Курсовая с практикой Педагогика/Психология Клиническая психология

Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ когнитивной сферы студентов при различных формах курения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический обзор проблемы когнитивной сферы студентов при курении 7

1.1. Характеристика когнитивной сферы студентов 7

1.2. Особенности когнитивной сферы при курении 11

1.3 Сущность исследуемых когнитивных функций 12

1.3.1 Память 12

1.3.2 Мышление 16

1.3.3 Внимание 23

Глава 2. Организация и методы исследования 33

2.1. Описание выборки 33

2.2 Организация исследования 33

2.3. Методы исследования 33

2.4. Методы математической обработки данных 36

3.1. Результаты статистической обработки полученных данных о состоянии когнитивной сферы студентов 38

3.1.1. Результаты первичных описательных статистик 38

3.1.2. Результаты сравнительного анализа компонентов когнитивной сферы студентов по Н-критерию Крускалла-Уоллиса 44

Заключение 46

Список литературы 47

  

Введение:

 

Никотиновая зависимость на сегодняшний день является одной из наиболее значимых проблем общества. Курение представляет собой сложную приобретенную форму поведения, которая становится частью социальной жизни человека и влияет на его взаимоотношения с миром. Выделяют несколько форм курения: курение сигарет, курение сигар и трубки, а также альтернативные формы курения (курения кальяна, вейпа). Наиболее вредным считается курение сигарет, т.к. при такой форме курения субъект получает наибольшую дозу токсичных веществ, однако по сравнению с некурящими различия между приверженцами различных форм курения незначительны (с точки зрения влияния токсичных веществ и вероятности возникновения негативных последствий в результате этого).

Образ жизни влияет на работу мозга, и курение действительно ухудшает память. Сигареты снижают когнитивные способности – те, что позволяют думать, учиться, запоминать. Пагубная привычка ухудшает и умственную гибкость – навык, благодаря которому мы быстро адаптируемся к изменениям. Исследователями доказано, что сигареты приводят к деменции – слабоумию, которое характеризуется потерей памяти и снижением познавательных функций мозга. Исследования показывают, что курение затрагивает почти все области и структуры мозга, а вместе с тем кратковременную и долговременную память.

В юношеском возрасте курение преимущественно носит психологический характер, хотя уже имеются и признаки физиологической зависимости. У студентов курение выполняет, в основном, коммуникативную функцию, является способом завязать отношения, поддерживать разговор в компании.

Исследователи обращают внимание на связь когнитивных функций с курением. Под когнитивными функциями, к которым могут быть отнесены восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь и т.д., понимаются сложные функции головного мозга, которые направлены на рациональное познание окружающего мира. Данные функции реализуются за счет функционирования головного мозга. Следует отметить, что курение оказывает прямое воздействие на состояние головного мозга: возникает кислородное голодание клеток мозга, накапливание никотина и других вредных веществ ухудшает состояние нервных клеток и сосудов, что в свою очередь способно снизить эффективность функционирования когнитивных процессов.

А.В. Суханов, Д.В. Денисова и др. авторы произвели исследование взаимосвязи курения и когнитивных функций в подростковом возрасте. Ими было установлено, что эффективность когнитивных функций достоверно выше у тех подростков, которые не курили, чем у тех подростков, которые курят один раз в неделю и чаще. Также они отметили, что ухудшение показателей когнитивного тестирования ассоциировано с курением и коморбидным ему атеросклеротическим процессом уже в подростковом возрасте.

Европейское исследование на 9 тыс. испытуемых показало, что у курящих людей со стажем в 5 раз быстрее происходит потеря когнитивных способностей: ухудшается память, становится сложнее концентрировать внимание, мыслительные процессы замедляются, человек дольше включается в процесс работы и т.п. [2]. У курящих студентов преимущественно страдает непосредственное запоминание предъявленного стимульного материала.

Существующие исследования в большей степени направлены на изучение влияния курения сигарет на различные процессы и функции, однако этих исследований мало. Также следует отметить, что альтернативные формы курения и их влияние на различные процессы, в том числе когнитивные функции, практически не изучено, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования: компоненты когнитивной сферы

Предмет исследования: память, внимание, мышление.

Цель исследования: изучить особенности компонентов когнитивной сферы студентов при различных формах курения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности развития когнитивной сферы в студенческом возрасте;

2. Проанализировать существующие исследования о влиянии различных форм курения на когнитивные функции;

3. Охарактеризовать сущность исследуемых когнитивных функций: памяти, мышления, внимания;

4. Реализовать экспериментальное исследование влияния различных форм курения на когнитивные функции студентов;

5. Проанализировать результаты проведенного экспериментального исследования.

Гипотеза исследования: различные формы курения оказывают влияние на когнитивные функции студентов:

1. Традиционные формы курения (сигареты) снижают качество функционирования когнитивных процессов, курение вейпов повышает качество функционирования когнитивных процессов

Новизна исследования. Курение рассматривается в контексте влияния на когнитивную сферу.

Описание выборки: 90 человек студенческого возраста (от 18 до 21 года), среди которых: различными формами курения:

— 30 человек курит сигареты;

— 30 человек курит вейпы;

— 30 человек не курят.

Описание методов исследования. Теоретический анализ источников по проблеме исследования, классификация и обобщение; анкетирование, качественный и количественный анализ.

Методики исследования.

1. Корректурная проба (тест Бурдона), направлен на диагностику внимания — выявляется способность к концентрации и устойчивость.

2. Проба на запоминание «10 слов А.Р. Лурия» — выявляются особенности запоминания и кратковременной памяти;

3. Методика «Сравнение понятий» — исследование особенностей и уровня развития понятийного мышления;

4. . Н- критерий Крускала-Уоллиса – направлен на установление статистической значимости и достоверности выявленных между исследуемыми группами различий.

Теоретическая значимость: полученные результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в качестве основы для проведения дальнейших научных исследований в данном направлении.

Практическая значимость. В практике психологов данная работа может быть использована в работе по профилактике курения и для опровержения незначительности курения вейпов.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Курение в современно мире представляет собой довольно серьезную социальную проблему. Вопрос вреда курения соотносится не только с непосредственным физиологическом вредом, наносимым здоровью курением, но и негативным влиянием данного процесса на когнитивные функции субъекта. В настоящее время кроме курения сигарет распространяются и альтернативные формы курения, например курение вейпов. При этом считается, что такие формы курени менее вредны. Однако исследований в данном направлении недостаточно.

В качестве когнитивных направления для исследования были выбраны память, внимание, мышление. Внимание представляет собой способность субъекта концентрироваться на определенном объекте или виде деятельности, память рассматривается как процесс фиксации информации, длительности ее сохранения и эффективности извлечения, мышление – процесс обработки и переработки информации, скорость и эффективность этого процесса.

Экспериментальное исследование показало, что уровень развития и эффективности функционирования когнитивных процессов у курящих студентов достоверно ниже, чем у некурящих, при этом форма курения не имеет значения.

Соответственно, можно сделать вывод, что и курение сигарет, и курение вейпов в одинаковой степени оказывают негативное влияние не только на физическое развитие человека, но и на эффективность функционирования когнитивных процессов.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический обзор проблемы когнитивной сферы студентов при курении

1.1. Характеристика когнитивной сферы студентов

В юности происходят следующие изменения в когнитивной сфере личности. Преобладающим становится произвольное внимание, не возникает трудностей в его организации и переключении. Наблюдательность совершенствуется, становится целенаправленной и устойчивой за счет развития внимательности. Память становится произвольной и управляемой, активно используются различные приемы запоминания, резко увеличивается объём осмысленного запоминания. Стоит отметить, что у некоторых юношей может преобладать механическое запоминание. Речь юношей становится богата лексическими оборотами, словарный запас становится значительно шире, включая профессиональные термины, интонации гибкая, речь более выразительная. В ранней юности письменная речь может быть развита лучше, чем устная. Мышление становится более систематичным.

Для юношеского возраста характерны изменения и в психоэмоциональной сфере: повышается уровень дифференцированности эмоций, способов выражения эмоциональных состояний. У юношей повышается самоконтроль и саморегуляция. Юношеское настроение в значительно большей степени осознано и устойчиво. Происходит появление высших чувств: чувства долга, способности сопереживать, чувства солидарности, товарищества, потребность в дружбе и др., пишет И.С. Кон.

Особенности формирования когнитивных процессов в студенческом возрасте следует соотносить с рядом характеристик и противоречий социальной ситуации и условий жизни юношей и девушек:

1. Социально-психологические противоречия. В них входят противоречия процессов адаптации, так как на начальном этапе обучения у студента появляется много новых и сложных требований, которые противоречат уже сложившимся и устоявшимся до вуза стереотипами поведения. Это и противоречия между результатами деятельности, формирующимися межличностными отношениям с согруппниками или сокурсниками, и в частности отношение к самому студенту как к личности. Также существуют противоречия между возрастанием интеллектуальных и физических сил и очень ограниченным временем для удовлетворения личностных потребностей, которые, в свою очередь, увеличились значительно.

2. Противоречия дидактического характера, которые могут быть причиной неудовлетворенности как студентов, так и самих преподавателей учебным процессом. Это противоречия между очень жесткими формами, рамками, методами подготовки будущего специалиста и его стремлением к самостоятельному отбору при получении знаний, а главное в способах их приобретения.

3. Согласно исследованиям М. В. Гамезо и Л. В. Орловой [3], существуют противоречия между огромным, просто колоссальным объемом информации, поступающей из разнообразных источников, расширяющим знания студентов, и очень ограниченным временем для ее осмысления. Этими серьезными противоречиями могут быть обусловлены не только поверхностные знания, но и, в итоге, поверхностное мышление.

Тщательное рассмотрение интеллектуальных и личностных особенностей студентов позволяет сделать вывод, что факторов и специфических структур, влияющих на их развитие, бесконечное множество. Это обусловлено индивидуальными различиями студентов. Но, при прочих равных условиях, необходимо отметить, что одним из главных факторов, дифференцированно воздействующих на получение образования студентом, является его дальнейшее профессиональное становление.

Студенчество – возраст становления профессионального и личностного самосознания, которое, в свою очередь, является следствием, внутренним личностным условием и предпосылкой активного освоения студентом значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления. В большинстве случаев степень осознания собственного внутреннего состояния и настроя очень важна для учебной, а в последующем и для профессиональной деятельности и вполне может служить показателем успешности личности в ее профессиональном, социально-экономическом и интеллектуальном развитии. Индивидуальные особенности характера, самосознание и уровень его активности являются внутренним фактором, участвующим в регулировании внутренней активности студентов в процессе обучения, что в свою очередь проявляется на успеваемости в целом.

В студенческом возрасте повсеместно распространено состояние эмоциональной нестабильности и тревожности, а также неуравновешенность и беспокойство. Это является причиной снижения жизненного тонуса и работоспособности, что сказывается на успешности обучения. Сниженные интеллектуальные характеристики тормозят и затрудняют процесс усвоения знаний и обучения в целом, высокие – наоборот. Развитие определенных личностных и индивидуальных качеств студентов показывает, что уровень вариативности достаточно высок. Если же в структуре отношения личности развивать высокую ответственность в учебе, то самооценка собственных интеллектуальных способностей станет важной частью отношения к себе.

Способность к самопознанию и самосознанию является самой высокой величиной самооценки. Если самооценка низкая, это говорит о том, что человек не может разобраться в себе, прогнозировать свое поведение, а значит, и управлять собой в полной мере. Недифференцированно завышенная самооценка говорит о неадекватности мыслей и о низком уровне сформированности навыков самоанализа. Исследования ученых показывают, что уровень и качество педагогической деятельности однозначно соотнесены со степенью адекватности самооценки.

Главными и наиболее существенными мотивами в учебной деятельности студентов считаются мотивы творческих и профессиональных достижений, личного престижа, социальные и познавательные мотивы (В. И. Шкуркин; Н. В. Комусова). Затраты времени на изучение какого-либо вопроса, степень сложности, тяга к профессии и другие показатели учебной деятельности, включающие и академическую успеваемость, в серьезной степени определяются именно этими видами мотивации. Если коснуться психологической характеристики динамики мотивационной основы обучения студентов, то можно проследить, какие из существующих мотивов у студентов являются более значимыми, а какие менее.

Мотивы «личного престижа» и «профессиональные» мотивы являются существенно более значимыми, чем, например, мотивы «познания» и «прагматичности» [8]. Но необходимо отметить, что главные, доминирующие, мотивы на разных курсах обучения меняются. Так, на первом курсе ведущим мотивом является «профессиональный», на втором – мотив «личного престижа», на третьем и четвертом курсах – оба этих мотива, на четвертом – еще и «прагматический». «Познавательный» и «профессиональный» мотивы больше всего влияют на уровень обучения, а «прагматический» свойствен в основном слабоуспевающим студентам. Все структурные изменения системы интеллекта личности студента происходят под огромным и очень разнообразным воздействием жизненных факторов, среди которых учение занимает главенствующую роль в студенческом возрасте, определяя в дальнейшем высокий тонус интеллекта.

Психические новообразования у студентов показывают изменения в интеллектуальной деятельности, связанные с появлением умения ставить и решать поставленные задачи, видеть задачи и проблемы и находить пути их решения. Студенческие годы являются очень важным, подчас главенствующим этапом становления личности человека, они раскрывают ее возможности и потенциал. Это этап подготовки к переходу в более зрелую жизнь. Становление целостности интеллекта и последующее приобретение профессии формируют дальнейший образ жизни личности после студенчества. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы