Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ учебников по русскому языку и культуре речи Антоновой и Леканта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения русского языка и культуры речи в образовательном
процессе. 5
1.1. Активизация учебно-познавательной деятельности
студентов в процессе изучения русского языка и культуры речи. 5
1.2. Общие требования к учебникам русского языка. 12
Глава 2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому
языку. 15
2.1. Изучение дисциплины «Русский язык и культура
речи» студентами. 15
2.2. Сравнительный анализ учебников по русскому языку и
культуре речи под редакцией Антоновой Е.С. и Леканта П.А. 26
Заключение. 31
Список используемой литературы.. 33
Введение:
Актуальность работы. Русский
язык занимает первое место в системе учебных дисциплин, так как он является не
только объектом изучения, но и средством обучения, ведь именно на уроках
русского языка учащиеся приобретают нужные умения и навыки, при помощи которых
они овладевают знаниями по другим предметам. Этим объясняется первостепенность
и необходимость изучения русского языка.
Последние
десятилетия ознаменованы исследованиями по методике преподавания русского
языка, которые связаны, в первую очередь, с диверсификацией образования,
появлением альтернативных программ, учебных комплексов и пособий, разработкой и
утверждением нового стандарта образования.
Выпускник средней школы, а далее студент,
должен владеть родным русским языком, мыслить и адекватно преобразовывать
субъективные представления о картине мира в языковые конструкции,
характеризующиеся грамматической и смысловой стройностью, что соответствует
целям изучения русского (родного) языка в средней школе, заявленным во ФГОС.
По
данным Центра оценки качества образования, 51% учащихся не достигает базового
уровня подготовки по русскому языку; 68% старшеклассников на ЕГЭ по русскому
языку допускают более четырех орфографических и пунктуационных ошибок в
небольших текстах. Следует подчеркнуть, что в 2015 года Рособрнадзору пришлось
снизить пороговый минимум ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов. Причиной
этого стало большое число школьников, не преодолевших ранее установленный
порог, изза чего они могли остаться без аттестатов. В 2018 году минимальный
балл по русскому языку не смогли набрать 0,8% выпускников.
Приведенные
цифры заставляют задуматься о том, насколько эффективны существующие на
сегодняшний день учебно-методические комплексы, программы и методики
преподавания русского языка в образовательных учреждениях.
Цель исследования
– дать сравнительный анализ учебников по русскому языку и культуре речи
Антоновой Е.С. и Леканта П.А.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть особенности активизации
учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения русского языка
и культуры речи;
2. определить общие требования к учебникам
русского языка;
3.
выявить проблемы разработки учебно-методических пособий по русскому языку для
школы и ВУЗа
4.
сделать сравнительный анализ учебников по русскому языку и культуре речи под
редакцией Антоновой Е.С. и Леканта П.А.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, исследование о содержательной и методической основе
учебно-методических комплексов по русскому языку для средних образовательных учреждений
хотелось бы закончить тем, что выбирая учебник, мы во многом планируем модель
нашего выпускника, поэтому к выбору подходим серьезно.
Долгое
время успешность обучения русскому языку определялась только через уровень
сформированности умений «правильно писать», при этом ученик должен был с
легкостью выполнять различные виды языкового разбора. Думаю, можно согласиться
с мыслью о том, что «абсолютная грамотность» нужна в дальнейшей жизни очень
немногим. Большинству же потребуются умения говорить, писать так, чтобы их
понимали, и самим адекватно понимать письменную и устную речь.
Безусловно,
такая коммуникативная грамотность невозможна, в свою очередь, без серьезной
лингвистической базы. И учитель, предъявляя требования к учебнику, по которому
он вместе с детьми на их благо будет работать, учитывает, наверное, те самые 300
возможностей.
Изучение
русского языка на базовом уровне в среднем профессиональном учреждении
направлено на достижение следующих целей:
–
развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации
и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору
профессии;
–
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами
общения»
Достижение
этих целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой
и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
В
результате изучения русского языка на среднем уровне учащийся должен владеть
умениями аудирования и чтения, а именно:
–
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
–
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть
умениями говорения и письма, а именно:
–
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
–
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения русского языка и культуры
речи в образовательном процессе
1.1. Активизация учебно-познавательной
деятельности студентов в процессе изучения русского языка и культуры речи Одной
из важных задач, которые стоят сегодня перед филологической общественностью и
преподавателями лингвистических дисциплин в высших учебных заведениях, является
задача восстановления интереса к русскому языку, утраченного, к сожалению, в
последние десятилетия. Эта проблема постоянно является предметом обсуждения в
научных и общественных собраниях, на которых одной из важнейших причин утраты
традиционного статуса русского языка называются изменения, произошедшие в
системе среднего образования[1].
К
числу наиболее значительных причин, определивших эти изменения, относится исход
литературы из образовательного процесса средней школы, связанный с переходом на
экзамен за курс средней школы в форме ЕГЭ.
В
результате произошло не только исключение классики из сферы сознания
современного выпускника и – шире – из культурного поля современного общества,
но и его неспособность воспринимать те феномены русского национального
сознания, которые в литературе нашли отражение.
Это
непосредственным и самым негативным образом сказалось на искажении языкового
сознания, проявляющемся на всех уровнях языковой личности:
вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом, по известной
классификации Ю.Н. Караулова.
Перестроенная
ради «успешной» сдачи экзамена система обучения в среднем и старшем звене,
изымающая методики, которые развивают мыслительные и творческие способности
учащихся, реально привела к полной подмене тех задач, которые стоят перед
средней школой в рамках освоения учащимися русской словесной культуры
Из
вышесказанного следует, что в современный образовательный процесс необходимо
возвращать изъятое по недомыслию образовательное поле – классический
художественный и публицистический текст с системой его осмысления,
интерпретации и переработки, для чего должен быть восстановлен (не
административно, а реально – силами самих педагогов) статус литературы как
важнейшего познавательного и развивающего ресурса.
Представленные
в данных текстах образцы хорошей русской речи, творческого, посредством слова,
осмысления мира и самого себя, интеллектуального потенциала и национального
сознания способны в совокупности противостоять обилию негативных влияний,
воздействующих на языковое сознание молодого поколения.
При
этом «возвращение» такого текста должно происходить параллельно как в системе
среднего, так и в системе высшего образования, в которую погружено уже
несколько выпусков, ставших «продуктом» названных системных изменений[2].
Понятно,
что в условиях высшей школы, в задачу которой не входит исправление допущенных
в системе среднего образования ошибок, данный аспект может быть актуализирован
лишь при четком представлении педагогической общественности: невозможно
сформировать большинство компетенций, находящихся в зоне ответственности высшей
школы, без усилий компенсаторного характера, направленных на развитие языкового
сознания обучаемых.
Именно
в рамках такого подхода к преподаванию всех дисциплин гуманитарного,
социального и экономического цикла по всем направлениям и профилям подготовки в
системе современного высшего образования, возможно, решить эту
надпрофессиональную задачу – сформировать активное языковое сознание и
восстановить утраченное уважение к русскому языку и высшему его проявлению в
отечественной литературе. Понятно, что в первую очередь такая задача решается
преподавателями русского языка и культуры речи, в рамках своего курса, в любом
случае преследующих цель формирования современной языковой личности, способной
обеспечить коммуникативный успех в сфере профессиональной деятельности и
стремящейся к постоянному самосовершенствованию.
Решить
обозначенные в рамках курса задачи повышения уровня владения нормами
литературного языка, развития навыков целесообразного использования средств
современного русского языка в сфере профессиональной деятельности,
межличностного общения с учетом достаточно низкого уровня подготовки выпускников
школ может помочь в первую очередь использование приемов активизации
учебно-познавательной деятельности студентов, причем с опорой на вышеназванный
компонент, каковым является потенциал художественного и публицистического
текста[3].
Внимательное,
вдумчивое прочтение любого текста, с которым приходится иметь дело,
сопровождающееся обязательным осмыслением каждой единицы языка, в нем
встречающейся, потребность разобраться во всем, что незнакомо или малопонятно,
осмысление избранных автором оборотов речи, приемов и средств выразительности
либо их отсутствия, предлагаемое в качестве обязательного механизма восприятия
учебного материала, сопровождающего образовательный процесс, становится
предпосылкой активизации учебно-познавательной деятельности.
В таком случае
восприятие текста перестает быть формальным действием, необходимым для
накопления знания, а сам текст становится в сознании учащихся еще и
самостоятельно существующим [1] Кирьякова, А. В. Университеты в
современном мире: аксиологический ресурс развития [Текст]: учеб.-метод. пособие
для преподавателей вузов / А. В. Кирьякова, Л. В. Мосиенко, Т. А. Ольховая. —
Оренбург: ОГУ, 2010. — 374 с. [2]Мурсалова, О.П. Пути повышения
грамотности студентов [Электрон. ресурс]. — URL: www.nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library.
(дата обращения: 04.02.2021) [3] Полуянов В.Б., Перминова В.Б.
Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой
студентов// Вестник Учебно-методического объединения высших и средних
профессиональных учебных заведений РФ. Екатеринбург: издательство Российского
педагогического университета, 2006, — №1.