Курсовая с практикой на тему Сравнительно-правовой анализ конституционного суда РФ и конституционного суда ФРГ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1Конституционное
правосудие в РФ и ФРГ
§1.1.Подходы к понимаю прав и свобод человека и гражданина
в правовых традициях РФ и ФРГ
Глава 2 Современные проблемы развития конституционного правосудия
в Российской Федерации ФРГ и пути их
преодоления
§2.1.Судебные акты
конституционных судов России и ФРГ
§2.2 Самые громкие дела Конституционного суда ФРГ
Список использованных источников
Введение:
Актуальность
темы курсового исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что на
протяжении всего времени с момента становления института государства и права на
определенной территории возникла необходимость охранять устои общества,
интересы самого государства и отдельного индивида. Решение данной проблемы
нашлось в создании специального органа, на который законом возлагалась
обязанность защищать права и интересы государства, общества и человека. Суд
стал неотъемлемой частью органов государственной власти.
Уже в древних источниках римского
права можно встретить различные формы судебного производства и принципы
осуществления правосудия, закреплялись лица, которые наделялись правом от имени
государства решать проблемы, которые связаны с нарушением прав и свобод,
закрепленных в нормах права.
Со временем суд стал одним из
основных органов государственной власти и в нашей стране у него есть отдельная
ветвь. Как известно, все органы власти делятся на три ветви: законодательная,
исполнительная и судебная. Это деление условное, так как все три ветви власти
взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, но они лишены возможности
вмешиваться в дела друг друга, так как за каждой ветвью власти закреплены
определенные полномочиями, которыми они наделяются. Разделение властей
характеризует правовое государство, как самое развитое общественное объединение
граждан, где основной целью является защита прав и интересов человека и
гражданина.
Помимо того, что основная цель
судебной власти является защита прав и законных интересов человека и
гражданина, данная ветвь власти также оказывает сдерживающее воздействие на
исполнительную и законодательную ветвь власти. Если исполнительная или
законодательная ветвь власти посягнут на нормы, закрепленные в
законодательстве, то им придется отвечать перед судебной ветвью власти за все
нарушения.
Заключение:
Российское законодательство, как и
законодательство ФРГ признает и защищает права каждого гражданина государства.
Нормы права, закрепленные в Конституции РФ и в Основном законе ФРГ являются
общепризнанными и неизменными стандартами межнационального права для всех
государств мира.
Несмотря на различия в принятии
основных законов России и Германии, между ними имеется существенное сходство.
Оно заключается в том, что законы и иные нормативные акты формируются при учёте
важности и значимости конституционных прав и свобод
граждан. Абсолютно все уровни
государственной власти обязаны следовать этому принципу при создании правового государства. То есть главный
принцип конституции – человек имеет право действовать в рамках своих
прав и свобод, защищая их, при этом, доступными способами, а власть
должна действовать лишь
в рамках правового государства.
В обоих государствах важную роль в
реализации правозащитного механизма играет Конституционный суд.
Конституционный суд ФРГ (нем.
Bundesverfassungsgericht) — самая высокая судебная инстанция в государстве.
Юрисдикция данного суда заключается в согласовании принимаемого закона либо
поправок к существующему нормативному акту в случае возникновения сомнений в их
соответствии Основному закону Федеративной Республики Германии. В
Конституционный суд могут обращаться
как суды других инстанций, так и Федеральное Правительство, и Правительства
земель. Также в обязанности Конституционного суда входит рассмотрение споров
между органами власти по вопросу их компетенций, прав,
обязанностей и распределению полномочий. Более того, в Конституционный суд
могут обращаться граждане в случае нарушения их конституционных прав, при этом
нарушение может исходить от суда, закона или какого-либо государственного учреждения.В Российской Федерации
Конституционный Суд также, как и в Федеративной Республике Германии занимает
особое место среди государственных судебных институтов защиты прав и свобод
человека и гражданина. Помимо проверки конституционности закона, примененного в
том или ином конкретном случае по жалобам граждан, он наделен также иными
полномочиями, посредством которых осуществляется защита и восстановление
нарушенных конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации.
Таким образом, судебная власть в РФ
существует на основе разделения властей, принцип, который закреплен в ст. 10
Конституции РФ. Осуществлять правосудие имеют возможность исключительно органы
судебной власти. Одним из принципов существования судебной власти является ее
самостоятельность, то есть ни одна из ветвей власти не имеет права и
возможности вмешиваться в деятельность судебных органов.
Конституция РФ и другие нормативные
правовые акты, принятые на ее основе устанавливают судебную систему РФ. Одним
из основных правовых актов, направленных на регулирование деятельности судебной
системы РФ, является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Данный
нормативный правовой акт закрепляет принцип единства судебной системы, что
приводит к выводу о том, что суды могут создаваться только на основе
Конституции и путем издания федерального закона. Это исключает возможность
создания судов государственными органами субъектов Российской Федерации.
Свою деятельность суды судебной
системы РФ выполняют на основе законов Российской Федерации и принципов,
которые определяют порядок организации суда, а также функционирования судебной
системы в целом.
Если говорить о судебной системе Российской
Федерации, то она включает в себя Конституционный суд РФ, конституционные
(уставные) суды субъектов РФ, система судов общей юрисдикции и система
арбитражных судов округов. Во главе судов общей юрисдикции стоит Верховный Суд
Российской Федерации, который занимает обособленное положение и наделен
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Конституционное правосудие в РФ и ФРГ
§1.1.Подходы к понимаю прав и свобод человека и
гражданина в правовых традициях РФ и ФРГ
Теоретические аспекты формирования понятия
свобода показывают, что это проявление человеком своей воли
на основе знания законов развития природы и общества. Возможность действовать в
соответствии со своими интересами, без ограничений и стеснений, осуществлять
свой собственный выбор и самореализацию.
Она связана непосредственно с
личностью, не указывая на принадлежность к гражданству и не вытекает из него,
является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Данное понятие применительно ко всем сферам жизни общества: политическая, экономическая,
религиозная, интеллектуальная и т.д.
Очень ярким примером может послужить
основной закон Германии, принятый в 1949 году.[1]
Действие конституции Германии широко
распространяется на «горизонтальные», или же частные, отношения, складывающиеся
между гражданами (например, отношения административно-процессуального
характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в
рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных
правонарушениях).
"К основным правам и свободам,
предусмотренным правовой школой Германии в первом разделе Основного закона,
относятся, в первую очередь, защита человеческого достоинства, всеобщее право
на свободу и право на свободное развитие личности (ст. ст. 1 и 2). Всеобщее
право на свободу дополняется такими правами, как право на жизнь, физическую
неприкосновенность, здоровье (ст. 2). Затем следуют нормы о свободе
совести и вероисповедания (ст. 4), свободе слова и свободе прессы;
свободе искусства и науки (ст. 5),
свободе собраний (ст. 8), свободе объединений (ст. 9), тайне переписки,
почтовых и телекоммуникационных сообщений (ст. 10), праве свободного передвижения
и проживания (ст. 11), свободе выбора профессии (ст. 12), неприкосновенности
жилища (ст. 13), праве иметь
собственность (ст. 14), праве на убежище (ст. 16а), праве на подачу
петиции (ст. 17)"[2].
«Ограничение прав на свободы
нуждается в обосновании, которое само
восходит к Основному закону. Поскольку правами на свободы в равной степени
обладают все, возможны коллизии при их реализации, когда несколько лиц в разной
форме будут ссылаться на свои основные права. Поэтому осуществление прав на
свободы ограничивается там, где начинается сфера прав другого лица».[3]
В соответствии с конституционными
правами граждан ФРГ, они обязаны создавать те условия, при которых будет
осуществляться прямое действие данного типа обязательств граждан друг на друга.
В России тема действия конституционных прав по «горизонтали» не освещена в достаточной
мере.
Но, несмотря на незначительные
отличия конституции России и Германии, имеются между ними существенное
сходство. Оно заключается в том, что законы и иные нормативные акты формируются
при учёте важности и значимости конституционных прав и свобод
граждан. Абсолютно все уровни
государственной власти обязаны следовать этому принципу при создании правового государства. То есть главный
принцип конституции – человек всеми способами защищает свои права и свободы,
а власть должна
действовать лишь в рамках
правового государства.
Конституция является высшим и
основным законом государства.
Граждане в свою очередь должны
соблюдать установленные законы.
Европейская Конвенция о защите прав человека
и основных свобод [4]тоже может являться примером
действия прав и свобод человека
и гражданина на правоотношения.
Целью Европейской Конвенции является
защита основных прав и свобод человека, а также разрешение напряжённых
ситуаций, касающихся прав человека. Основной принцип защиты прав и свобод
человека, заложенный в Конвенции, служит вспомогательным на фоне тех механизмов
защиты, которые государство предоставляет своим гражданам в каждом государстве
в отдельности.
Их деление связано с дуалистичностью
в подходах к гражданскому и политическому обществам. Являясь членом
гражданского общества, человек имеет равные права со всеми. В политическом –
только с теми гражданами, которые, как и он принадлежат к одному государству.
Вся
правовые традиции РФ построены на том, что права и свободы – это
принципы взаимоотношений между человеком и государством, гражданином которого
он является, обеспечивающие ему достойную жизнь.
С самого начала формирования правовой школы
права человека – это понятие, характеризующее правовой статус человека по
отношению к государству, его притязания к использованию
[1]Berichte und Urkunden. Anmerkung zum Pakelli
Entscheidung des Bundesverfassungsgerichts. Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.zaoerv.de/46_1986/46_1986 _2_b_286_294.pdf
[2] Официальный сайт Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz.
Bundesamt für Justiz. Федеральное министерство юстиции
и защиты прав потребителей. Федеральное управление юстиции. – Grundgesetz für
die Bundesrepublik Deutschland. — URL
https://www.gesetze-im-internet.de/gg/BJNR 000010949.html
[3] Stern K. Das Staatsrecht der BRD. Band
III/I. – München. – 1988.
[4]
Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме
04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]"
(Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении
некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый
Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N
7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) – URL
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/