого
потенциала личности. Проведенная опытно-исследовательская позволила сделать
определенный выводы об уровне развития творческой стороны личности младших
школьников.
Так,
было установлено, что для большинства детей характерен средний уровень развития
воображения и фантазии, часть детей показали низкий уровень и только небольшая
часть детей обнаружила высокий уровень развития фантазии. Причем это относится
и к заданиям, связанным с невербальными действиями, и к вербальной фантазии
детей. Это позволяет говорить о необходимости проведения целенаправленной
работы по развитию творческого начала младших школьников.
Игровая
деятельность для достижения данной цели представляется оптимальной формой
деятельности.
Творческое
начало проявляется во всех элементах игровой деятельности: создании замысла,
распределении ролей и функций, развертывании сюжета или игрового процесса,
создании игровой среды, если это необходимо. Ребенок может сам придумать сюжет,
правила, героев игры, в любой момент изменить ход игры. Этот процесс не
ограничивается ничем, кроме фантазии самого ребенка.
Грамотный
подход педагога к использованию игры в учебном процессе, систематическое
использование игровых творческих заданий дает возможность значительно расширить
границы и повысить уровень воображения школьников. Это, в свою очередь,
благоприятно сказывается на становлении и развитии мышления и протекании
учебной деятельности, в целом.
Таким
образом, можно говорить о том, что значимость игровой деятельности и особенно
ее творческой составляющей не уменьшается при переходе от дошкольного возраста
к младшем школьному. Применение ее в занятиях является необходимым условием
развития личности ребенка, что в настоящее время зафиксировано, в том числе, и
в федеральном государственном стандарте образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Анализ научных представлений
о понятии «творческий потенциал»
1.1 Анализ зарубежных концепций
феномена «творческий потенциал» Понятие
«творческий потенциал личности» давно и широко используется в психологии
одаренности и творчества (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Дж. Рензулли, В.
И. Панов, Я. А. Пономарев, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков, Н. Б. Шумакова, Е. И.
Щебланова, Е. Л. Яковлева и др.). Здесь под творческим потенциалом личности
понимается своеобразный сплав интеллекта, креативности и
социально-мотивационных характеристик, определяющих творческие достижения
человека [5]. Нередко в психологической и педагогической научной литературе
понятие «потенциал» употребляется как синоним слова «возможности» или как
термин, включающий и реальное, и потенциальное, и реализованное, и
нереализованное, и высокоразвитое, и слаборазвитое в личности и деятельности.
Такое понимание потенциала и потенциального не соответствует изначальному и
общеупотребительному лингвистическому, философскому и естественнонаучному
значению этого слова [6].
Австрийскими
учёными Е. Яук, М. Бенедек и А.С. Неубауэр было проведено экспериментальное
исследование зависимости творческого потенциала, интеллекта и открытости к
новизне в повседневной творческой деятельности от наличия результатов
творческой деятельности. В ходе эксперимента было установлено, что интеллект
человека прогнозирует результаты творческой деятельности, но не саму творческую
деятельность. Также, интеллект уменьшает влияние творческой деятельности на
результаты творческих достижений. Авторы исследования предполагают, что
интеллект человека трансформирует творческую деятельность для достижения
общепризнанных творческих результатов [13].