Курсовая с практикой на тему Способы воздействия телевизионного контента на массовое сознание.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
воздействия телевизионного контента на массовое сознание. 5
1.1. Телевидение как средство
моделирования массового создания. 5
1.2. Характеристика основных
способов и механизмов воздействия телевизионных СМИ на массовое сознание. 9
1.3. Проблема использования
манипулятивных технологий в телеэфире. 13
Глава 2. Анализ специфики
влияния телевизионного контента на массовое сознание на примере телеканала
«Россия-1». 17
2.1. Общая характеристика
телеканала и его контента. 17
2.2. Характеристика способов
воздействия телепрограмм канала «Россия-1» на массовое сознание. 20
2.3. Оценка использования манипулятивных технологий на
телеканале «Россия-1» 22
Заключение. 27
Список источников и литературы.. 29
Введение:
Средства массовой информации являются одним из важных
социальных институтов, которые оказывают влияние на широкие слои населения.
Особенно это касается телевидения, которое выступает одним из самых популярных
СМИ у населения разных возрастных групп, не только среди молодежи, в среде
которой наиболее популярным видом СМИ становится Интернет, но и среди старшего
населения.
Это создает возможности влияния телеконтента на массовое
сознание. Конечно же, такое воздействие может быть разнонаправленным: в одних
случаях, оно положительное, в других – резко отрицательное. Так, если
посредством телевизионных СМИ формируются модели социально ответственного
поведения граждан, то такое влияние телеконтента будет иметь положительные
результаты, если же на телевидении используются средства манипуляции сознанием,
то это может иметь критические последствия вплоть до формирования деструктивных
общественных движений, необоснованной, подсознательной смены политических и
других взглядов телеаудитории и т.д.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности
изучения способов воздействия
телевизионных СМИ на массовое сознание. Это позволит выявить эффективные модели
и механизмы положительного влияния на телеаудиторию с целью формирования социально
ответственного поведения, а также даст возможность выделить манипулятивные
технологии, используемые в современных телевизионных программах.
Целью исследования в данной курсовой работе стало изучение
направлений и механизмов воздействия телевизионного контента на массовое
сознание.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены
следующие задачи исследования:
—
охарактеризовать телевидение как средство
моделирования массового создания;
—
описать основные способы и механизмы воздействия
телевизионных СМИ на массовое сознание;
—
рассмотреть проблему использования
манипулятивных технологий в телеэфире;
—
дать общую характеристику телеканала «Россия-1»
и его контента;
—
охарактеризовать способы воздействия
телепрограмм канала «Россия-1» на массовое сознание;
—
оценить использование манипулятивных технологий
на телеканале «Россия-1».
Заключение:
Проведенный анализ научной литературы показал, что телевидение
как отдельный вид СМИ имеет ряд специфических особенностей, которые
способствуют его воздействию на массовое сознание. В частности, для телевидения
характерны визуализация информации, благодаря чему слова журналиста намного
лучше усваиваются и запоминаются. Телевидение может создавать «эффект
присутствия», драматизацию событий, что также способствует активному влиянию на
массовое сознание. Такие свойства телевизионных СМИ как диалогизация и
персонификация способствуют воздействию на телеаудиторию благодаря
индивидуализированным образам известных лиц и простых граждан. Ввиду этих
особенностей именно телевидение является наиболее влиятельным СМИ в аспекте
конструирования массового сознания и социальной реальности в целом.
В научных источниках выделены различные технологии, способы
и механизмы воздействия телевизионных
СМИ на массовое сознание. В основе такого влияния чаще лежит внушение,
заражение, подражание, убеждение
телеаудитории. При этом используются механизмы, которые апеллируют к страхам
человека (путем описания угроз), к установкам на безопасность (путем
демонстрации оптимального поведения) и т.д. Под влиянием таких воздействий у
телеаудитории формируются определенные
психологические установки, изменяется социальное поведение в целом.
Это может использоваться как в положительных целях, так и
для манипулирования общественным сознанием, нагнетания разногласий в
политических, социальных и других сферах жизни общества. Анализ
распространенных технологий манипулирования общественным мнением позволил
выделить таких из них: «наклеивание ярлыков» оппонентам, искусственное
затемнение «картинки реальности» в СМИ, фрагментарная подача информации, создание
негативных ассоциаций, многократные повторы, «блестящая всеобщность», подмена
понятий, смещение акцентов, неполное информирование, интерпретация фактов в выгодном для манипулятора свете и др.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия
телевизионного контента на массовое сознание 1.1. Телевидение как средство моделирования
массового создания В эпоху информационного общества статус информации и ее роль
в общественной жизни значительно изменяются. Население ежеминутно получает значительные
потоки информационных сообщений, а
влияние СМИ на сознание общественности становится разнонаправленным и
постоянным. Развитие масс-медиа оказало огромное влияние на эффективность
использования информации и усовершенствование технологий управления
общественным сознанием. На современном этапе СМИ играют важную роль в
формировании массового сознания, а, соответственно, и в построении социальной
реальности.
Среди всех средств массовой информации телевидение отличается
особенными свойствами, которые способствуют воздействию на массовое сознание.
Телевидение характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем доверия граждан,
с другой стороны – чрезвычайно широким охватом аудитории в разных уголках
страны.
А.А. Князев подчеркивает, что телевидение, как одно из
средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая даже
те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта
способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания,
передачи и восприятия информации [13, с.23]. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик и
А.Я. Юровский отмечают, что подобно театру в силу своей физической природы
телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства, но при этом
аудитория телевидения и условия просмотра значительно отличаются, ведь перед
телеаудиторией предстает всего лишь фотографическое двухмерное изображение
мира, а все пространство в эфире кадрировано, подвержено монтажу, изменению
ракурса и т.д. Это дает возможность более сильного воздействия на телезрителя [19,
с.34].
Одной из главных особенностей телевидения как СМИ
исследователи называют специфику медиареальности и те функции, которые она
выполняет. Воспринимая телекартинку как
отражение мира, человек легко переходит грань реального и виртуального, попадая
в искусственный мир медиареальности. Это обусловлено не только техническими
возможностями телевидения, не только его способностью выражать социальные
потребности, но и тем, что оно является результатом определенного
идеологического, политического и экономического выбора медийной элиты,
медиакратии [1].
Значительный вклад в изучение возможностей телевидения влиять
на общественность внесли работы доктора филологических наук Т.И. Фроловой.
В частности, обратимся к ее публикации «Проблемы социальной сферы в
телевизионной журналистике» [26].
Автор подчеркивает те специфические характеристики телевидения, которые способствуют
максимальному влиянию на массовое сознание. В частности, среди таких
характерных специфических признаков телевидения исследователем выделены:
—
повторяемость и визуализация контента;
—
драматичность, которая привлекает телеаудиторию,
рождает сопереживание телегероям, способствуя восприятию социальной проблемы,
формируя определенные настроения и стереотипы поведения;
—
диалогизация телеэфира, которая дает возможность
обсуждения социальных и других проблем, позволяет противопоставлять различные
точки зрения в поисках истины и оптимального решения; —
персонификация телеинформации, в основе которой
лежит возможность известных личностей, а часто и простых граждан высказаться
публично, предоставить телезрителям неизвестные факты по обсуждаемой проблеме,
на конкретных примерах и героях показать воздействие тех или иных проблем на
общество [26].