Курсовая с практикой на тему Сравнительное исследование развития мелкой моторики у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи 5
1.1. Функциональные нарушения у дошкольников с ОНР 5
1.2. Основные нарушения функциональных процессов при дизартрии 9
Глава 2. Проведение исследования развития мелкой моторики у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи 14
2.1 Роль развития мелкой моторики в формировании личности детей 14
2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 19
Заключение 24
Библиографический список 25
Введение:
Актуальность темы. Состояние физического и психического здоровья современного ребенка приобретает общегосударственный характер. Демографическое положение в стране сегодня еще больше обостряет проблему комплексных исследований нарушений развития, социально-психологической и медицинской реабилитации данной категории детей.
Комплексное исследование нарушений развития путем их системного анализа становится необходимым и общезначимой проблемой общества учитывая факт резкого увеличения количества детей с нарушениями физического, интеллектуального, эмоционального развития [2].
В работах А. П. Анохина, В. И. Бондаря, Л.С.Выготского, Л.В. Кузнецова, В. В. Лебединского, В. И. Лубовской, А. Р. Лурия, И. В. Мамайчука, В.Г. Петровой, Т. В. Сак, В. М. Синева, А. П. Хохлина, М. К. Шеремет и других ученых комплексное исследование нарушений развития становится общезначимой проблемой общества, учитывая стремительное увеличение детей с проблемами физического, психического, эмоционального развития, вызванного влиянием негативных экологических, социально-экономических, демографических и внутренних биологических факторов, которые затрудняют или делают практически невозможной их социально-психологическую адаптацию, вхождение в образовательное пространство и будущее профессиональное самоопределение.
Актуальной эта проблема является для дошкольников с нарушениями речи, поскольку сегодня наблюдается тенденция к росту числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Факт увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития (Н.В. Висневская, Н. В. Манько, М. Синев, В. Тарасун, В. В. Тищенко, М. К. Шеремет и др.)., требует пересмотра методов и форм воспитания и обучения указанной категории детей.
Такие авторы, как Н.Жукова, Н.Кузьмина, Т.Филичева предлагают отдельные приемы для развития тонкой моторики у детей. Л. Данилова и М. Ипполитова дают более комплексные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей
Объект исследования — процесс развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования – сравнительное исследование развития мелкой моторики у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи
Цель исследования — проверка развития мелкой моторики у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ исследуемой проблемы в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть сущность и развитие процесса развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
3. Проверить уровни мелкой моторики рук у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи.
Заключение:
Анализ литературных источников позволил установить, что сегодня количество детей, которые не успевают уже в дошкольном возрасте с программными требованиями детского учреждения не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению, составляет около 60%.
Для решения этой проблемы и разработки методов лечебно-педагогической работы с детьми с ОНР и дизартрией в последнее десятилетие начали проводить психологические, педагогические, клинические и физиологические исследования.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию существующих у ребенка двигательных, речевых, мыслительных нарушений, нарушений поведения, общения и тому подобное. Для решения этой задачи специалисты физической реабилитации предлагают объединить усилия медиков, педагогов, психологов, специалистов в области физической культуры и спорта и тому подобное.
Для всех форм дизартрии ведущей причиной, что обусловливает специфику произношения звуков, является нарушение тонуса мышц, характер которого зависит от локализации поражения в головном мозге.
На основании анализа места локализации поражения в головном мозге и на основании анализа содержания симптомов, возникающих при этих поражениях, выделяют следующие формы нарушения мышечного тонуса мускулатуры речевого аппарата при дизартрии: спастичность, гипотонию, дистонию, дискоординацию, нарушения реципрокной иннервации, диспраксию (недостаточность артикуляционного праксиса).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи
1.1. Функциональные нарушения у дошкольников с ОНР
Речевое развитие ребенка — это процесс приобретения оптимального по возрасту круга лингвистических представлений, грамматических умений и навыков, развития речи, сформированности речевой активности, самостоятельности в подражании и овладении лингвистической информации, умение использовать разнообразные средства общения.
Ребенок дошкольного возраста овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со своим психическим развитием, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, мышления, общения. Проблема формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста является сложной и многоаспектной.
По клиническим видам К. Мастюкова выделяет три группы детей с ОНР.
I-я группа — вариант ОНР, характеризующийся наличием лишь признаков ОНР. У детей с этим вариантом ОНР не выявляется локальных поражений ЦНС. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое течение беременности и родов у матери, лишь иногда наблюдается нерезко выраженный токсикоз второй половины беременности, непродолжительная асфиксия. В постнатальном периоде у этих детей может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания. С психологической точки зрения у этих детей наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений и др. .
Дети с I-м уровнем ОНР практически не обладают фразой. Иногда наблюдается использование лепетных предложений (например: папа туту (папа поехал) Вова ода (Вова пьет воду. Вова хочет воды)). Пассивный словарь детей значительно шире активныого. Именно этому складывается ошибочное впечатление, что дети все понимают, но сами ничего не могут сказать. Надо отметить, что дети понимают обращенную к ним речь только в контексте ситуации. Они не понимают значений многих слов, значений грамматических изменений слов. В импрессивной речи детей существенную роль играет лексическое значение слов, грамматические формы не учитываются.
II-я группа — отягощенный вариант ОНР церебрально-органического генеза. У детей этой группы ОНР обусловлено более сложной симптоматикой и патогенезом. Нарушение речевого развития сопровождается неврологической и психопатологической симптоматикой. Выраженная неврологическая симптоматика у этих детей свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом поражении соответствующих мозговых структур.
Второй уровень общего недоразвития речи характеризуется более высокой речевой активностью детей. У детей появляется фразовое вещание. Но оно весьма искаженное в фонетическом и грамматическом отношении. Дети могут более или менее развернуто рассказать о знакомых событиях, о себе, семье, отвечать на вопросы, составлять примитивный рассказ по рисунку.
К III-й группе детей с ОНР относятся дети с алалией.
Этиология алалии сопровождается поражением речевых зон как левого, так и правого полушарий. У детей с моторной алалией имеют место сложные Дизонтогенетические-энцефалопатические нарушения. Клинические и энцефалографичкские исследования показывают, что у детей с моторной алалией имеют место не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражения подкорковых структур мозга.
Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда в 5 лет. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, наблюдается недостаточная речевая активность.
Отстает экспрессивность речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Неполноценная речевых деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания .
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения дети с ОНР с трудностями овладевают навыками анализа и синтеза, сравнением и обобщением.
У детей с III-м уровнем ОНР наблюдаются устойчивые отклонения в усвоении и применении грамматических средств речи. Импрессивный аграмматизм проявляется в недостаточном понимании морфологической структуры слова.
У детей дошкольного возраста с ОНР формирование форм общения происходит с опозданием, наблюдаются стойкие трудности во взаимосвязи и взаимодействии с окружающими .
Многолетнее изучение Т. Филичевой речи 6-7-летних детей позволило установить, еще одну категорию детей, которая проявляется за пределами выше описанных уровней и может быть определена как IV-й уровень речевых недоразвития — нерезко выраженное недоразвитие речи .
У детей с IV-м уровнем недоразвития речи выявляются незначительные нарушения всех его компонентов. У таких детей нет выраженных нарушений звукопроизношения, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.
Характерным своеобразием является то, что, понимая значение слова, ребенок не получает в памяти его фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение в различных вариантах: персеверации, перестановка звуков и слогов, парафазии, опускания слогов, добавления звуков и слогов. Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи .
Образования слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Устойчивыми остаются ошибки при употреблении существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами единичности, существительных, характеризующие эмоционально-волевой и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных. Это позволило выделить детей с более легкой формой ОНР в самостоятельную группу — четвертый уровень речевого недоразвития.
Глубокое изучение всех сторон речи позволяет констатировать, что все компоненты речи: лексика, грамматика, фонетика, связная речь, звукопроизношение — остаются у таких детей недоразвитыми.