Курсовая с практикой на тему Способы словообразования в современном русском языке.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 6
1.1. Основные способы словообразования в современном русском языке 6
1.2. Современный урок русского языка 10
Глава 2. Анализ изучения словообразования в школьной программе 16
2.1. Специфика изучения словообразования в школе 16
2.2. Конспект урока по теме словообразование в 6 классе 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Введение:
Актуальность работы. В современной лингвистической и методической литературе считается общепринятым факт взаимосвязи между морфемным составом слова, его словообразовательными особенностями, с одной стороны, и принадлежностью данного слова к той либо другой части речи, – с иной.
Исследователи, которые изучают язык как лингвистическое явление либо определяют методы и принципы обучения языку в начальной и средней школе, как и учителя-практики, подразумевают, что в русском языке каждой части речи свойственны конкретные структурно-словообразовательные особенности. При этом морфемная структура слова, специфика его образования выступают в единстве с лексическим значением слова и комплексом грамматических свойств, определяя семантику, правописание и частеречную принадлежность производного слова.
В работах научно-методических изданий последнего времени часто отмечалась мысль о том, что анализ слова в ходе изучения словообразования и морфемики не может быть одноаспектным, однонаправленным и предполагает непрерывное взаимодействие двух видов разбора – морфемного (из каких морфем слово состоит) и словообразовательного (при помощи каких морфем слово образовано). Разбор слова по составу, который предполагает ознакомление детей с главными типами морфем и особенностями строения русского слова, опирается на выводы словообразовательного анализа и считается в отношении его вторичным, так как членение мотивированного слова на морфемы отражает процесс его производства.
Определяя особенности словообразовательной системы русского языка во второй половине 20 в., Реформатский А.А. утверждал, что членимость обратима, ее «перевертыш» – составление слова, словообразование. Так, овладение основами морфемного анализа в школе, по определению Реформатского А.А., предполагает несколько ступеней, которые имеют тесную связь между собой: первоначальное знакомство с составом слова; ознакомление с его словообразовательной структурой, ролью и местом аффиксальных и корневых морфем в словообразовании; полный морфемный анализ, при котором каждая морфема осознается не сама по себе, а как словообразующий компонент в структуре лексических единиц языка.
Тесная взаимосвязь словообразовательного и морфемного анализов, тем не менее, не обозначает их тождества. Два типа разбора слова разные и по объекту (предмету) исследования, и по методическим способам и принципам реализации. Морфемный разбор слова предполагает анализ структуры, и производных, и непроизводных слов. Главной целью словообразовательного анализа является установление отношений производности с современной, синхронной точки зрения, потому его объектом могут быть лишь производные (мотивированные) слова, которые содержат регулярные словообразовательные аффиксы.
Объект исследования – процесс словообразования в СРЯ.
Предмет исследования – современный русский язык.
Цель исследования – изучить основные способы словообразования в современном русском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть основные способы словообразования в современном русском языке;
2. изучить особенности современного урока русского языка;
3. проанализировать специфику изучения словообразования в школе;
4. составить конспект урока по теме словообразование в 6 классе.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, изучение словообразования в системе русского языка обладает большим значением для учеников, так как помогает попасть в суть морфологической структуры слова, осознать смыслообразующие связи между родственными словами, что приводит к уточнению значения слов и позволяет детям верно и четко употреблять их в речи.
Изучение состава слова может способствовать расширению общей ориентировки детей в структуре родного языка, помогает им понять знаковую природу языковых единиц, связать грамматическую и лексическую системы, способствует развитию филологических знаний учащихся.
Элементарные знания об образовании слов различных частей речи помогают детям осознавать главный путь пополнения речи новыми словами, а понимание роли морфем в слове, семантики суффиксов и приставок может развивать у школьников способности употреблять слова в речи, учитывая значения входящих в них аффиксов.
Умение ориентироваться в морфосемантической структуре слова важно при осмыслении множества орфографических правил, так как во многих образовательных системах как основа формирования орфографического навыка представлен морфологический принцип русской орфографии.
И в итоге, изучение морфемного состава заключает в себе наибольшие возможности для развития умственных способностей детей, ведь в ходе данной работы происходит формирование и совершенствование таких операций мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.
Слова, по своему морфемному составу, бывают различной степени сложности, и дети не сразу имеют знакомство со всеми частями слова, потому материал для разбора слова по составу обязан быть отобран с соблюдением принципа постепенного усложнения их структуры: сначала слова, которые состоят из корня и окончания, затем — из приставки, корня и окончания, потом — из корня, суффикса и окончания и, наконец, слова, в состав которых входят все морфемы, которые известны учащимся.
Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования происходит в четвертом классе при изучении морфологии, когда дети наблюдают некоторые моменты образования имен существительных, имен прилагательных, глагола и учатся писать безударные падежные окончания имен и безударные личные окончания глагола.
На каждом этапе изучения раздела «Состав слова» предусматривается работа над лексическим значением слов, точностью употребления их в речи.
Таким образом, язык представляет собой живую подвижную систему, которая изменяется и развивается вместе с изменением и развитием истории и мышления народа – носителя данного языка. Одним из самых сложных процессов, происходящих в языке, является процесс словообразования, так как он пронизывает все уровни языка. Образованное слово становится элементом морфологической системы языка, и тогда предметом изучения является его принадлежность к определенной части речи и морфологические категории, представленные в системе его форм и значений. Производное слово является также объектом изучения в фонологии, где встаѐт вопрос о слогоделении и ударении. Связь словообразования и лексики заметна в процессе пополнения словарного состава языка. Лексическое значение производного слова является результатом семантического взаимодействия производящих основ и словообразовательных аффиксов. Словообразование не только ставит вопрос о том, как образуются слова, но и изучает строение и соотношение уже существующих в языке слов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Основные способы словообразования в современном русском языке
Словообразование – раздел языкознания, изучающий строение и семантику производных слов, способы их образования, а также словообразовательную систему языка в целом.
В современной науке словообразование рассматривается как особый раздел языкознания. Большую роль в развитии общей теории словообразования сыграли работы Г. О. Винокура , В. В. Виноградова , А. И. Смирницкого .
Именно после работ В. В. Виноградова словообразование было выделено в особый раздел науки о языке. Его классификация способов словообразования отражена в первой академической грамматике (1952) и стала традиционной.
В 6070-е гг. ХХ в. теория словообразования получила дальнейшее развитие благодаря работам таких ученых, как Е. А. Земская, А. Н. Тихонов, В. Н. Немченко, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов и др.
Одно из центральных понятий словообразования – способ словообразования. При определении словообразовательной структуры слова необходимо различать синхронный и диахронный подход. С диахронной точки зрения способ словообразования показывает историю появления новых лексических единиц на базе существующих слов или словосочетаний. То слово, которое появилось в языке раньше, и будет производящим (зонтик → зонт).
Важен фактор времени. Диахронное словообразование фиксирует историю рождения слова в языке в тот или иной период его развития. Большинство же слов современного русского языка не создается нами заново, а воспроизводится, извлекается из языковой памяти. С синхронной точки зрения способ словообразования определяется на основе выявления формальносмысловых отношений между словами: то слово, которое проще по форме и по смыслу, будет производящим (зонт → зонт-ик).
Долгое время для языкознания был характерен диахронный подход. Не случайно поэтому первая научная классификация способов словообразования, разработанная В. В. Виноградовым, не разграничивает явления синхронии и диахронии. В. В. Виноградов выделил и охарактеризовал морфологические и неморфологические способы словообразования и их разновидности.