Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Сравнительная характеристика механизмов психологической защиты обучающихся образовательной организации МВД России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретический подход в изучении механизмов психологической защиты 6
§1 Понятие структуры, функции, механизмы психологической защиты 6
§2 Механизмы психологической защиты как предмет психологического исследования 10
§ 3 Психоаналитический подход в психодиагностике 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2 Организация и методы исследования 26
§ 1 Описание выборки и организация исследования 26
§ 2 Описание методик исследования 27
§ 3 Математико-статистические методы обработки результатов 31
Выводы по главе 2 32
Глава 3 Экспериментальное исследование особенностей психологической защиты курсантов МВД 33
§ 1 Женская выборка (портрет) 33
§ 2 Мужская выборка (портрет) 35
§ Сравнительная характеристика мужской и женской выборки 39
Выводы по главе 3 47
Заключение 49
Список литературы 50

 

  

Введение:

 

Современная социальная ситуация, особенности существования человека социальные и культурные требования приводят к тому, что субъект постоянно находится в ситуации напряженности, эмоционального стресса, испытывает негативные переживания. В данном случае происходит активизация психологической защиты того или иного типа. Как правило, психологическая защита рассматривается, как механизм, который позволяет переместить негативные переживания, нежелательные и социально неодобряемые мысли в область бессознательного, тем самым внешне преодолев собственный внутриличностный конфликт.
Однако благополучие, которое соотносится с применением психологической защиты, является исключительно внешним. Конфликт не разрешен, он сохраняется в сфере бессознательного и сохраняет собственное деструктивное воздействие. Соответственно, можно говорить о том, что психологическая защита является временным, сиюминутным способом решения проблем, в долгосрочной перспективе необходимо работать непосредственно с конфликтом.
Тем не менее следует отметить, что не все психологические защиты имею деструктивный характер. Часть психологических защит направлена на поиск объективных причин событий, преобразование негативной ситуации, активное взаимодействие с источниками конфликта, что в конченом итоге позволяет разрешить сам конфликт.
В юношеском возрасте, когда начинается, как правило, профессиональная подготовка, система психологических защит личности находится в стадии активного становления. Следует заметить, что деструктивные психологические защиты обладаю более простыми механизмами и позволяют быстрее достигнуть ощущения психологического благополучия. Кроме того, можно предположить, что существуют определенные гендерные различия в предпочтении к выбору той или иной психологической защиты, который обусловлен определенными гендерными стереотипами, прививаемыми с детства.
Также следует отметить, что выработка конструктивной психологической защиты для курсанта МВД является особо важной по той причине, что он является представителем определенной структуры, к которой у общества, с одной стороны, всегда были и остаются высокие требования и ожидания, с другой, отмечается высокий уровень негативного отношения. Соответственно, это провоцирует более высокий уровень стресса, провоцирующий на активное применение психологической защиты.
Цель исследования: проанализировать и сравнить гендерную специфику психологических защит у курсантов МВД.
Объект исследования: психологическая защита курсантов образовательных организаций МВД.
Предмет исследования: гендерные механизмы психологической защиты у курсантов образовательных организаций МВД.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы к пониманию и интерпретации феномена «психологическая защита»;
2. Описать программу эмпирического исследования специфики психологической защиты курсантов МВД;
3. Дать характеристику гендерным особенностям психологической защиты курсантов МВД по результатам проведенного исследования.
Гипотеза: юноши и девушки, обучающиеся в образовательных организациях МВД, демонстрируют склонность к использованию разных форм защиты.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, обобщение;
2) эмпирические: констатирующий эксперимент (тестирование по методикам: опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index), опросник «Индикатор копинг-стратегий» (Д.Амирхан), Методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева).
3) математико-статистические: Т-критерий Стьюдента.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, под психологической защитой подразумевается механизм, который позволяют субъекту вытеснять в область бессознательного негативные эмоции, переживания и чувства, обусловленные существованием внутриличностного конфликта. Данный конфликт может быть вызван несоответствием представлений субъекта о себе и реальной действительности, недостатками Я-концепции, поведение, мысли, противоречащие социальным нормам и запретам. Человек перемещает их в область бессознательного, выстраивает с помощью психологической защиты определенный барьер вокруг них, что позволяет ему достичь условного психологического благополучия. Однако данное благополучие только мнимое, деструктивное действие конфликта сохраняется, приводя, например, к психосоматическим проявлениями, что обуславливает необходимость работать с конфликтом. Как правило, без специалиста человек не может этого сделать, т.к. не способен осознать конфликт и проблему.
Основоположниками концепции психологической защиты являются представители психоаналитического подхода и до настоящего времени этот феномен наиболее активно исследуется именно в рамках данного направления.
В настоящее время разработано достаточно большое количество диагностических методик, направленных на изучение психологической защиты личности, совладающего поведения.
Мной было проведено эмпирическое исследование особенностей психологических защит курсантов, обучающихся в вузе МВД. Выборка исследования была представлена равным количеством юношей и девушек, что помимо общей структуры психологических защит группы курсантов, позволило установить также гендерные отличия данного феномена в исследуемой группе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретический подход в изучении механизмов психологической защиты
§1 Понятие структуры, функции, механизмы психологической защиты

Психологическая защита в психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко определяется как «…система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие психологической защиты, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке»
Цель психологической защиты – преодоление или достижение минимальной степени тревоги, обусловленной функционированием внутриличностного конфликта, который представляет опасность целостности личности и поддержанию стабильного уровня самооценки субъекта, его Я-концепции и образа мира, за счет выведения за рамки сознаний эмоций и чувств или их преобразование в том плане, чтобы не позволить актуализироваться внутриличностному конфликту.
Положительными характеристиками защит можно считать то, что они обладают гибкими, изменчивыми защитными методами, позволяют уменьшить уровень эмоциональной напряженности, вариативность защитных средств, снижение эмоционального напряжения, укрепление защиты при подтверждении ее другими людьми, субъективная интеграция поведения, ощущение удовлетворенности и совершенства при реализации защитного поведения, ощущение силы «Я». Однако параллельно описываются такие эффекты защитного поведения, которые являются признаком е низкой продуктивности: отступление от объективной реальности в угоду субъективной психической реальности (включающей идеализацию «Я»), сосредоточенность на собственном «Я» и пренебрежение важностью значимости «Я» другого, неадекватная обратная связь, которая не подтверждает идеализацию «Я». Соответственно, функционирование психологических защит соотносится с сохранением собственного психологического «лица» с помощью ухода от действительно за счет использования защитных механизмов, т. е. субъективных средств.
В данном случае специалисту предстоит решить важную задачу: имеет ли смысл непосредственно явление «защиты», несмотря на то что оно лишает реальной защиты индивида перед объективной действительность. ми средствами. Для решения данной задачи следует обозначить функции психологической защиты. Основной функцией данного феномена является преодоление конфликта между бессознательными стремлениями и усвоенными общественными нормами и правилами. Однако в реальности защита действует несколько по-другому: не устраняет существует конфликт, а удаляет за рамки сознания отрицательные, травмирующие эмоции, иными словами человек перестает осознанно переживать конфликт, однако он по-прежнему функционирует. Такие конфликты в принципе не могут быть устранены без профессионального воздействия по той причине, что сознанию субъекта недоступна их повторяемость и внутренняя детерминированность личным опытом из-за функционирования психологических защит.
Главный смысл защиты – это обеспечение адаптации, а в реальности – дезадаптации, что естественным образом провоцирует развитие ощущения незащищенности. Соответственно, психологическое здоровье не может быть достигнуть без разрешения внутреннего конфликта и, соответственно, снижения интенсивности действия психологических защит .
В данном аспекте интересна концепция глубинной психокоррекции профессора Т. С. Яценко. В психодинамическом подходе Т. С. Яценко существенное значение отводится исследованию иерархии психологических защит индивида. Главными параметрами системы психологических защит следует считать независимость, динамичность и индивидуальность. Определение «защита» предполагает активность человека, которая не полностью коррелирует с обозначенными стремлениями и целями.
В практике глубинной психокоррекции выяснено, что защиты выражаются как в сознательной, так и в бессознательной сфере психики, действуют в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой плоскости . В глубинной психокоррекции выяснено, что психологическая защита является основой для переживания субъективного чувства целостности личности и параллельно она скрывает внутренние неосознаваемые противоречия, уменьшая психологическую приспособляемость и защищенность субъекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы