Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Сравнительная характеристика психомоторики дошкольников с разными видами речевых нарушений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Анализ научной литературы по проблеме исследования 4
1.1 Проблема развития речи детей дошкольного возраста в трудах ученых 4
1.2 Клинико-педагогическая диагностика нарушений речи 7
1.3 Психомоторика у детей с речевыми нарушениями 17
Глава II. Эмпирическое исследование 24
2.1Материалы и методы исследования 24
2.2 Результаты исследования 26
Заключение 33
Список использованных источников 36

  

Введение:

 

В настоящее время детей с недостатками речевого развития становится все больше.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения и воспитания в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач в современной педагогике.
Психомоторика в развитии речи играет важную роль, поэтому считаю целесообразным рассмотреть данную тему.
Цели: изучить состояние психомоторики дошкольников в разных видах речевых нарушений и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи:
1) Проанализировать проблему недостатков психомоторики дошкольников при нарушениях развития в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить состояние психомоторики дошкольников с разными видами речевых нарушений (моторная алалия, стертая форма дизартрии), выделив качественные уровни сравнения психомоторики.
3) Предложить рекомендации для коррекции выявленных недостатков психомоторики.
Объект: психомоторика дошкольников.
Предмет: психомоторика дошкольников с разными видами речевых нарушений.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ литературы по теме исследования).
2) Диагностические (оценка общей, пальцевой, артикуляционной моторики, проба Н.И.Озерецкого, Вырежи круг: зрительная моторика, гештальт — тест А.Бендер).
3) Качественно – количественная обработка.
База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сосенка» г. Железногорска-Илимского. Группа компенсирующей направленности. Количество воспитанников в группе 14 человек, из них: 7 детей старшей группы, 7 детей подготовительной группы (возраст 5-7 лет): 4 ребенка с моторной алалией, 4 ребенка со стертой дизартрией, 4 ребенка с ОНР III уровня, 2 ребенка с дизартрией.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Согласно клинико-педагогической классификации нарушения речи делят на две группы: нарушения устной и письменной речи. Нарушения устной речи, в свою очередь, разделены на подгруппы в соответствии с ведущего (первичного) дефекта. Таким образом выделяют группу нарушений при которых ведущими являются отклонения в развитии фонетической стороны вещания-дислалию, ринолалию и дизартрию; нарушение при котором ведущей является порок интонационно-мелодической стороны вещания – ринофонию; недостатки голоса – афонию, дисфонию, фонастению; нарушения темпа и ритма речи – брадилалию, тахилалию, заикание; а также сложные структурно-семантические отклонения в развитии речи к которым относят алалию, афазию и по нашему мнению целесообразно включить и такое нарушение речи как сложную дислалию.
Нарушение письменной речи в клинической классификации делят на две подгруппы. К первой относят нарушения чтения-алексию и дислексию, а ко второй – нарушение письма – аграфию, дисграфию и, в последнее время, в эту группу нарушений включают дизорфографию. В частности, традиционно термины «дислалия», «ринолалия» и «дизартрия» обозначают изъяны речи, при которых ведущим нарушением является изъян произношения фонем.
Психомоторика — совокупность сознательно управляемых двигательных действий, процесс, обобщающий психику с ее двигательным выражением — мышечным движением. Явление психомоторики есть поле-дисциплинарным предметом изучения в научных знаниях и психолого-педагогической практике, известной как психология произвольных движений, двигательная активность, моторная сфера. Таким образом психомоторика представляет собой совокупность явлений (процессов), обобщающих психику с ее двигательным выражением — мышечным движением, охватывая все сознательно управляемые действия человека. [1]
Никандров В. В. так же отмечает типологические различия, психологически обусловленных, движений человека в зависимости от его возраста, пола, строения тела и т. д.
М. А. Гуревич и Н. И. Озерецкий определили следующие составные части психомоторики:
Экстрапирамидные: тонус; изменение иннервации и денервации; темп; ритм; автоматические движения (выразительные и защитные); вспомогательные движения.
Пирамидные: сила, энергия движений; выразительность исполнения (отсутствие синкинезий). Выразительность зависит также от согласованности всех систем.
Церебелярные кортикоцеребелярные компоненты: равновесие, соразмерность движений; координация движений.
Фронтальные: двигательная активность, определяющая установку, смену установки и последовательность движений; способность выработки формул; способность сохранения формул (энграммы); способность к одновременному движения; вторичные автоматизмы.
Анализ результатов проведенного нами исследования позволил сформулировать следующие положения.
Дети с нормальным типом развития достаточно эффективно решали двигательные задачи, связанные с проявлением статической и динамической координации, дифференциацией мышечного напряжения, силой сжатия кисти рук, воспроизведением силового параметра движения. У них наблюдались согласованность движений рук и ног, отчетливость выполнения заданных параметров движения.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, аллвалией и дизартрией зафиксировано отставание от нормы в развитии психомоторной функции субкортикального и пространственного уровня управления движениями. Причем в большей степени страдает рубро-спинальный уровень управления движениями (А), в меньшей степени – таламопаллидарный (В) и пространственный (С) уровни организации движений. Следует также отметить, что тяжесть нарушений в психомоторном развитии соотносима с уровнем общего недоразвития речи испытуемых. Последний факт вызван тем, что в первые семь лет жизни ребенка (прежде всего в раннем возрасте) интенсивно формируются структуры мозга, отвечающие за развитие психомоторной и речевой функций дошкольников.

 

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1 Проблема развития речи детей дошкольного возраста в трудах ученых

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говорить, — правильно и чётко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова. Изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли — нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, рече-двигательный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня. Но имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда [3].
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих трудах рассматривал язык и речь как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. По его мнению, язык представляет объективную основу речевой деятельности человека. При этом в своих трудах автор изучал вопросы общения как деятельности, социальный смысл коммуникации, корректность и правомерность использования термина речевой деятельности [21].
Д.Б. Эльконин в своих исследованиях указывает, что формирование речи протекает так же как и развитие предметного действия. Так, слово в раннем возрасте является для ребенка орудием, которое он использует очень часто, в связи с чем, протекает интенсивное развитие речи. Это является признаком того, что дети практически за 2-3 года овладевают родным языком, а если воспитываются в среде с двумя языками, то – двумя. При этом процесс овладения языком характеризуется дифференцированием слова, его насыщением предметным значением и постепенным отрывом от предмета к обобщению [2].
Л.С. Выготский [6] и А.Р. Лурия [23] при исследованиях соотношения речи и мышления у ребенка, указывали, что психические процессы у детей протекают на ряду с развитием речи. Поэтому воспитание речи у дошкольников считается одной из самых важных задач общественной значимости.
Заметим, что речь является сложившейся исторической формой общения человека при помощи языка. При этому речь выполняет две взаимозависимые функции – коммуникативную и мыслительную.
Процесс развития речи напрямую зависит от социализации детей, а так же усвоения им норм и правил поведения конкретного общества. Речь является высшей психической функцией, поэтому ее возникновение и развитие при условиях социальной изоляции ребенка невозможно, так как она перенимается у того социального окружения, в котором живет и действует ребенок [21].
Развитие речи ребенка происходит поступательно. Так, начиная с первого года жизни у детей протекает формирование предпосылок к возникновению и развитию речи. Ребенок начинает сначала усваивать определенные звуки и интонации голоса, пытается их воспроизводить. Со второго полугодия происходит формирование лепетной речи. С течением этого времени у детей формируется пассивный словарь, когда они способны понимать речь, но не могут ее воспроизводить.
Начиная с года, дети могут произносить отельные слова. Наблюдается формирование автономной речи, которая является понятной только самому ребенку. Она представляет собой искаженный набор слов и звуков, обозначающих определенные предметы, явления или действия. С течением времени словарный запас ребенка растет и он начинает грамотно произносить слова, а с 3-х летнего возраста – говорить предложениями [18].
К концу дошкольного детства при нормальном развитии у детей полностью формируется речь и речевые навыки. Ребенок в этом возрасте умеет строить предложения и у него происходит постепенное формирование эгоцентрической речи, которые не имеет в себе коммуникативной составляющей, но необходима для анализа собственных действий.
Конкретная речь и ее развитие исходит из необходимости адекватности общения. На нее опираются в случае, когда общение выходит за рамки ситуации. Сформированность конкретной речи показывает умение ребенка связно излагать свои мысли, т.е. говорить по существу. Формирование конкретной речи происходит после ситуативной, но имеет тесную взаимосвязь с ней [34].
Возникновение диалогической речи связано с формированием навыка общения с окружающими. Она важная для того, чтобы дети могли полноценно строить диалог и общаться. Формирование диалогической речи связано с процессом социализации ребенка и имеет коммуникативный характер. Зачастую, в старшем дошкольном возрасте ребенок может использовать простые формы диалога.
Монологическая речь начинает развиваться при нормальном онтогенезе одной из последних. При ее развитии ребенок учится излагать свои мысли самостоятельно, выражать свою мысль и мнение в независимости от задаваемых и наводящих вопросов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы