Курсовая с практикой на тему Способы речевого воздействия и манипуляции в педагогическом дискурсе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 5
1.1. Исследование и сущность понятия «манипуляция» 5
1.2. Манипуляция как вид психологического воздействия 9
Глава 2. Анализ способов речевого воздействия и манипуляции в педагогическом дискурсе 11
2.1. Характеристика педагогического дискурса, речевое поведение педагога 11
2.2. Речевое манипулирование в педагогическом дискурсе 15
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Введение:
Актуальность работы. В современном мире стабильное развитие страны, движение вперёд обеспечивается не только природными богатствами, но и человеческими ресурсами. Обеспечить безопасность страны, её жизнеспособность и конкурентоспособность на международной арене может только активная, интеллектуальная, творческая личность со своей системой ценностей и новаторскими способностями. В этих условиях перед системой образования и воспитания стоят грандиозные задачи.
Основные тренды современного профессионального образования – креативность, коммуникативность, кооперация, цифровизация. К ним необходимо добавить достижение синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны.
Инновационные образовательные проекты, затрагивают основу образовательной практики – педагогическое взаимодействие. Современная парадигма развития образования уходит от традиционной «субъект-объектной» системы к новому этапу гуманизации педагогического взаимодействия и формированию «субъект-субъектных» отношений в педагогической деятельности.
Анализ литературы показывает, что на этом этапе перестройки педагогического взаимодействия выявляется склонность педагогов к манипуляциям. Щеглова Э. А. в своих работах выражает опасение, что на определённом уровне развития профессиональных качеств педагога привычка применения манипуляции «во благо ученика» может перерасти в макиавеллизм. Макиавеллизм – это осознанное убеждение в необходимости скрытного манипулирования людьми для достижения личных интересов, преимуществ, выгод и т. д.».
Опасность состоит в том, что педагог-манипулятор проецирует на своих учеников склонность к манипулированию и препятствует формированию «инновационной личности», которая может самостоятельно находить цели, решать задачи, используя свой интеллект и творческий потенциал. Изучение манипулирования в педагогическом дискурсе требует особого внимания и является актуальной.
Объект исследования – процесс речевого воздействия и манипуляции.
Предмет исследования – педагогический дискурс.
Цель исследования – изучить основные способы речевого воздействия и манипуляции в педагогическом дискурсе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «манипуляция»;
2. изучить манипуляцию как вид психологического воздействия;
3. дать характеристику педагогического дискурса, речевому поведению педагога;
4. проанализировать особенности речевого манипулирования в педагогическом дискурсе.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, манипулирование – это частный случай скрытого управления, зная универсальную схему такого управления, можно выстроить надёжную защиту от любого акта манипулятивного воздействия. Эта схема включает следующие моменты: «не давайте информацию о себе», «осознайте, что вами управляют» и собственно защиту (активную, пассивную и контрманипуляцию). Есть и другие способы психологической защиты: чёткие речевые формулировки, правильно подобранные интонации, основательность и неторопливость ответа, обращённость ответа в пространство. Главное: всегда стоять на страже своей личности. Любыми способами избегать потери своего «Я» и соединения в толпу.
Проблема применения манипулятивных приёмов в педагогической практике носит дискуссионный характер. Манипуляция – это вид психологического воздействия. Выбор типа манипулятивных приёмов тесно связан с личностью педагога.
В современной педагогике происходит смена парадигмы учебно-образовательного процесса, идёт переход от педагогики манипуляции, традиционных «субъект-объектных» отношений к формированию гуманистической парадигмы, в основе которой лежат «субъект-субъектные» отношения между педагогом и воспитанниками. Основной приём такой педагогической технологии – диалог или полилог; характерная черта – богатство импровизации, сотрудничество и сотворчество с учеником.
Образование, ориентированное на личностное развитие субъекта, особую роль отводит авторской точке зрения преподавателя как носителя и транслятора социокультурных ценностей и смыслов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Исследование и сущность понятия «манипуляция»
Специальным видом психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, является манипуляция. Как образно отметил Омар Хайям: «Мир Вам скажу, как шахматная доска – то день, то ночь. А мы? Два пешака. Подвинут нас, прижмут и – побьют, а потом бросят в ящик допока» .
Анализируя современную теорию и практику, можно утверждать, что основная причина многих манипуляций лежит в плоскости вечного человеческого конфликта между опорой на себя и опорой на внешнюю среду. Поэтому существует насущная потребность исследования и распространения результатов научных исследований ученых в этом направлении.
Анализ исследований этой проблемы свидетельствует о значительном количестве научных работ. Весомый вклад в изучение особенностей воздействия на человека с помощью манипуляции освещены в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых (Д. Бедлера, Е. Берна, Г. Бердвиссла, Дж. Бюдженталя, Н. Волынец, Г. Гарифуллина, В. Глассера, И. Горелова, Дж. Гриндера, Д. Дудинського, А. Эллиса, М. Эриксона, Д. Карнеги, А. Маслоу, И. Павлова, В. Панкратова, Ф. Перлза, А. Пиза, Ф. Пьюселика, О. Тихомирова, С. Фрейда, Э. Фромма, В. Шейнова, Е. Шострома, Г. Чалдини, Дж. Хейли, К. Юнга и др.).
Исследованию проблем отображения психологии манипулирования во взаимоотношениях посвящены работы Е. Берна (автор теории «игры») , Д. Карнеги (управление людьми с использованием манипуляции), Г. Чалдини (в работе «Психология влияния» выделил шесть основных принципов манипуляции, которые используют для управления поведением людей),