Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ сформированности нравственности девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2 Нравственные представления младших школьников и их гендерные особенности 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15
2.1 Организация и методики исследования 15
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Введение:
Актуальность темы. Успешность освоения моральных и этических норм является важным фактором социализации современной личности. Именно с уровнем морально-нравственного развития человека сегодня связывают возможность сохранения как самой личности, так и всего общества в целом.
В младшем школьном возрасте происходит активная социализация ребенка, расширение его круга общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся этическими и нравственными ценностями. В современном мире ребёнок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, они ежедневно оказывают давление на ещё не до конца сформированные интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Кроме того настоящее время происходят кардинальные изменения содержания мужских и женских ролей, изменяются господствующие гендерные стереотипы, что не может не влиять на формирование морально-этических принципов подрастающего поколения.
В понимании особенностей морально-нравственного развития и его гендерной специфики в младшем школьном возрасте мы ориентировались на подходы Л. Колберга, Ж. Пиаже, А.В. Зосимовского, Б.Т. Лихачева, Н.А. Пла тонова, И.А. Сикорского, Н.А. Янковской, Н.В. Лещенко и др.
В связи с этим изучение сформированности нравственности девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте является весьма актуальной темой.
Актуальность исследования и необходимость дальнейшей её разработки обусловили выбор темы исследования: «Сравнительный анализ сформированности нравственных качеств девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте».
Цель исследования: экспериментально исследовать и провести сравнительный анализ сформированности нравственных качеств мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретических источников дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному этапу развития.
2. Проанализировать теоретические подходы к изучению нравственности младших школьников и её гендерных особенностей.
3. Экспериментально исследовать уровень сформированности нравственных качеств девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Объект исследования: нравственные качества младших школьников.
Предмет исследования: сформированность нравственности девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: нами было выдвинуто следующее предположение, что в младшем школьном возрасте девочки превосходят мальчиков по уровню сформированности нравственности.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: эксперимент, тестирование.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных.
Эмпирическая база исследования. МБОУ СОШ №31. Всего в исследовании приняли участие 20 учеников 1-4 классов в возрасте от 7 до 11ти лет – 15 мальчиков и 15 девочек.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные результатов исследования могут быть использованы в практической работе по развитию и коррекции морально-нравственного сознания младших школьников разного пола специалистами по социальной работе, социальными педагогами, психологами и другими специалистами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 25 наименование, и приложений. Общий объём работы составил 33 страницы
Заключение:
Итак, в младшем школьном возрасте происходит процесс интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех аспектов психического развития, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий, а также осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности – вот основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
Также младший школьный возраст является сензитивным к формированию морально-нравственных представлений. Этот период соответствует преконвенциональному уровню развития морали, когда поступки определяются преимущественно внешними обстоятельствами и эгоистическими побуждениями, а точка зрения других людей в расчет не принимается. Однако к концу младших классов, т.е. к возрасту 10-11 лет происходит плавный переход к конвенциональному уровню нравственного развития. Дети этого возраста начинают лучше осмысливать существующие социальные правила и нормы и ориентироваться в своих суждениях и поступках на одобрение окружающих их людей. Развитие нравственных качеств, кроме того имеет определённую гендерную специфику. Большинство исследователей приводят к выводам о том, что нравственные представления у девочек развиты лучше, чем у мальчиков. Однако мальчики чаще следует своим моральным представлениям в реальном поведении, в то время как у девочек отмечается некоторое рассогласование между нравственными представлениями и реальным поведением.
Нами было произведено эмпирическое исследование сформированности нравственных качеств у учеников начальных классов в возрасте от 7 до 11 лет с последующим сравнительным анализ особенностей их проявления у мальчиков и девочек. В результате сравнительного анализа уровня развития нравственного сознания, мы пришли к выводам о том, что девочки значительно превосходят мальчиков по уровню развития моральных представлений. Так в вопросах морального выбора девочки ориентируются преимущественно на заданные извне нормы и требования, в частности стремятся завоевать социальное одобрение, что соответствует конвенциональному уровню развития нравственности. Мальчики же в основном находятся на преконвенциональном уровне и в вопросах морального выбора ориентируются преимущественно на свои эгоистические побуждения, их мотивация направлена в первую очередь на то, что бы получить вознаграждение. Эти данные подтверждаются и при диагностике способности к прощению у детей двух групп. Девочки значительно превосходят мальчиков по уровню способности к прощению, значительно больше зависят в этом вопросе от социального давления и чаще готовы простить обидчика, если об этом их попросит кто-то из взрослых или друзей. У мальчиков же ценность наказания обидчика, как условия необходимого для прощения, значительно выше, чем у девочек.
По большинству показателей уровня воспитанности девочки значительно превосходят мальчиков. Девочки значительно более трудолюбивы, прилежны, чем мальчики, как значительно большую ценность рассматривают правила внутреннего распорядка школы, а так же для них большее значение имеют доброжелательные отношения с людьми. Несмотря на то, что ценность отношения к прекрасному как и у мальчиков, так и у девочек выражена в наименьшей степени, девочки всё же значительно больше ценят вежливость, красоту, опрятность и аккуратность. Однако при этом мальчики, значительно более любознательны, чем девочки, они больше любят мечтать, находить ответы на непонятные вопросы, выполнять сложные задания, в целом относятся к учебному процессу с бо́льшим интересом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Исследователи полагают, что младший школьный возраст – это период в жизни ребенка, который в историческом контексте выделился относительно недавно. Этот период стали выделать лишь тогда, когда была введена система всеобщего и обязательного неполного, а затем и полного среднего образования. Психологические особенности младшего школьного этапа развития как начального периода школьного детства не могут считаться окончательными и неизменными. Причиной этому служат проблемы с определением содержания среднего образования и его задач. В.Б. Давыдов считает, что можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста [Цит. по: Шадриков, 1997, с. 125].
По мнению Д.Б. Эльконина, с приходом ребёнка в школу, перестраивается вся система его отношений с действительностью. Дошкольники существуют в двух системах социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», связанные между собой посредствам игровой деятельности, а результаты этой деятельности, также как и отношения детей друг с другом, не влияют на отношения ребенка с родителями. Эти отношения связаны посредствам иерархических связей и существуют параллельно, а благополучие ребенка зависит от гармонии внутри семьи. В школьный период структура этих отношений изменяется. Так, отношения ребёнка со взрослым распадаются на следующие две подсистемы: «ребенок-учитель» и «ребенок-родители» [Эльконин, 2008, с. 72]
Впервые отношение «ребенок-учитель» становится отношением «ребенок-общество». Если в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в семье имеется неравенство отношений, то в школе действует принцип «все равны перед законом». Здесь существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки, а в учителе воплощены требования общества. В школе с самого начала должна быть построена система четко определенных отношений, основанных на принятых правилах. По словам Гегеля, приход в школу — это приведение человека к общественной норме. Д.Б. Эльконин отмечал, что дети очень чутки к тому, как учитель относится к ним: если ребенок замечает, что у учителя есть любимчики», то ореол учителя падает. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя, но если он по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к сверстнику с позиции того, как тот относится к эталону, который ввел учитель [Цит. по: Шаповально 2013, с. 123].
На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной работы учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных, действий в раннем возрасте, можно сказать, что сначала все находится в руках учителя, который «действует руками ученика». В школьном возрасте подобная деятельность осуществляется уже с идеальными объектами (число, звуки) и тогда «руки учителя» представляют собой его мозг. Учебная деятельность – это такая же предметная деятельность, но предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность затруднена Процесс развития учебной деятельности заключается в передаче отдельных ее звеньев от учителя к ученику.
Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников исследовала Г.А. Цукерман. Ею были получены экспериментальные данные, свидетельствовавшие о том, что дети, работающие в классе в форме сотрудничества, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. То есть у них более успешно формируются рефлексивные действия [Приводится по: Шаповально 2013, с. 135].
Вывод о том, что учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем, согласуется с мнением Пиаже, который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям «ребёнок-взрослый». Между сверстниками отношения равноправные, а между ребенком и взрослым- иерархические. Ж.Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой [Приводится по: Пиаже, 2008].
В.Б. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения – основа происхождения интеллектуальных структур ребенка Основой для выделения и усвоения содержания интеллектуальной структуры является перераспределение деятельности, необходимость в котором возникает при появлении противоречия между способом организации совместной деятельности и продуктом этой деятельности, не соответствующим требованиям задачи [Рубцов, 1987, с 35]. Перераспределение вынуждает искать новые способы совместной работы. Используемый им метод обеспечивает выделение связи между кооперацией действий в совместной деятельности и содержанием мышления, благодаря чему можно исследовать формирование мышления.
Важное значение приобретают психолого-педагогические условия возникновения у ребенка умения учиться. Так, та же Г.Л. Цукерман показала, что при научной организации учебной деятельности, специальном конструировании учебных предметов дети младшего школьного возраста овладевают не только общими способами действий с понятиями, но и общими для всех участников совместной деятельности способами взаимодействия. Ею разработаны принципы построения учебных предметов, благодаря которым дети овладевают содержанием и формой учебной деятельности [Цит. по: Бузарова, Четыз, с.339].
В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вторичное, по отношению к учебной деятельности, но все-таки существенное значение. Она позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Существенное влияние на процесс усвоения знаний оказывает участие детей в различных формах трудовой деятельности. Как известно, одной из основных трудностей усвоения знаний в школе является формализм. Ребенок может знать научные формулировки, уметь проиллюстрировать их примерами, но на практике, когда он сталкивается с жизненной задачей, прибегает обычно к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности по применению этих знаний на практике.
Л. И. Божович подчеркивала, что для формирования личности школьника большое значение имеет труд. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме. Здесь более ощутимы необходимые совместные усилия коллектива в достижении определенного результата. Именно поэтому труд имеет особо важное значение для формирования нравственных качеств личности [Приводится по: Божович, 2006].
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка Изменения в области памяти, приобретающей ярко выраженный произвольный характер, связаны в первую очередь с осознанием ребенком особой мнемической задачи, которую он отделяет от всякой другой. В школьном возрасте эта задача выделяется с большим трудом, либо вовсе не выделяется. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, но, к сожалению, в школе этому мало учат. От наиболее примитивных приемов, таких, например, как повторение, внимательное длительное рассмотрение материала, ребенок затем переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала [Шаповаленко, 2013, с. 153].
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. При восприятии нового объекта, ребенок испытывает трудности, которые часто недооцениваются, особенно молодыми учителями. Для того, чтобы учить детей рассматривать объект, руководить восприятием, необходимо создавать у них предварительное представление, некий поисковый образ. Ребенок должен увидеть го, что нужно, а для этого мало иметь наглядный материал, необходимо указкой вести взор ребенка за собой, нужно научить его видеть. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматривать объекты, без этого интеллектуальные изменения
В этот же период у детей формируется способность сосредотачивать внимание и на менее интересных вещах. Приобретают более общественный характер их эмоциональные переживания, существенные изменения происходят в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение младшими школьниками интеллектуальных заданий связано с рядом трудностей, описанных психологами.
Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли, требует известной внутренней дисциплины. Если в дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях, то в школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Любая попытка превратить учебное дело в развлекательное является ложной. И неспроста К.Д. Ушинский указывал на опасность развлекательной педагогики. Высокой степени произвольности требует подготовка к будущей деятельности. Именно в этом состоит основной смысл учения, а не только в оценке знаний [Цит по: Абрамова, 2011, с. 53].
Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей детей. Если в детском дошкольном учреждении деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим миром, то в школе за относительно небольшой промежуток времени учащиеся должны овладеть системой научных понятий — основой наук. Человечество создавало эту систему в течение многих столетий, а дети должны усвоить ее за годы пребывания в школе. Процесс усвоения системы понятий, системы наук не может рассматриваться как дело лишь памяти. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.). Далее, в процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Л.С. Выготский выделил в качестве основной проблемы возрастной психологии проблему соотношения обучения и психического развития. Ей он придавал принципиальное значение. Хорошо известны его слова: «Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий» [Выготский, 2009, с. 231].