История социологии Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ концепций стратификации К. Маркса и М. Вебера.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Классовая теория социальной стратификации К.Маркса 5
1.1 Новизна стратификации, её сильные и слабые стороны 5
1.2 Общие выводы классовой теории К.Маркса 11
2 Концепция стратификации М. Вебера 17
2.1 Ход рассуждений при создании концепции и её центральная фигура 17
2.2 Преимущества и недостатки учения М.Вебера 20
3 Сравнение концепций стратификации К. Маркса и М. Вебера 24
3.1 Схожие элементы концепций стратификации 24
3.2 Различия в концепциях К.Маркса и М.Вебера 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

  

Введение:

 

Проблема стратификации занимает умы ученых достаточно давно. Среди классиков, анализировавших эту проблему, можно вы¬делить К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что они разрабатывали критерии для постро¬ения стратификационных характеристик общества.
Теории Маркса и Вебера ставили в основу деления общества на классы один ведущий фактор — экономический. В отли¬чие от них, Питирим Сорокин стал сторон¬ником многофакторной теории стратифика¬ции, выделив несколько условий, влияющих на формирование стратификации. Многие современные отечественные теории опира¬ются на данных авторов. Для рассмотрения социокультурного неравенства современ¬ной России необходимо учитывать ее исто¬рическое прошлое и специфику современно-го российского общества.
Развития теорий социальной страти¬фикации на современном этапе основано на анализе происходящих изменений в социальной структуре общества. Пред¬принятая в СССР в середине 80-х годов перестройка общественно-политической системы повлекла за собой изменения в системе социального неравенства.
В обще¬ственной жизни провозглашается полити¬ка гласности, в экономике узаконивается частное предпринимательство. В 1990 году легализуется частная собственность, ко¬операция начинает принимать форму биз¬неса. Все эти изменения сопровождаются кардинальными изменениями в социаль¬ной структуре, причем основной тенден¬цией этих изменений стало усилением со¬циального неравенства.
Российские исследования социальной стратификации можно разделить на два эта¬па: первый — «перестроечный» (конец 80 — начало 90-х) и второй — современный.
В данной работе мы обратимся к истокам проблемы стратификации – проведем сравнительный анализ концепций стратификации К. Маркса и М. Вебера.
Таким образом, цель данной работы – изучить сущность, сходства и различия концепций стратификации К. Маркса и М. Вебера.
Объект исследования – теории стратификации.
Предмет исследования – концепции стратификации К. Маркса и М. Вебера.
Задачи работы:
1) рассмотреть концепцию стратификации К. Маркса,
2) рассмотреть концепцию стратификации М. Вебера,
3) провести сопоставительный анализ этих двух концепций, выделив общие черты и различия.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сторонники стратификационного подхода использо¬вали понятие «стратификация», употребляемое в естест¬венных науках и образованное от латинских терминов «stratum» (настил, слой) и «facere» (делать) для структури¬рования общества. В социологии под стратой понимается социальный слой, принадлежность к которому определяет¬ся совокупностью определенных показателей и индикато¬ров. Соответственно стратификационная концепция — это система устойчивой связи элементов в социально-экономи¬ческой системе.
Само понятие «класс» является одним из основополагаю¬щих в классических стратификационных концепциях, однако в научных кругах не существует унифицированного и одно¬значного определения этого понятия. Необходимо отметить, что концепции К. Маркса и М. Вебера в настоящее время ос¬таются базисными для исследований в этой области. Кроме того, известны труды таких ученых, как Э. Райт и Д. Голдторп, в области исследования среднего класса, которые явля¬ются продолжателями идей К. Маркса и М. Вебера.
Подходы к классовому анализу К. Маркса и М. Вебера имеют несколько общих характеристик, но во многом дан¬ные концепции отличны друг от друга.
Таким образом, в стратификационных концепциях средний класс был вписан в общие модели социально-эко¬номической структуры общества. Ярким примером таких концепций являются К. Маркса и М. Вебера, в которых авторы определили, что средний класс занимает промежуточное положение в модели эконо¬мической структуры современных обществ в целом и в ка¬честве одного из критериев, определяющих классовые позиции, относят отношение к собственности на средства производства.
К. Маркс связал появление среднего класса через призму перераспределения промышленной прибыли внутри произ¬водственного цикла, а М. Вебер, утверждал, что от количес¬тва и качества ресурсов, которыми обладает человек в обще¬стве, зависят существующие для него возможности в рыноч¬ных отношениях, в результате этого происходит появление средний классов, стремящихся улучшить свое положение в определенно существующих экономических условиях.

 

Фрагмент текста работы:

 

Классовая теория социальной стратификации К.Маркса
1.1 Новизна стратификации, её сильные и слабые стороны

Прежде, чем говорить об особенностях теории социальной стратификации К. Маркса целесообразно остановиться несколько подробнее на ряде понятий, которые будут использованы в работе далее. Одним из ключевых понятий выступает класс, и как конкретизация термина – средний класс.
А работах К. Маркса понятие класса и среднего класса возникает очень часто. В данной связи отметим следующее. Можно предположить, что возникновение среднего класса, согласно классическим стратификационным кон¬цепциям, определяется взаимосвязью индивидов и эконо¬мических ресурсов.
Сегодня средний класс — это часть общества, которая за¬нимает среднее положение между высшим и низшим клас¬сом.
Данная группа выступает как гарант стабильного раз¬вития экономики любой страны. Именно с формированием этого класса как движущей силы общества связаны надежды на эффективное развитие экономической системы России. Существует три основных подхода к его определению:
1) монетарный метод (определяющий критерий — это денежный доход и материальные активы);
2) подход, связанный с определением социально-про¬фессионального статуса индивидуума;
3) самоидентификационный (самооценка человека, са¬моощущение) [27, с. 219].
Рост благосостояния среднего класса обеспечивает рост экономики в целом за счет растущего спроса на товары и ус¬луги.
Актуален вопрос не о том, что такое средний класс или какова его численность в обществе, а каков потенциал, какие социальные слои входят в эту группу. Знание о том, кем представлен средний класс, определит дальнейшее развитие экономики, потому что этот класс достаточно восприимчив к нововведениям и конкурентоспособен, что немаловажно в современных условиях.
Марксизм четко указывал на то, как один человек влияет на другого: «Индивиды как физически, так и духовно творят друг друга» [2, с. 36]. Правящий класс определяет историческую эпоху во всем ее объеме и во всех ее областях как производитель мыслей. Мысли правящего класса — это правящие мысли эпохи. Например, если власть в стране поделена между королем, аристократией и буржуазией, то господствующей мыслью является учение про распределение власти, как про вечный закон [2, с. 46].
По мнению И. И. Агаповой, К. Маркс ставил свой целью не просто исследование законов, управляющих развитием производительных сил и производством, распределением и обменом материальных благ, а обнаружение законов развития общественно-экономических формаций, в более широком плане — законов развития человеческого общества [3, с. 82]. Именно в этом ракурсе и рассматривались проблемы социального управления. Ученый понимал общество как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющуя собой сумму связей и общественных отношений, в которые вступают индивиды. Системная природа общества вызывает к жизни функцию управления, которое призвано упорядочивать социальные процессы, совершенствовать и развивать в первую очередь экономическую сферу общества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы