Культурология. Сравнительный анализ мифов древней Греции и мифов древних славян Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ мифологии древней Греции и древних славян

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………….…..3
1.Глава. Миф и его миропонимание……………………………………6
1.1 Миф и его значение …………………………………………………6
1.2. Представления о мире через призму мифологии……………..….8
Глава 2. Пантеон древних Богов ………………………………………18
2.1 Боги Древних Славян ………………………………………………18
2.2 Боги древних Греков………………………………………………26
2.3 Общие черты и различия, сравнительный анализ мифов ………35
Заключение ……………………………………………………..….…..43
Список используемой литературы ………………………….……..…44

  

Введение:

 

В современном обществе интерес к древним культурам не угасает. Это связано с тем, что история современных народов немыслима без прошлого. Язычество древних славян по-прежнему остается одной из наименее изученных систем мировоззрения, что было справедливо объ-яснено на первом международном симпозиуме, посвященном пробле-мам языческого славянского наследия, прошедшем в 1980 году в Брюс-селе. Тема славянского язычества — область научных исследований в рамках таких дисциплин, как этнография, история, филология и фольк-лористика. Лично для меня эта тема очень интересна тем, что я захотела расширить свой кругозор, проанализировав и сравнив мифологических существ, о которых так много читала в детстве, рассказывали учителя, просмотрев огромное количество замечательных фильмов. Сравнитель-ный анализ мифов древних славян и мифов древней Греции.
Начав анализировать культурные процессы происходящее в со-временном мире тяжело не заметить аналогии с историей и мифологией наших предков. Та или иная деталь в настоящем времени находит свое отражение в мифах древних народов, что вызывает не мало любопыт-ства, но гораздо интереснее находить сходства и отличия в мифах раз-ных народов. Такой анализ позволяет нам выявить не только что-то но-вое, что, в свою очередь, может быть реабилитировано, может дать но-вую жизнь в современном обществе, но и понять, насколько одинаковое развитие произошло для одних и тех же народов, разнесенных на не-сколько тысяч километров. После детального анализа и выявления сходств и различий, нам можно выявить некоторые закономерности, ко-торые повлияли на мировоззрении наших предков. Положения разных народов о появлении жизни на земле, о смерти, о явлениях природы, помогают составить картину мира представителя того времени. И по-скольку именно из мифологии вырастают научные знания, религия и вся наша культура, знание источников позволит лучше понять закономер-ности культурных процессов нашего времени, что определяет актуаль-ность этой темы.
В данной работе мы хотим обратить особое внимание на особен-ности мифологии древних славян, а также жителей Балканского полу-острова – греков и их традициям. Изучение религии древних славян проводилось историками с конца восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и исторической науки. В ра-ботах Ключевского и Платонова упоминается религия древних славян, однако, в их трудах прослеживается малое, скудное количество источ-ников.
Основная причина в том, что многие хроники и документы на древнеславянском языке, которые находились в монастырях, не были изучены. Постепенное открытие и перевод таких источников обогатили информацию о религии наших предков. Но произошла революция. Храмы были разрушены, священнослужители погибали, монастыри были опустошены. Многие документы на древнеславянском языке были потеряны навсегда. Марксисты писали о язычестве только как о древ-ней, первобытной религии, которая не встречалась новым феодальным отношениям в обществе, и поэтому была заменена христианством. Например, «Язычество древних славян» Рыбакова Б.А., опубликован-ное в Москве в 1994 году, где автор рассказывает о язычестве в России, Украине и Белоруссии, и его происхождении. Книга раскрывает истоки популярного мировоззрения россиян, украинцев, белорусов. Работа этого автора анализирует происхождение языческих богов, представле-ния о мире и силах, которые им управляют, начиная с охотничьего об-щества палеолита и мезолита. Что касается мифологии древних Греков, то это более изученная сфера, однако период ее развития и скудность исторических источников не позволяют нам быть полностью уверенны-ми в достоверности предоставляемых фактов. В процессе выполнения работы нам не удалось найти документы, исследующие, анализирую-щие и сопоставляющие все области мифологии древних славян и древ-них греков как единый вопрос. Однако обе темы неоднократно перепле-тались в разных источниках, что позволило нам сделать вывод, что те-ма, которую мы представляем изучена на среднем уровне: многие авто-ры сравнивают мифологию этих народов в своих работах, однако дан-ный материал не имеет достаточного объема.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В мире существует множество теорий о сотворении мира, его устройстве, мироздании. Существуют теории картины мира – мифоло-гические, религиозные, естественнонаучные, философские. Все они от-ражают соотношения человека с миром. Каждый человек принимает свою картину мира, в зависимости от своего мировосприятия, своей от-несенности к определенного рода воспитанию, религии, науке и так да-лее.
Осмысление мироздания с точки зрения взаимоотношений челове-ка и мира в онтологическом, познавательном, ценностном и деятель-ностном ракурсах приводят к пониманию объединения философского, лингвистического, религиозно-мифологического и других направлений в развитии концепта «картина мира» в единый системный конструкт.
Мы в нашей работе решили рассмотреть мифологическую карти-ну мира. Мифологическое миропонимание описывает происхождение Вселенной, человека, явлений природы посредством представлений древних этносов, выраженных в мифологии и обрядах; ядром научной картины мира является общечеловеческая реальность; религиозная кар-тина в центре всего ставит сферу божественного и человеческого, соот-ношение небесного и земного; главной темой философской картины ми-ра становится соотношение мира и человека в онтологическом, познава-тельном, ценностном, деятельностном аспектах.
Знания о мифологических верованиях способствуют расширению культурных горизонтов, а мифологические сюжеты встречаются в ху-дожественных произведениях и подразумевают правильную интерпре-тацию.
Мифологические верования, отдельные фрагменты которых хра-нятся в верованиях и обычаях наших современников, отражают их уни-кальное, в значительной степени загадочное мировоззрение. наши дале-кие предки не отделяли себя от окружающего мира, ощущая их виталь-ное, неразрывное и гармоничное единство с матерью-природой. Народ-ная фантазия населяла весь мир вокруг нас добрыми и злыми духами.
Мифы нужны, чтобы объяснить мир. Мифы нужны людям, потому что в них заложены их фундаментальные национальные ценности. В мифах живет память, которая объясняет, кто мы, что с нами произошло, как мы реагировали на различные жизненные обстоятельства.
Мифы нужны для того, чтобы связать человека и остальной мир, человека и его людей, его предков.
В нашей работе мы изучали славянскую и греческую мифологию, пытались сопоставить их и найти аналогии. Мы доказали нашу гипоте-зу, что мифы имеют много общего. Мы можем сделать вывод, что наши культуры шли по одинаковому пути развития, и между людьми разных национальностей гораздо больше общего, чем разного. Хотя есть раз-личия между греческой и славянской мифологией. Изучив славянскую мифологию, стало ясно: боги сразу стали правителями мира; появление богов происходит мирно; Славянские боги были дружелюбны; Славян-ские боги жили в гармонии друг с другом; каждый бог отвечал за какое-то природное явление, или он кого-то побеждал; один бог может быть ответственным за несколько природных явлений. В древнегреческой мифологии титаны были перед богами; появление богов сопровождает-ся кровопролитием и раздорами; Греческие боги враждовали друг с другом.
Если мы освободимся от стереотипных представлений, связанных с пониманием язычества как чего-то очень архаичного, отсталого и полностью греховного, мы обнаружим в славянских мифологических верованиях, благоразумии, глубокой мудрости и внутренней гармонии — тех качествах, которых так не хватает для наши современники. Более того, в современной общественной жизни заметно возрос интерес к язы-ческому мировоззрению, что объясняется пониманием важности эколо-гического образования, в центре внимания которого находится осто-рожное, уважительное отношение людей к их вдохновенной среде. В этих взглядах есть что-то, что можно и нужно сохранить не только как дорогостоящее наследие древности, но и как набор принципов, на кото-рых должно основываться будущее развитие нашего народа.
Таким образом, мы можем сделать основной вывод, что наша культура, согласно мифологической картине мира, основана на мире и гармонии, на гармонии друг с другом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Миф и его миропонимание
1.1 Миф и его значение

Мифотворчество рассматривается как одно из многих немаловаж-ных явлений в истории культуры человечества. Описание ключевых представлений об особенностях сотворения мира в славянских и древне-греческих легендах. Родословная персонажей классической мифологии.
Мифологическое мировоззрение – это система взглядов и воззре-ний, основанная на художественном опыте мира или на общественных иллюзорных представлениях, но не на теоретических и логических до-водах разума, рассуждений. Мифология – самая древняя, архаичная, идеологическая сущность с синкретическим характером. В мифе заро-дышевые элементы религии, философии, науки, искусства переплетают-ся между собой. С другой стороны, миф и особенно ритуал были на прямую связаны отношениями с магией и религией. Религия с самого начала включала мифы и обряды.
Миф – это сказание, которое передаёт представления людей о ми-ре, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и ге-роях; определенный взгляд на мире .
Миф обычно представляет собой сказание о богах, обожествлён-ных или связанных происхождением с богами героях, духах, о перво-бытных, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов: природные и культур-ные.
Мифология представляет собой сборник подобных сказаний о бо-гах, героях, системе фантастических представлений о мире. Мифологию также называют наукой о мифах.
Мифотворчество считается важнейшим явлением в истории куль-туры человечества. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира, а миф выражал миропонима-ние эпохи его создания, мироощущения.
Мифология – это предание, сказание и слово, – часть филологиче-ской науки, которая изучает древние фольклорные и народные сказа-ния.
Мифология – древнейшее архаичное идеологическое образование, имеющее синкретический характер. В мифе зародышевые элементы ре-лигии, философии, науки, искусства переплетаются. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществляемая музыкально-хореографическим, сло-весным путем, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью освобожденное от мифов и ритуалов, сохранило опре-деленную комбинацию обобщений с конкретными образами. С другой стороны, миф и особенно ритуал были напрямую связаны с магией и религией. Религия с самого начала включала мифы и обряды. Филосо-фия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие.
Но даже после разделения различных идеологий и даже после значительного прогресса в науке и технике мифология не остается ис-ключительно памятником примитивного мировоззрения и архаичных форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологи-ей, некоторые черты мифологического сознания могут сохраняться на протяжении всей истории в массовом сознании наряду с элементами фи-лософского и научного знания, наряду с использованием строгой науч-ной логики.
Боги – это высшее, сотворяющее и мир, дающее вещам, существам и лицам смысл, их бытие, меру, значение и закон.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы