Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ особенностей развития функций Мышления у младших школьников с УО и детей средней школы с УО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Личность младшего школьника как педагогический феномен 6
1.2. Особенности отношения младших и средних школьников с умственной отсталостью к обучению 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
2.1. Описание диагностических методик 17
2.2. Анализ результатов диагностики уровня сформированности мышления умственно отсталых младших и средних школьников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Приложение 1. 39

 

  

Введение:

 

Проблемы формирования мышления, его содержание, особенности и тенденции, целесообразность обращения к прогрессивным идеям семейной педагогики получили освещение в работах Е. Докукиной, К. Журбы, Т. Кравченко, В.Постового, В. Семченко, А. Хромовой и др. Анализируя состояние воспитанности детей разного возраста, влияние семьи на формирование детской личности, исследователи доказывают целесообразность участия современной семьи в процессе обучения школьников, в частности в контексте ее воспитательной функции.
В исследованиях Л. Божович, А. Богдановой, В. Мухиной, Т. Конникова, Т.Титаренко представлена характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, которые, с одной стороны, требуют всестороннего учета в работе с ними, а с другой – являются предпосылками эффективного применения соответствующих методов и приемов.
Вместе с тем, проведенный анализ литературных источников показывает, что проблема воспитания детей младшего школьного возраста на семейных традициях еще не получила должного освещения в современной психолого-педагогической теории и практике. Содержание учебных дисциплин в начальных классах отличается теоретической направленностью, не находя у детей внутреннего эмоционального одобрения и деятельностного восприятия на личностном уровне.
Не может выполнить этой важной задачи и современная семья, находящаяся, как и все общество, в кризисном состоянии, предпочитая материальным ценностям духовные, что негативно сказывается на развитии детей и молодежи, ведет к морально-психологическому обнищанию и социальной деградации значительного их количества. Особенно страдают от этого дети младшего школьного возраста, у которых еще не сформированы устойчивые личностные черты, отсутствуют знания, умения и навыки, которые могли бы помочь им противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, предпочитая им действительные ценности и жизненные ориентиры. Это обусловливает возникновение противоречий между потребностями в становлении сознательной, общественно активной личности и действительным положением семейного воспитания.
Как известно, вследствие недостаточности аналитико-синтетической деятельности и ограниченного предыдущего речевого опыта умственно отсталые ученики в процессе овладения чтением испытывают определенные трудности, преодоление которых не всегда бывает успешным. Поэтому усилия многих ученых и педагогов направлены на поиск средств активизации читательских умений у умственно отсталых школьников, которые способствовали бы более успешному формированию умения читать.
Однако, несмотря на значительные успехи в этой области, отсутствует исследование, в котором была бы обоснована система формирования учебных умений младших школьников с умственной отсталостью. Исследованиями Л. Вавиной, М. Дульнева, Н.П. Портной, В. Петровой, З.Н. Смирновой, Т.К. Ульяновой установлено, что читательские умения умственно отсталых учеников развиты на низком уровне, о чем свидетельствует их речевой опыт.
Недостаточная разработанность теоретических основ формирования учебных умений, необходимость решения с позиции современной психологии, психолингвистики, лингводидактики проблем, касающихся объема и структуры содержания обучения и методики формирования учебных умений – это те факторы, которые свидетельствуют об актуальности проблемы исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования мышления у младших и средних школьников с умственной отсталостью.
Согласно цели были определены следующие задачи:
— выяснить состояние проблемы в педагогической теории и образовательной практике;
— обосновать основные теоретические подходы к формированию мышления у младших и средних школьников с умственной отсталостью;
— обосновать организационно-педагогические условия формирования мышления у младших и средних школьников с умственной отсталостью;
— разработать методические рекомендации для учителей начальных и средних классов по воспитанию детей с привлечением семейных традиций.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования мышления у младших и средних школьников с умственной отсталостью.
Методологической основой исследования является теория познания; основные положения системного подхода как методологического способа познания педагогических фактов, явлений и процессов; личностно деятельностный и личностно ориентированный подходы к рассмотрению функционирования системы «учитель – ученик»; ведущие идеи философии и психологии, образования и воспитания, идеи семейной педагогики.
В процессе исследования использовался комплекс взаимосвязанных методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в учебно-воспитательном процессе начальной школы, при написании научных работ, посвященных проблематике.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Появление в жизни общества системы всеобщего обязательного среднего образования обусловило выделение особого периода в развитии ребенка младшего школьного возраста. Он отсутствует у детей, которые вообще не учились в школе или образование которых завершилось в этом начальном звене, которые обладают умственной отсталостью.
В этот период у ребенка формируется отношение к обучению, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Проблема негативного отношения заслуживает внимания, поскольку оно напрямую влияет на успешность ребенка в школе. Эффективным средством изменения отрицательных тенденций в лучшую сторону является сотрудничество с семьями умственно отсталых младших школьников с целью воспитательного влияния.
Наиболее эффективными средствами, стимулирующими процесс формирования отношения к учебе у умственно отсталых младших школьников в условиях внеурочной работы, являются: беседы о семье (маме, папе, бабушке, дедушке и других родственниках) участие в семейных праздниках; беседы и тому подобное.
Родственные чувства, возникающие благодаря апробированным нами средствам, играют в умственно отсталого жизни младшего школьника роль внутреннего стимулятора, который является лучшим и сильнейшим двигателем его гражданского утверждения на основе природного влечения к семье.
Благодаря тесному сотрудничеству с родителями в школе создается положительный микроклимат, установлены доверительные отношения между учениками и учителями. Снижается количество обращений родителей к администрации с жалобами. Активизируется их участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях, частично улучшается материально-техническая база школы.
Использование семейного воспитания будет способствовать улучшению отношения умственно отсталых младших школьников к учебно-воспитательному процессу.
К психолого-педагогическому просвещению родителей следует привлекать специалистов различных отраслей, причем следует помнить, что от компетентности, эрудиции и коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к классному руководителю.
Массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Доказано, что в совместной деятельности с родителями нужна дифференциация, личностно-ориентированный подход. Знание типологии семей во многих случаях дает возможность прогнозировать возникновение определяющих типов педагогических проблем, которые необходимо решать вместе.
Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов. Ведь и у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное развитие.
Обеспечить такого рода взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Появление в жизни общества системы всеобщего обязательного среднего образования обусловило выделение особого периода в развитии ребенка младшего школьного возраста. Он отсутствует у детей, которые вообще не учились в школе или образование которых завершилось в этом начальном звене, которые обладают умственной отсталостью.
В этот период у ребенка формируется отношение к обучению, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Проблема негативного отношения заслуживает внимания, поскольку оно напрямую влияет на успешность ребенка в школе. Эффективным средством изменения отрицательных тенденций в лучшую сторону является сотрудничество с семьями умственно отсталых младших школьников с целью воспитательного влияния.
Наиболее эффективными средствами, стимулирующими процесс формирования отношения к учебе у умственно отсталых младших школьников в условиях внеурочной работы, являются: беседы о семье (маме, папе, бабушке, дедушке и других родственниках) участие в семейных праздниках; беседы и тому подобное.
Родственные чувства, возникающие благодаря апробированным нами средствам, играют в умственно отсталого жизни младшего школьника роль внутреннего стимулятора, который является лучшим и сильнейшим двигателем его гражданского утверждения на основе природного влечения к семье.
Благодаря тесному сотрудничеству с родителями в школе создается положительный микроклимат, установлены доверительные отношения между учениками и учителями. Снижается количество обращений родителей к администрации с жалобами. Активизируется их участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях, частично улучшается материально-техническая база школы.
Использование семейного воспитания будет способствовать улучшению отношения умственно отсталых младших школьников к учебно-воспитательному процессу.
К психолого-педагогическому просвещению родителей следует привлекать специалистов различных отраслей, причем следует помнить, что от компетентности, эрудиции и коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к классному руководителю.
Массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Доказано, что в совместной деятельности с родителями нужна дифференциация, личностно-ориентированный подход. Знание типологии семей во многих случаях дает возможность прогнозировать возникновение определяющих типов педагогических проблем, которые необходимо решать вместе.
Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов. Ведь и у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное развитие.
Обеспечить такого рода взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы