Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ системы государственной поддержки малого и среднего (на примере двух стран).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Современное состояние и тенденции развития
поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом. 6
1.1. Современная
система поддержки и стимулирования МСП в США.. 6
1.2. Совершенствование институциональной системы поддержки
малого бизнеса в США.. 21
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы развития
экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства в России. 27
2.1. Проблемы и направления совершенствования развития
малого и среднего предпринимательства в российской экономике. 27
2.2. Меры стимулирования внешнеэкономической деятельности
субъектов малого и среднего предпринимательства и его интеграции в мировую
экономику. 32
2.3 Перспективы использования зарубежного опыта для
развития малого и среднего бизнеса в России. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность изучения развития малых и средних предприятий (МСП)
определяется ролью, которую они играют в современной экономике. Доля МСП в
валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания,
Германия, Япония составляет более 50 % . В России она не превышает 20 % .
Теоретические и эмпирические данные свидетельствуют о высокой эффективности
МСП, как инструмента устойчивого развития экономики.
В современных
условиях в числе национальных приоритетов, как заявляет президент России Путин
В.В., обозначена свобода предпринимательства как парадигма российской
экономической политики, способная вполне успешно преодолеть деструктивные
направления политики сдерживания нашей страны со стороны западных операторов,
путем ускорения темпов экономического роста. Обеспечить продуктивное
социально-экономическое и военно-промышленное развитие нашей страны возможно
при выработке ясного понимания, формирования общего консенсуса по вопросу
значимости и особенной роли предпринимательской деятельности как якорного
фактора промышленного и экономического развития в современных условиях[1].
Несмотря на декларируемую на всех уровнях значимость развития малого
и среднего предпринимательства (МСП) для устойчивого роста экономики страны в
целом и экономики регионов в частности и большое количество работ, посвященных
этой проблеме[2],
приходится констатировать, что отдельной государственной программы, в которой
представлена стратегия развития малого и среднего предпринимательства, не
существует, а перспективы и планы развития МСП анализируются в подпрограмме
государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2016
г. №316[3],
в которое вносился целый ряд изменений, последние – постановлением
Правительства от 17 августа 2019 г. №978.
Меры, осуществляемые государством, в направлении поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства нуждаются в тщательном изучении,
поскольку от их эффективности зависит уровень сформированности сегмента малого
бизнеса в экономике страны, степень его чувствительности к макроэкономическим
потрясениям, изменениям ситуации на внутреннем рынке и жизнеспособность.
Мировая практика показывает, что адекватные меры государственной поддержки
субъектов малого предпринимательства позволяют сформировать на базе малого
предпринимательства устойчивый базис национальной экономики.
Исследования в области методологических основ
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как никогда
сегодня актуальны и дают основу для формирования практических рекомендаций по
совершенствованию данного направления. Формирование благоприятной
(неблагоприятной) среды для деятельности субъектов малого предпринимательства
напрямую зависит от экономической политики государства, его институциональной
организации и тех стратегических задач, которые определены перспективами
развития. [1] Ельчанинова О.В. Организация раздельного бухгалтерского учета
внешнеторговой деятельности / О.В. Ельчанинова, Е.П. Дробязко // «Аграрная наука,
творчество, рост»: материалы Международной научно-практической конференции. Том
1. Секция «Перспективы развития учетно-аналитической работы в предприятиях
различных отраслей экономики», г. Ставрополь, 24-25 февраля 2011 г. –
Ставрополь: ООО «Альфа-Принт», 2011. – С.
44 – 45. [2] Борисенко, Н.И. Формирование
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации (на примере Московской области) / Н.И. Борисенко //
Вопросы региональной экономики. – 2011. – Т.7. № 2. – С. 41-53; Бутенко, Я.А.
Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства / Я.А.
Бутенко // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. – 2016. -№ 4 (64). – С. 53-57;
Карпов, В.В. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства / В.В. Карпов, А.А. Кораблева, Н.Т.
Мозжерина // Региональная экономика: теория и практика. – 2017.- № 8 (383). –
С. 38-49; Мельничук, М.В. Пути решения проблем регулирования малого и среднего
бизнеса в российских регионах (зарубежный опыт) / М.В. Мельничук, А.К.
Караев // Современная наука: актуальные
проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2019. – №4. – С. 31-34; Москвина, А.В. Влияние
механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник
экономического роста северных территорий Красноярского края [3] Постановление Правительства РФ от
15.04.2016 N 316 (ред. от 03.02.2020) "Об утверждении государственной
программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная
экономика" // Собрание законодательства РФ, 05.05.2016, N 18 (часть II), ст. 2162
Заключение:
Таким образом, в результате проведенного
исследования нами были получены следующие выводы.
Во-первых, развитие малого и среднего бизнеса является
неотъемлемой составляющей любой успешной экономики. Сегодня предпринимательство
– это экономическое и социальное явление, которое является важнейшим
компонентом формирования среднего класса и способствует повышению уровня жизни
населения. Так как современное общество основу своего развития видит в
формировании четкой долгосрочной социально-экономической программы, необходимым
фактором для создания условий становления малого и среднего бизнеса является
наличие стратегий и долгосрочных программ деятельности в сфере
предпринимательства.
Отличительной чертой МСБ во многих странах мира
является его вовлеченность в процесс интернационализации. Интернационализация
МСП рассматривается как стратегический шаг, на процесс которого влияет ряд
факторов. К ним относятся: отраслевые факторы, факторы внутренней среды фирмы,
внешние факторы, а также индивидуальные факторы руководителя. Малые
предприятия, выходя на внешние рынки, могут осуществлять внешнеэкономическую
деятельность (ВЭД), как взаимодействуя с крупными компаниями, так и
самостоятельно. Основными формами организации деятельности с крупными
компаниями выступают: субподрядная система, лизинг, франчайзинг, венчурное
предпринимательство.
Было установлено, что в развитых странах, доля МСП в
экспорте составляет: в Германии, Нидерландах, Корее около 40 %, в Италии 22 —
24 %, в США и Японии 14 – 16 % . В развивающихся странах
и странах с переходной экономикой вклад малых и средних предприятий в экспорт
еще более велик: в Китае — более 50 %, в странах Восточной Азии — около 40 %.
Одним из факторов успешности МСП и их вовлеченности в
международные экономические отношения является действенная поддержка со стороны
государства. Структура поддержки ВЭД МСП в зарубежных странах имеет ряд
характерных черт: грамотные, четко разработанные программы по финансовой
поддержке МСП; наличие продуманных информационно — аналитических источников и
баз. Что касается ВЭД российского малого и среднего бизнеса, то доля
интернационализированных МСП РФ составляет всего 10 % от их общего числа.
Большая часть субъектов МСП занята в торговом секторе и лишь немногие заняты
производством. МСП, которые заняты в производственной сфере, не представляется
возможным выход на рынок из — за отсутствия современного оборудования для
производства конкурентоспособной продукции.
Проведя анализ проблем внешнеэкономической
деятельности малых и средних предприятий России на разных уровнях, были
выявлены такие, как: низкий контроль качества, несовременное оборудование,
незнание специфики зарубежных рынков, незнание международных требований и
стандартов, низкий уровень владения иностранными языками. К проблемам ВЭД МСП
на макроуровне относятся: отсутствие необходимых условий финансирования,
сложность процедур таможенного оформления, высокие экспортные пошлины, сложные
условия получения кредитов.
Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым
предпринимателям:
1. выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и
открытие бизнеса;
2. предоставляется бесплатное бизнес-обучение;
3. льготные условия аренды офисных помещений;
4. предусмотрена возможность льготного кредитования и получения
безвозвратных субсидий.
Проанализировав проблемы российских МСП, можно
предложить достаточно много потенциальных инструментов борьбы с ними, но стоит
вопрос в реалистичности их осуществления. Остановимся на уже реализуемых
программах, одним из которых выступают кластерные проекты. Субъекты МСП
занимают весомое место при формировании и развитии кластеров. Они играют важную роль в разработке,
производстве и распространении новых технологий, занимаются разработкой и освоением
инноваций в отраслях, которые крупному бизнесу представляются неперспективными
или слишком рискованными. Также они занимаются
изучением зарубежных рынков, поиском конкретных контрагентов, реализацией
продукции, произведенной крупными фирмами.
В 2021–2020 годах малый бизнес, на 90% сконцентрированный в потребительском
секторе, будет оставаться под давлением властей, и, вероятно, под давлением
санкций. Существенно приостоновится динамика розничной торговли и сферы услуг –
это произойдет из-за отсутствия экономического роста, девальвации рубля,
снижения доходов одновременно с довольно высоким инфляционным давлением, что
окажет заметное негативное влияние на покупательную способность и показатели
спроса.
В качестве мер стимулирования малого бизнеса и административной
поддержки, предлагается внести ряд изменений в законодательство, далее, в 2021
году установить дополнительные льготы по налогам на прибыль, имущество,
земельному налогу, а также отменить авансовые платежи по налогам, зачисляемым в
местные бюджеты. Важно, что реализация большей части вышеперечисленных мер
представляется возможной в условиях отсутствия проблем с наполнением бюджета.
Реализация потенциала малого бизнеса является важнейшей «точкой роста»
российской экономики. Этот сектор устанавливает дополнительные рабочие места, и
пополняет бюджет налогами, а так же способствует улучшению качества жизни
российского населения, из-за этого МСП необходимо рассматривать в качестве
ключевого фактора экономического развития страны.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Современное состояние и тенденции развития поддержки малого и
среднего предпринимательства за рубежом 1.1. Современная система поддержки и стимулирования
МСП в США Благосостояние большинства Европейских государств во многом традиционного
зависит от благосостояния малого (особенно семейного) бизнеса. В связи с этим
главной целью государства является не только поддержки и стимулирование
конкуренции в области внедрения новых и поддержки традиционных методов ведения
бизнеса, но и в установлении максимально эффективного взаимодействия между органами
власти и самими предпринимателями[1].
Государство в странах ЕС всецело поддерживает развитие субъектов
малого бизнеса и стремится, прежде всего, развивать инфраструктуру поддержки
предпринимательства и особые условия для повышения конкурентоспособности
местного продукта. В данных странах система управления или регулирования
предпринимательской активностью была сформирована ещё в 70х годах XX века.
Основные направления государственной поддержки в данной системе могут быть представлены, как:
– упрощение нормативно-правового регулирования;
– работа общественных организаций и предпринимательских ассоциаций;
– формирование имиджа и образа предпринимателя в обществе;
– финансовая поддержка малого бизнеса;
– формирование специальной системы подготовки предпринимательских
кадров;
– экспортная поддержка и государственная защита национальных
производителей;
– формирование сети государственных и частных институтов поддержки
малого бизнеса.
Стоит особо заметить, что страны ЕС стремятся разрабатывать меры
поддержки и развития малого бизнеса, ориентируясь на потребности своей
внутренней политики и на основании новых требований информационной экономики.
Так все больше появляется инструментов цифровой экономики, интерактивных
площадок, позволяющих объединить всех предпринимателей в единую сеть.
Обратимся к опыту США. Необходимо понимать, что малый бизнес здесь
– главный работодатель, чего, к сожалению, нет в России. Политическая система
США позволяет каждому штату самостоятельно определять меры поддержки и
направления развития предпринимательской среды и малого бизнеса. Исторически сложилось
так, что малый бизнес, как элемент экономической свободы и частной
собственности, определял в целом направления развития страны. Столь большая
разница территориальных социально-экономических потенциалов различных штатов
была уравновешена специализацией и региональной ориентацией политики
государственного регулирования бизнес-процессов.
Главный принцип общенациональной системы поддержки бизнеса
в США основан сохранении максимально свободной конкуренции в области частного
предпринимательства и защиты интересов микро бизнеса и наиболее перспективных
инновационных его форм. Наибольшее внимание в системе мер поддержки в США уделяется
финансированию бизнес проектов и Start up предприятий, даже путем венчурных
вложений. Особенно это касается [1] Майданевич, Ю.П.
Инвестиционные инструменты стимулирования развития депрессивных регионов / Ю.П.
Майданевич // European Research Studies Journal. — 2020. — Т. 21. — № 2. — С.
476-488.