Курсовая с практикой на тему Сравнительный анализ эффективности антимонопольной политики в России и др. странах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и значение антимонопольной политики 5
1.2 Цели, задачи и инструменты антимонопольной политики 8
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗНЫХ СТРАН: АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 13
2.1 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 13
2.2 Показатели эффективности работы антимонопольных ведомств в разных странах 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Введение:
В современных условиях функционирование рынков, динамика их основных характеристик развития и их дальнейшие возможности определяются взаимодействием хозяйствующих структур и государственных органов. Решение проблем, связанных с эффективностью антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, затрудняется в таких случаях, когда положение монополиста занимает не один субъект, а несколько предприятий, которые в свою очередь входят в сговор между собой и занимаются установкой условий деятельности на рынке для других предприятий, занимающихся подобной с ними деятельностью, производящих такую же продукцию или предоставляющих такие же услуги. Тем самым данные предприятия, созданием барьеров существенно снижают конкурентоспособность своих оппонентов.
Именно по данной причине государство должно выступать в роли того института, который с одной стороны, останавливает возможные негативные последствия деятельности хозяйствующих субъектов, а с другой стороны одновременно направляет пути их развития в русло создания и формирования конкурентных преимуществ государства, а так же их нормальной реализации и сохранения.
В связи с выше перечисленными факторами актуализируется проблема выбора эффективной модели антимонопольного регулирования рынка, где с одной стороны допускается существование и функционирование крупных хозяйствующих субъектов, которые могут обеспечить эффект масштаба и с другой стороны сохраняются равные конкурентные условия для всех субъектов рынка.
Одной из проблем в экономике России является высокая степень концентрации рынков и стремление к монополизации. Монополизация рынков является следствием несовершенного законодательства в сфере антимонопольного регулирования и неэффективной антимонопольной политики. На данный момент в РФ существует проблема оценки результатов деятельности государства в антимонопольной сфере.
Разработка проблем государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на современном Российском рынке только начинается, объект исследования можно назвать качественно новым, поэтому, несмотря на то, что в последнее время растёт поток публикаций по данной тематике, она всё же является малоизученной и существующий уровень анализа недостаточен. Этим и обусловлена актуальность темы и структура курсовой работы.
Цель работы состоит в оценке эффективности государственного антимонопольного регулирования в РФ.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
— рассмотреть сущность и значение антимонопольной политики;
— изучить цели, задачи и инструменты антимонопольной политики;
— рассмотреть зарубежный опыт антимонопольного регулирования;
— изучить показатели эффективности работы антимонопольных ведомств в разных странах.
Предметом исследования является эффективность антимонопольного регулирования.
Объектом исследования выступает государственное антимонопольное регулирование.
Методы исследования. В работе использованы как методы теоретического уровня (анализ нормативно-правовой базы), так и методы эмпирического уровня (комплексная оценка эффективности) полученные в ходе комплексного изучения отечественного и зарубежного опыта изучения взаимодействия хозяйствующих субъектов и антимонопольных органов.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
На данном этапе развития экономики Российской Федерации важное место занимает процесс регулирования деятельности рынков, направление в правильное русло деятельность хозяйствующих субъектов, поддержание и развитие благоприятного инвестиционного климата и бизнес среды. Эти и многие другие функции государство осуществляет через Федеральную антимонопольную службу и издание регулирующих нормативно правовых актов.
Основным Нормативно правовым актом регулирующим деятельность в сфере антимонопольного законодательства является Федеральный Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Деятельность Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации регламентирует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по принятию определённых НПА в форме приказов, разрабатывает и рекомендует законопроекты и поправки в законы, осуществляет надзор и контроль над соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, рекламы, конкуренции на конкурентных рынках и деятельности связанной с функционированием субъектов естественных монополий.
Важным аспектом совершенствования антимонопольной сферы, является изучения иностранного опыта. В мире выделяется две системы антимонопольного регулирования: Американская и Европейская. Американская система основана на принципе запрещения монополистической деятельности. Европейская система ставит своим приоритетом принцип регулирования и контроля монополистической деятельности.
Институт Российского антимонопольного регулирования выстраивался на основе лучшего иностранного опыта и является синтезом двух этих систем, хотя видно явное преобладание принципов Европейской модели. Проблематика применения иностранного опыта мало афишируется и является малоизученной. Механизмы антимонопольного контроля и регулирования используемые заграничными государствами высокоэффективны лишь в их собственных реалиях и ошибочно их применение в сложившейся в России институциональной среде. Приоритетным направлением должны быть разработка и внедрение собственных механизмов антимонопольного регулирования, которые будут эффективными в Российской институциональной среде.
Оценкой эффективности деятельности антимонопольного ведомства занимается Центральный Аппарат ФАС России. Аппарат изучает, как эффективность ведомства в целом, так и эффективность отдельных структурных подразделений, территориальных ведомств и государственных программ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность и значение антимонопольной политики
Государственное регулирование жизненно необходимое для создания и постоянного поддержания баланса интересов между участниками конкурентных отношений. Такое регулирование является проявлением деятельности государства, направленное на создание форм экономического порядка.
Рассматривая антимонопольное регулирование, отметим, что этот инструмент применяется государством для воздействия на экономику при реализации антимонопольной политики. В богатом арсенале государственного регулирования его антимонопольная составляющая считается одним из средств повышения эффективности рыночной экономики. Это вызывает необходимость четкого понимания содержания понятия антимонопольного регулирования, определения его основных направлений и особенностей реализации и тому подобное.
Необходимость антимонопольного регулирования обусловлена рядом причин. Основными из них являются следующие: во-первых, негативные последствия функционирования монопольных образований; во-вторых, более высокая эффективность мер профилактического (упреждающего) характера, чем борьба с имеющимся монополизмом; в-третьих, существование такого объективного явления, как естественная монополия, которая имеет как отрицательные, так и положительные последствия.
Это понятие получило дальнейшее развитие в трудах ученых — правоведов. Так, по мнению И.В. Стародубровской, антимонопольное регулирование является важнейшим элементом государственного регулирования экономики, основанное на законодательстве и состоящее в применении антимонопольными и другими государственными органами правил формирования и содействие конкурентной среде с целью эффективного функционирования конкуренции в рыночной экономике [14, c. 68].